Великий богослов и философ средневековья Ансельм Кентерберийский получил мировую известность тем, что он первым попытался привести человечеству доказательства существования Бога. До него никто не смог подарить людям хотя бы один более-менее весомый аргумент.
Он тщательно изучал онтологию (науку о существовании бытия и его принципах) и явился праотцом первого онтологического доказательства существования Бога.
Затем другие философы начали приводить ещё несколько иных доказательств, но первым начал этот путь именно Ансельм.
Есть ли Бог на свете
Сколько существует человечество, столько оно мучается вопросом – существует ли Бог.
И если у верующих людей (причём не важно, к какой именно религии они принадлежат) никаких сомнений по этому поводу нет, то атеисты рьяно требуют доказательств существования Бога.
В 1077 году Ансельм пишет свой известный трактат «Прослогион», где даёт определение Богу и приводит ряд своих доказательств его существования.
Вот как Ансельм описывает Бога:
«Бог – нечто, более чего нельзя ничего помыслить» или "предел всех вещей"
Ансельм Кентерберийский
Он не воспринимал веру саму по себе. Некоторые люди придерживаются теории, что вера не должна иметь в основе знания или доказательств, что вера должна быть слепа. Что нужно верить просто потому, что ты веришь.
Ансельм Кентерберийский не поддерживал «слепую веру». Он считал, что в основе любой веры должно лежать рациональное знание.
"Верую, чтобы разуметь"
Ансельм Кентерберийский
Человек обладает способностью мыслить только благодаря присутствию Бога в нём самом.
Давайте посмотрим 4 доказательства Бога великого философа своего времени.
Доказательство Бога №1
Всё на Земле непременно тянется к благу. Никто не желает плохого себе или своим близким. Поэтому такое стремление человека неопровержимо.
Но Бог, по мнению Ансельма Кентерберийского, и есть Абсолютное Благо, ведь Бог априори не может быть на тёмной стороне. Выходит, что всё стремится к Богу (то есть к Благу), ибо Бог равняется Благо.
Доказательство Бога №2
Все вещи имеют определённое ограничение, то есть самый верхний предел и свою конечность. И вот именно самый верхний предел всего и будет Богом.
«Каждый предмет имеет свою степень совершенства, которую можно сравнить с другими. А если есть сравнительное совершенство, то есть и несравненное. Вот оно и будет Богом.»
Ансельм Кентерберийский
Поэтому такой предел и будет ещё одним доказательством.
Доказательство Бога №3
По какой-то неведомой нам причине бытие представляет собой целостную вещь. Наш мир состоит из вещей, которые образуют целостную композицию, умело кем-то выстроенную.
Именно целостность всего и подразумевает наличие Бога, благодаря которому всё пребывает в данной нам гармонии и порядке.
Доказательство Бога №4
Мир, который был нам дан свыше, является абсолютно совершенным. Все природные ресурсы и живые организмы умело дополняют друг друга.
И данное совершенство всего вокруг могло быть предоставлено только высшим разумом, то есть – Богом.
Поэтому Бог значительно превосходит всё существующее и всё, что можно осмыслить. Перед рождением каждого человека Бог вкладывает в него саму идею о своём существовании.
Он существует не только в нас, но вне нашего мира и вне нас самих. Бог – везде.
Он есть сама Жизнь, Свет и Премудрость.
«Я, Господи, не стремлюсь проникнуть в высоту Твою, ибо нисколько не равняю с ней моё разумение; но желаю сколько-то уразуметь истину Твою, в которую верует и которую любит сердце моё. Ибо я не разуметь ищу, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь. Верую ведь и в то, что «если не уверую, не уразумею».
Ансельм Кентерберийский