3 октября 1993 года. Воскресенье.
Антиельцинский Путч. Хроника одного дня
В 14 - 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади.
Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы.
ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.
Начальником ГУВД Москвы принято решение направить на Октябрьскую площадь резерв из 350 солдат внутренних войск, который прибыл в 14 – 50 и выставил войсковую цепочку. Она продержалась 5-7 минут, после чего была смята. Из 12 автомашин 10 было захвачено. Остальной личный состав оттеснён толпой по Садовому кольцу.
В 15 - 00 Александр Руцкой с балкона Дома Советов призвал народ начать штурм мэрии и телецентра в Останкино.
Александр Руцкой:
— Прошу внимания! Молодёжь, боеспособные мужчины! Вот здесь в левой части строиться! Формировать отряды, и надо сегодня штурмом взять мэрию и "Останкино".
— Ура!
Руслан Хасбулатов:
— Я призываю наших доблестных воинов привести сюда войска, танки для того, чтобы штурмом взять Кремль и узурпатора, бывшего преступника Ельцина…
В 15 - 25 участники демонстрации, прорвав оцепление из сотрудников милиции и внутренних войск на Крымском мосту, захватив в качестве трофеев алюминиевые защитные щиты и резиновые палки милиционеров, прошли многотысячной толпой по Садовому Кольцу и Новому Арбату до Дома Советов.
При прорыве получили ранения 2 сотрудника ОМОН.
По пути в районе Смоленской площади участники шествия разбили стёкла троллейбусов. Демонстранты были обстреляны ОМОНом, отступившим к зданию мэрии. Результат - 7 убитых, десятки раненых. Кроме того, погибли 2 сотрудника МВД. Один из них — полковник, пытавшийся запретить войскам стрелять.
В 16 - 00 Б. Н. Ельцин подписал Указ о введении чрезвычайного положения в Москве.
У Белого дома состоялся митинг, на котором Руцкой призвал демонстрантов взять штурмом здание мэрии и телецентр в Останкино. Руслан Хасбулатов на том же митинге призвал штурмом взять Кремль и заключить Ельцина в Матросскую тишину.
С 16 - 00 толпа под предводительством Альберта Макашова в течение получаса захватила здание мэрии на Новом Арбате, 36.
Толпа в вестибюле встречает улюлюканием захваченных в здании людей, их пинают и плюют в лицо.
ОМОН и внутренние войска отступили, оставив военные грузовики с ключами в замках зажигания, а также гранатомёт.
С этого времени и до самого раннего утра 4 октября на улицах в центре Москвы, в частности на примыкающих к Дому Советов России, не было ни войск, ни сотрудников милиции, которые предпочли не вмешиваться в происходящее.
Демонстранты, возглавляемые Анпиловым и Макашовым, двинулись в сторону телецентра в Останкино. Часть из них поехали через весь город на оставленных внутренними войсками у мэрии грузовиках, ни один ие был остановлен.
Сотрудники ГАИ пытались выставить противотанковые ежи на окрестных улицах - на пересечении Новомосковской улицы и проезда Дубовой рощи, Ботанической улицы и 1-ой Останкинской и других, но было уже поздно. Колонна беспрепятственно проследовала по главной дороге — улице Академика Королёва.
В 17 - 00 защитники Дома Советов, прибывшие в "Останкино", потребовали предоставления им прямого эфира.
Около 20 человек из них были вооружены автоматами, кроме того, у них был один ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7, оставленный внутренними войсками.
С целью добиться предоставления "прямого эфира" для руководства Верховного Совета, по распоряжению и. о. Президента Российской Федерации А. В. Руцкого к телецентру "Останкино" была направлена автоколонна сторонников Верховного Совета, возглавлявшаяся уполномоченными для ведения переговоров с руководством и охраной телецентра народным депутатом Российской Федерации И. В. Константиновым и генерал-полковником А. М. Макашовым.
