Все могут короли? Все, да не все. К примеру, иногда судьба бывает несправедливой к обласканным и богатым наследникам престола. История о Марии Стюарт, которая стала королевой Шотландии менее чем через неделю после своего рождения, подтверждает это.
Поначалу эта девочка не решала ничего: после гибели ее отца (через 6 дней после ее появления на свет) она автоматически стала королевой. Далее – кто только не принимал участия в управлении ее судьбой: мать Мария де Гиз, регент Джеймс Гамильтон, кардинал Битон и множество других заинтересованных лиц.
Один из таких влиятельных людей в жизни малышки Марии, Генрих II, настоял на заключении брака девочки с Франциском II, дофином. Понятно, что это было политическое решение и никто о чувствах детей не спрашивал. К слову, когда Стюарт отправилась во Францию к своему жениху дофину, ей было 5 лет, а Франциску – четыре. Позднее был заключен первый брак для юной королевы Шотландии. Пожалуй, он был самым безопасным и потому наиболее удачным из всех ее браков.
Правда, Франциск был слабым ребенком, и Мария стала вдовой в 18 лет. Что ей оставалось? Вернуться в Шотландию. Страна была разрозненной, за власть боролись разные группы людей: одни поддерживали консерваторов, другие – протестантов. Стюарт, несмотря на столь юный брак, получила хорошее образование: она много читала, музицировала, знала несколько языков. Одним словом, поначалу она проводила очень аккуратную политику невмешательства: она никого конкретно не поддерживала, и постепенно политическая ситуация в стране стала более стабильной.
После ее возвращения королевский двор превратился в оазис культурной жизни страны. Вот как один из историков по фамилии Магнуссон описывает его: “Сверкающий двор эпохи Возрождения наполняли ученые, поэты, художники и музыканты. Там танцевали, веселились, играли в бильярд или кости допоздна, а днем охотились или ездили верхом”. Казалось бы, все идет как надо, но тут Мария… влюбилась.
Она остановила свой выбор на своем двоюродном брате Генри Стюарте, лорде Дарнли. И она сама, и Дарнли были потомками короля Англии Генриха VII. Возможно, девушку обнадежил тот факт, что Генри был близок к престолам как Британии, так и Шотландии. Родственная душа, одним словом.
Сэр Вальтер Скотт так описал возлюбленного Марии: “Молодой Дарнли был невероятно красив, высок, совершенен, эффектен, но, к несчастью, лишен проницательности, благоразумия, уравновешенности, его храбрость была сомнительной. Вместо этого он был чрезвычайно вспыльчив”.
Королева Шотландии успела выйти замуж за красавца Генри прежде, чем поняла свою ошибку. Но было поздно. Ее муж был, по свидетельствам очевидцев, “поверхностным, тщеславным, высокомерным, мстительным, ленивым, эгоистичным и непоправимо испорченным". По ночам он в основном шлялся по Эдинбургу с приятелями из низших слоев общества в поисках доступных женщин. Он не принимал участия в делах королевского двора, зато сильно ревновал свою жену. Одним из объектов его мстительности стал личный секретарь королевы, Дэвид Риччо.
Дело было так: противники Марии Стюарт убедили доверчивого Дарнли, что Риччо – его удачливый соперник (вряд ли это было правдой – Мария была на шестом месяце и ждала сына Дарнли). Они спровоцировали Генри на участие в устранении итальянца, и в 1566 году Мария Стюарт стала свидетельницей расправы группы заговорщиков с ее секретарем.
Однако Мария простила своего мужа – или сделала вид, что простила. В это время она сблизилась с Джеймсом Хепберном, четвертым графом Босуэллом. Босуэлл был лордом-адмиралом Шотландии, и хотя он обладал репутацией храбреца, он также был известен как жестокий и властолюбивый. Но Мария считала его своим спасителем, и он быстро стал ее самым надежным советником. Ее муж Дарнли вернулся к своему образу жизни, и все бы шло своим чередом, если бы не подозрительное происшествие.
В 1567 году дом под Эдинбургом, где проживал лорд Дарнли, таинственным образом разрушился и сгорел. Сам лорд был найден без признаков жизни неподалеку вместе со своим слугой. Очевидно, что он пытался покинуть дом, но не успел. Так Мария второй раз стала вдовой. Появились слухи, что Генри устранил Джеймс Хепберн, и что сама Мария приложила к этой мрачной истории руку – или энное количество шиллингов. Однако доказательств этого не было, и вскоре Босуэлл был оправдан по всем обвинениям. Почти сразу после окончания судебного процесса он женился на королеве Шотландии.
Впрочем, этот брак для Марии стал еще мрачнее предыдущего. Она фактически впала в отчаяние из-за жестокого обращения Босуэлла, но изменить что-либо было уже невозможно. После ее судьба сложится и вовсе трагически, но это уже совсем другая история.
Зато гибель Дарнли и скоропостижный брак Марии с Босуэллом так и остались загадкой. Участвовала ли Стюарт в заговоре против своего мужа? Хотела ли она отомстить ему за расправу над ее секретарем? Или заговор организовал только Джеймс Хепберн, а Мария, понимая, что спорить с ним опасно, не посмела отказать ему и вышла за него замуж? Или же она опять полюбила не того человека? Все-таки история хранит много загадок, ответа на которые нет до сих пор.
любовные истории любовь личности в истории история короли и королевы
Не забудьте подписаться, ставьте лайки.
Есть ли карма или это миф.
Стоит ли верить в удачу.