Для чего?
Ребенку в машине трудно находиться долгое время в бездействии. Конечно, можно включить мультики, и проблема с капризами будет решена. Но не лучше ли потратить время в дороге на получение новых знаний, положительных эмоций, на общение.
Что делать?
Итак, чем можно занять ребенка в машине.
С маленьким ребенком, который еще не умеет разговаривать, конечно, придется говорить самим. Вы, наверное, уже знаете много коротких стихов, которые читаете крохе дома. Рассказывайте их наизусть. Да и необязательно коротких и необязательно стихов, можно и сказки, но знакомые, которые ребенок уже знает и главное – любит. Рассказывайте о том, что происходит за окном машины. Книжки с картинками – тоже неплохой вариант. Но еще лучше книжки, в которые можно играть. С открывающимися окошками, за которыми прячутся герои, шнуровками, передвигающимися персонажами, другими словами – живые книжки.
Ребенок долго не может удерживать внимание на одном занятии, поэтому придется их менять. Можно взять с собой пальчиковые куклы, от лица которых можно рассказывать сказку или просто играть с малышом. Таких кукол можно как купить, так и изготовить самим. И получится пальчиковый театр.
Игры с пальчиками и ладошками: "ладушки", "сорока – белобока", "коза рогатая" и другие на короткое время отвлекут малыша.
Не надо забывать про сказки и песенки, которые можно включать на магнитофоне.
Можно рисовать, но не всегда удобно рисовать в альбоме, а вот специальная доска, на которой можно рисовать, стирать и рисовать заново очень даже подойдет.
Если дорога дальняя, то без новых игрушек не обойтись. Т.к. на какое – то время новая игрушка отвлечет малыша. Поэтому с собой берутся любимые игрушки ребенка и несколько новых, из той тематики, которая интересна ребенку.
А вот для детей постарше гораздо больше развлечений.
Игра «Назови противоположность».
Вы называете слово, ребенок должен назвать ему потивоположное по значению слово, например:
Горячий-холодный,
Мягкий- твердый
Черный-белый и т.д.
Игра «Угадай, что это?», описываем предмет или животное а ребенок должен отгадать, что это.
Например, это животное живет в Африке, у него длинная шея. Или, оно зеленое, круглое, вкусное, сочное, с хвостиком, растет на дереве.
Игра «Города», называете город, на последнюю букву город называет следующий. Но дошкольнику трудно играть в города. Можно играть просто в слова. Называете слово. На последнюю букву называет слово ребенок.
Игра: «Я знаю пять имен». Помните в детстве стучали мячом об асфальт и говорили: я знаю пять имен девочек, и начинали на каждый хлопок по мячу называть имя. Дальше пять имен мальчиков и т.д. Пять городов, пять цветов, пять названий деревьев, что придумаете, то и называйте. Но вместо мяча хлопайте в ладоши и на каждый хлопок называйте.
Игра «Угадай на ощупь». Складываем в темный мешочек предметы, можно игрушки небольшие, можно фрукты-овощи, которые взяли в дорогу, и просим на ощупь определить, какой предмет.
Игра, «Чемодан». Первый участник говорит: папа собирается в дорогу и берет с собой чемодан, второй говорит – чемодан и полотенце, следующий – чемодан, полотенце и кастрюлю. И т.д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо не собьется в перечислении вещей, лежащих в чемодане. Класть можно все, как реальное, так и, например, диван. Тренирует память. Аналогично играется в караван, но там называется цепочка из животных.
Игра «Да, нет — не говори» В этой игре совершаются покупки в воображаемом магазине. Покупателю необходимо объяснить, какую вещь он хочет купить, не употребляя слова «Да» и «Нет». Продавцу наоборот необходимо строить диалог с покупателем так, чтобы он произнес слова «Да» или «Нет». Игру можно впоследствии усложнять, вводя новые ограничения.
Игра «Виселица» Нужен листок бумаги. Загадываем слово и на листке ставим такое количество черточек, сколько букв в этом слове. Угадывающий называет букву, если она есть в загаданном слове, то ее вписываем на место соответствующей черточки. Если буквы нет, то рисуем один элемент виселицы (элементы следующие: стойка, перекладина, распорка, верёвка, голова, туловище, 2 руки, 2 ноги — всего 10 элементов). Если угадывающий не отгадывает слово раньше, чем все элементы виселицы нарисованы, значит, он повешен, и снова угадывает новое слово. Если он угадал, то меняются местами.
Считаем машины, попадающиеся навстречу. Например, ребенок считает только автобусы, а вы только грузовики. Или определенные марки машин, если их уже знает ребенок. Или просто машины разных цветов. Побеждает тот, кто насчитал больше машин. Чтобы не устать. Ограничьте промежуток времени, например 15 минут.
Если ребенок знает числа, то можно поиграть в угадай число. Вы загадываете число в определенном диапазоне, например до 10. А ребенок с помощью вопросов должен его отгадать. Например, это число меньше трех? Или: это число больше 7? Потом меняетесь, загадывает ребенок, а вы отгадываете.
Можно взять книжку с логическими заданиями: найди отличия, найди лишний предмет, и т.д. И периодически ее доставать, отыскивать задания и выполнять.
Возьмите с собой тетрадку в клеточку и ручки. Будет повод вспомнить такие игры, как «Морской бой», «Крестики –нолики».
Можно взять с собой настольные игры: "шашки", "шахматы" (лучше магнитные), "уно", "карты".