Вслед за автоколонной к телецентру направилась многочисленная пешая колонна демонстрантов. Для обеспечения охраны при переговорах и поддержания порядка среди демонстрантов в составе автоколонны находились 16 членов дополнительных охранных подразделений Верховного Совета, имевших при себе оружие и подчинявшихся А. М. Макашову.
Насильственного захвата телецентра "Останкино" не планировалось.
По мнению Руслана Хасбулатова, действия лиц, призвавших защитников Дома Совета отправиться на штурм телецентра "Останкино" носили провокационный характер:
нению Руслана Хасбулатова, действия лиц, призвавших защитников Дома Совета отправиться на штурм телецентра "Останкино" носили провокационный характер:
В 18 - 00 Борис Ельцин подписал указ об освобождении Александра Руцкого с должности вице-президента России и об увольнении его из армии, а также указ о введении в городе Москве режима чрезвычайного положения.
В 19 - 00 здание телецентра охраняют около 480 сотрудников милиции и внутренних войск, представлявших различные подразделения — от хорошо экипированного различными видами вооружений отряда спецназа «Витязь» и ОМОН до солдат одной из войсковых частей внутренних войск, не имевших никакого оружия, кроме резиновых палок.
Совершенно определённо можно сказать, что те подразделения и милиции, и внутренних войск, которые по приказу руководства заняли посты в Останкино, не выполнили своих обязанностей постовых, поскольку пост священен и поскольку там было достаточно сил и средств, чтобы не допустить того, что они называют штурмом.
Машина, которая колотит стекла в здании. Ее легко было остановить — и не нужно стрелять по толпе, по людям.
Можно было расстрелять радиатор, колеса. И тогда люди бы не пошли на штурм.
Не думаю, что они были обязаны стрелять по толпе, по журналистам, по медикам.
Командовать обороной прислали заместителя командующего внутренними войсками — генерал-лейтенанта. Но — заместителя по кадрам.
Будь там другой заместитель — по боевой подготовке, по оперативной работе, с опытом другой работы — не по кадрам, события развивались бы по другому сценарию.
Митингующие в течение двух с половиной часов проводили стихийный митинг возле телецентра, требуя предоставить им прямой эфир.
В 19 -30 генерал Альберт Макашов потребовал от военных, находившихся в "Останкино", сложить оружие в течение трёх минут. Здание на тот момент, охраняли около 1200 военнослужащих, 6 БТР, 105 бойцов отряда спецназа "Витязь" и 110 сотрудников управления охраны. По истечении срока ультиматума "боевики Макашова" обстреляли здание из гранатомёта, оттуда был открыт ответный огонь.
Сподвижники Макашова предприняли попытку проникнуть внутрь. Грузовиком они таранят двери здания на улице Академика Королева,19, в котором расположены студийные аппаратные программы «Время» Первого канала телевидения.
Сразу после этого выстрелом с крыши одного из зданий был ранен один из митингующих, затем произошёл взрыв у пролома на месте дверей, осколками были ранены стоявшие рядом демонстранты и одновременно внутри здания среди бойцов "Витязя" произошёл взрыв неустановленного взрывного устройства, во время которого погиб рядовой спецназа.
Попробуй там, в темноте, различить, кто журналист, а кто боевик. Все эти лица стали жертвами шквального огня вначале. Потом стрельба велась одиночными и прицельно — лишь по вооружённым людям. Команда была такая: уничтожать только тех, кто с оружием.
Внутри телецентра был застрелен видеоинженер АСК-3 Сергей Красильников.
В 19 - 12, после взрыва, спецназ и БТРы начали вести огонь из автоматического оружия по толпе, собравшейся у телецентра, что привело к гибели по меньшей мере 46 человек, среди которых было несколько журналистов.
Первым погиб оператор германской телекомпании ARD Рори Пек, снимавший возле входа в телецентр.
