Найти тему
Без музыки совсем не то

«Tug of War», 1982 г. ~ первый сольный альбом Пола Маккартни, он же самый сильный в этой ипостаси

В 1980-м году Пол Маккартни начал записывать свой первый сольный альбом, но запись была прервана известием о смерти Джона Леннона. Тем не менее, в 1981 году запись была продолжена с помощью некоторых бывших коллег Маккартни и нескольких известных музыкальных звезд. В 1982 году альбом, наконец, вышел и занял первые позиции в чартах Великобритании и США.

Paul McCartney "Tug of War", 1982 г.
Paul McCartney "Tug of War", 1982 г.

Всю граммофонную деятельность Пола Маккартни можно разделить на четыре неравные части.

Первая часть – это сольники Маккартни, которые он записал под маркой McCartney самостоятельно, то есть сам играл на всех инструментах. Это альбомы «McCartney» (1970 г.), «McCartney II» (1980 г.) и «McCartney III» (2020 г.).

Вторая часть – это группа Wings, с которой Маккартни записал семь альбомов в период с 1971 по 1979 годы.

Третья часть – это конкретно сольные альбомы, записанные маэстро под маркой Paul McCartney, но без группы, а, как и положено, с аккомпанирующим составом. Таких альбомов у него большинство.

Правда, есть еще альбом, записанный Полом под маркой Paul and Linda McCartney – «Ram» (1971 г.), и его нельзя отнести ни к одной из трех категорий, потому будем считать его отдельным явлением, четвертым по счету.

Так вот, возвращаясь к сольному творчеству Пола Маккартни, то есть с аккомпаниаторами, хочу представить первый конкретный сольный альбом Paul McCartney, который называется «Tug of War». Этим альбомом Пол Маккартни открыл в 1982 году свою настоящую сольную деятельность. И надо сказать, что альбом этот получился на славу, и я долгое время его считал вообще вершиной творчества этого знаменитого «битла».

Paul McCartney "Tug of War", 1982 г., английский выпуск, две стороны конверта
Paul McCartney "Tug of War", 1982 г., английский выпуск, две стороны конверта

Впервые я услышал «Tug of War» в начале 1983-го, когда пришел из армии. Я тогда начал заново открывать для себя Маккартни, так как до армии слушал далеко не все его альбомы, а те, что слушал, не производили на меня особого впечатления. Ну, кроме «Band on the Run», конечно же.

Лейблы английского выпуска виниловой пластинки
Лейблы английского выпуска виниловой пластинки

Но «Band on the Run» - это только один альбом, а после армии мне пришлось для себя заново открывать всё, что Пол записал в 70-х, причем принимать это все в совершенно другом ракурсе, потому что тяжелая музыка мне поднадоела, и захотелось прикоснуться к сокровищнице, так сказать. «Битлы», Маккартни, Леннон, Харрисон, Ринго Старр.

Внутренний конверт для пластинки с обоих сторон
Внутренний конверт для пластинки с обоих сторон

И вот, одним из первых мне и попал в руки Paul McCartney «Tug of War», причем сразу немецкая пластинка в отличном состоянии. Я ее в тот же момент записал на бобинный магнитофон («Нота-203» с вертушки «Радиотехника-001»), и потом очень долго и с удовольствием слушал на относительно хорошей для тех времен аппаратуре (усилок «Бриг 001» и колонки «Радиотехника S-90»). Деньги на столь дорогую аппаратуру я заработал в армии. Не совсем честно, правда, зато на дембель у меня был весь комплект всего, что нужно меломану для прослушивания хорошей музыки.

Итак, я слушал «Tug of War» и радовался. Пластинка и на самом деле удалась, хотя она была очень мало похожа на то, что Маккартни делал до этого. Но если уж сравнивать эту музыку с предыдущими пластинками, то на ум приходит только Wings «London Town» (1978 г.), однако «Тяга к войне» все же более симфонична и более масштабна, хотя выписана в инструментальном плане более бедно.

Конверт российского выпуска альбома, Santa Records, 1994 г.
Конверт российского выпуска альбома, Santa Records, 1994 г.

Ну, это и понятно. В 1978-и старались все музыканты группы, а тут Пол собрал наемных музыкантов, большинство из которых не имело склонности приносить в чужой альбом чего-то шедеврального, и Маккартни приходилось выкручиваться самому. Даже его верный соратник Денни Лейн, который был бессменным гитаристом Wings, и приглашенный поработать над альбомом «Tug of War», не сильно и напрягался при его записи.

Лейблы российского выпуска
Лейблы российского выпуска

Да, еще эту пластинку с Маккартни записывал и Джордж Мартин, еще один бывший соратник Пола по «Битлз» и ранним сольным альбомам. Но он больше выступил как оркестратор и изобретатель всяких интересных звуков, а не как композитор.

Но как бы там ни было, а пластинка вышла очень заметной, и после нее Пол Маккартни такого же заметного больше ничего не записал, хотя и последующие диски были очень хороши, особенно «Flowers in the Dirt», который был выпущен в СССР по горячим следам в 1990 году.

Остается еще добавить, что альбом этот начал записываться еще в конце 1980 года, но сессии были прерваны, когда Маккартни получил известие об убиистве Джона Леннона в Нью-Йорке 8 декабря. Таким образом альбом «Tug of War» вместо 1981 года появился только в конце апреля 1982-го.

Сторона 1:

1). Tug of War (4:20). Отличная песня-гимн, очень громко оркестрованная, как раз в стиле самых пафосных песен Маккартни. На электрических гитарах тут чешут сам Маккартни, Денни Лейн и Эрик Стюарт из 10CC. Линда Маккартни подпевает вовсю, она вообще подпевает почти на всех песнях этого альбома. Кстати, все песни для диска написал Пол Маккартни, кроме №4.

2). Take It Away (3:50). Еще один прекрасный номер, на этот раз развлекательный. Гитар не слышно, зато оркестр зашкаливает. На барабанах стучит Ринго Старр, ну, мало кто его не знает!

3). Somebody Who Cares (3:13). Классический романтически-печальный медляк от Маккартни с признаками просветления. На бас-гитаре играет Стенли Кларк.

4). What's That You're Doing? (6:13). Дуэт Маккартни со Стиви Уондером в песне совместного авторства. Маккартни играет на басу, барабанах и соло-гитаре, а Уондер – на клавишных. На хорошей аппаратуре композиция слушается прекрасно.

5). Here Today (2:24). Чисто акустический номер а-ля чистый Маккартни со струнной оркестровкой.

Сторона 2:

6). Ballroom Dancing (4:06). Неплохой «ярмарочный номер» - с каруселями и клованами. Как в старые времена Ринго Старр чешет на барабанах, а Пол – на бас-гитаре.

7). The Pound Is Sinking (2:49). Шикарная вещь, думаю, что самая лучшая на альбоме. Маккартни поет и играет на барабанах и на всех электрических гитарах, включая и соло. Денни Лейн озвучивает гитару акустическую, а на басу – снова Стенли Кларк.

8). Wanderlust (3:47). И снова Ринго Старр стучит на барабашках. Эта песня – еще один гимн, пожалуй, даже более значительный, чем «открывашка», хотя и беднее композиционно.

9). Get It (2:28). Такая чисто «народная английская» песня, Пол поет дуэтом с Карлом Перкинсом, Перкинс же еще и играет на электрической гитаре.

10). Be What You See (Link) (0:32). Какая-то католическая микро-сюита – предисловие к следующей композиции.

11). Dress Me Up as a Robber (2:40). Отличный активный номер, чем-то напоминает период альбома Wings «London Town». Денни Лейн тут чешет на электрогитаре и синтезаторе.

12). Ebony and Ivory (3:41). Неплохая баллада в духе Маккартни, поется дуэтом со Стиви Уондером. Кстати, последний лабает также и на барабанах.

В заключение следует добавить, что работа над альбомом «Tug of War» была такой плодотворной, что на него влезли далеко не все записанные песни, и поэтому их пришлось перенести на следующий альбом – «Pipes of Peace» 1983 года.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ПОЛЕ МАККАРТНИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Какой альбом Пола Маккартни 70-х годов самый лучший? Все они хороши, но по-разному

Альбом «Back to the Egg», 1979 г. ~ убойное завершение карьеры группы Пола Маккартни Wings

Альбом Wings «London Town», 1978 г. ~ ментальная вершина Пола Маккартни, после которой надо было что-то кардинально менять

Альбом «Wild Life», 1971 г. – неплохой дебют группы Wings, но как творение Пола Маккартни хорош только наполовину

Paul and Linda McCartney «Ram», 1971 г. ~ это матрица, из которой Маккартни черпал идеи для всей своей остальной музыки