В 19 - 26 диктор "Останкино" объявил о прекращении программы, сославшись на то, что первый этаж телецентра захвачен. Телерадиовещание всех компаний из "Останкино" было прекращено, в эфире остался лишь телеканал государственного Российского телевидения, чья эфирная студия располагалась в другом районе Москвы.
В 20 - 10 атака сторонников Верховного Совета на телецентр в Останкино прекратилась.
А что сейчас?
Для ответа на этот вопрос предлагаю вернуться в день сегодняшний и совершить небольшую виртуальную прогулку по Останкинскому телецентру. Встречаемся в бюро пропусков около главного входа.
Кстати о пропусках.
Много лет назад было у меня необычное "хобби".
Кто – то собирал марки, кто – то монеты, кто – то спичечные коробки.
Мое "хобби", как ни странно это звучит – коллекционирование "звезд", как сейчас говорят, шоу – бизнеса. Нет, не открыток, которые продавались в газетных киосках, а "живьем" и, желательно, с автографом.
Вы не поверите, но сделать это было довольно просто.
В каждый свой приезд в Москву я выделял один день для поездки в Останкино.
Сразу, при входе в здание Телецентра находилось и находится сегодня бюро пропусков, а, точнее, огромный зал с множеством окошек. Эта часть комплекса по своим размерам сопоставима, разве что, с терминалами современных аэропортов. Но, несмотря на огромные размеры, служба работала с большой нагрузкой.
Слишком много гостей принимал комплекс.
"Счастливчикам", которые получали право на вход в этот загадочный мир, нужно было подняться на несколько ступенек, предъявить пропуск милиционеру – объект был режимный - и, после строгого фейс – контроля, исчезнуть в лабиринтах многочисленных коридоров.
В это странное время вход в здание был общим, независимо от "звездности". Мимо милиционера проходили все – от простой уборщицы до самой модной "звезды".
Только в случае визита очень высокопоставленной особы открывали вторую проходную, расположенную в ста метрах от первой. Все остальные заходили в здание на общих основаниях.
Конечно кроме телевизионного начальства.
Так, в течение нескольких часов, проведенных в бюро пропусков, я мог увидеть известные всей огромной стране лица так сказать, "живьем".
А, если повезет, даже получить автограф.
Вот такое странное "хобби".
Сегодня к зданию подойти нельзя. После Путча 1993 года появился забор, окружающий телецентр по периметру. Точно так же, как вокруг "Белого дома".
"Звезд" тоже уже не увидишь. Они паркуют свои автомобили внутри ограждения.
Стоянка теперь находится под усиленной охраной, ведь такую "выставку" машин самых престижных моделей нельзя оставить без надежного присмотра.
Вот не было ограды и чуть не угнали новенький джип "Чероки" у популярного телеведущего Леонида Якубовича. Угнать не смогли, но повредили хорошо.
Случилось это в "лихие девяностые" и с тех пор "качество" работы угонщиков резко выросло. Как и количество дорогих "иномарок" на парковке.
Вообще то, эта "выставка" автомобильного эксклюзива и есть первая достопримечательность в рамках нашей экскурсии.
Телецентр "Останкино" называли "государством в государстве" еще в те времена, когда здесь размещалась только одна компания – Центральное телевидение СССР.
Сегодня это выражение звучит еще более актуально.
Останкинское "натуральное хозяйство". Что это такое?
После закрытия проекта под названием "СССР", как следствие, начался распад его составляющих. В том числе и Центрального телевидения. Образовавшиеся на его месте, многочисленные небольшие компании работали на себя, отдавая часть "выручки" техническим службам.
Но выхода не было. За передачу информации нужно платить.
При этом "забывалось", что и огромное здание, то, где эти новорусские телевизионщики делали свои деньги, тоже нуждается в обслуживании и ремонте.
На поддержание комплекса в рабочем состоянии требовались средства, и не малые.
Пришлось администрации сдать часть помещений в аренду. Хорошо, что не всем подряд.
Знаменитый, запечатленный во множестве фильмов, широкий коридор первого этажа, который начинается сразу за милицейским постом, превратился в самый настоящий шопинг – центр.
Так на территории, прежде неприступного, "Останкино" появились магазины, рестораны, турагентства, парикмахерские и, далее, в том же духе.
"Останкино" перешло на самосодержание, некое подобие того, что в средние века называлось "натуральным хозяйством".
Людям, работающим в здании, можно не выходить из него месяцами и при этом не испытывать недостатка ни в чем. Ведь практически все необходимые составляющие нормальной жизни здесь имелись.
Поэтому сегодня, когда для обслуживания комплекса есть достаточно средств, "главный коридор" по – прежнему находится во власти торговли и сервиса,
Правда, магазинов здесь стало меньше, но все равно их достаточно для поддержания статуса "Государство в государстве".
Если вы обратили внимание, разные телевизионные передачи, в разделе "Координаты для связи" иногда дают адрес – Москва, улица Академика Королева, 12, а, иногда, 19. Но ошибки здесь никакой нет.
Телевизионный технический центр "Останкино" состоит из двух зданий.
Главный корпус АСК – 1, работающий с 1967 года и не менее мощный АСК – 3, построенный к "Олимпиаде – 80".
Это здание - бывший Олимпийский телерадиокомплекс и Олимпийский коммутационный центр – сильно пострадало во время Путча 1993 года.
АСК – 1 – аппаратно – студийный комплекс номер один - насчитывает тринадцать уровней, каждый из которых имеет свою специфику.
Первый этаж представляет собой тот самый шопинг – центр, о котором я уже рассказывал. Именно он, точнее его арендаторы, спасли, в свое время, этот уникальный комплекс.
Второй этаж здания, по – моему, самый главный.
Здесь находится "сердце" творческой части "Останкино" – съемочные павильоны – студии, в которых производится большая часть телевизионной продукции.
На третьем этаже размещаются аппаратные монтажа и редакции различных программ.
Четвертый этаж – технический. В общественных зданиях этот уровень обычно не имеет номера. Здесь проходят коммуникационные тоннели с трубами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности огромного комплекса.
Пятый, шестой и седьмой – "царство тележурналистики".
Несколько следующих этажей считаются в "Останкино" "элитными".
Здесь не снимают фильмы, не делают телепередачи. Тут делают деньги. Поэтому с восьмого этажа начинается режимная зона.
Чтобы зайти сюда недостаточно пройти строгий фейс – контроль в лице милиционера. Тут действуют свои пропуска и свои отношения.
Во времена Центрального телевидения "элитным" считался не восьмой, а десятый этаж. Здесь размещалось телевизионное начальство. Но не самое высокое.
Государственный комитет по телевидению и радиовещанию – Гостелерадио СССР, находился на Пятницкой улице, в Замоскворечье. Там и была резиденция высшего руководства отрасли.
А в "Останкино" для начальства был отведен только один, десятый, этаж. И его хватало на всех, даже на "спецбуфет", в котором столовались особо избранные – высшее руководство телецентра, политические обозреватели и дикторы программы "Время".
Если в советское время начальству хватало одного этажа, даже его части, то сегодня многочисленное руководство небольших телеканалов занимает всю верхнюю часть здания телецентра – с восьмого по тринадцатый этажи.
Еще одна часть комплекса – концертная студия. Фактически это театральное здание, встроенное в нижнюю часть здания телецентра, связанное с ним, но имеющее возможность функционировать независимо от главного здания.
Здесь, как и в любом другом зале, проводятся концерты, много лет снимается традиционная передача "Песня года".
Концертная студия имеет отдельный вход, выходящий на Останкинский пруд, который вместе со вторым корпусом телецентра – АСК – 3, Останкинской телебашней и Шереметьевским дворцом создают удивительно гармоничный архитектурный ансамбль.
Останкино - чудо техники и флагман пропаганды. Смутные времена.
4 января 20224 янв 2022
6
12 мин