Забытый советский фильм про десантников

3,1K прочитали

«Прыжок на заре» — фильм о десантниках. Название картины интригует: кажется, что кино будет о захватывающих приключениях вдвшников, участвующих в какой-нибудь интереснейшей операции. На самом деле это скорей

картина патриотическая и воспитательная, повествующая о будничной стороне армейской службы,

а вовсе не о марш-бросках, прыжках с парашютом и погонях за шпионами.

Кадр из фильма «Прыжок на заре»
Кадр из фильма «Прыжок на заре»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Режиссёр Иван Лукинский в кино пришёл ещё до войны, но изначально занимался документальным кино.

В послевоенные годы он заинтересовался и лентами художественными и попробовал себя в этом жанре, дебютировав с короткометражкой.

И это был случай поистине уникальный: первый же фильм Лукинского, та самая короткометражка, одноимённая экранизация повести Аркадия Гайдара «Чук и Гек» (1953), сразу же стал не просто фаворитом зрителей, но и настоящей классикой советского кинематографа. Вторая картина закрепила успех режиссёра и тоже вошла в число лучших отечественных фильмов, ведь это была комедия «Солдат Иван Бровкин» (1955) ( а через три года вышло и продолжение — «Иван Бровкин на целине»). Ну а в 1960 году Иван Лукинский продолжил армейскую тему, но в более серьёзном ключе — перенёс на экран роман писателя, сценариста и режиссёра Георгия Берёзко «Сильнее атома».

Сценарий написал сам Берёзко, а

на съёмки группа отправилась в Литву, в район Каунаса, где располагался настоящий полк ВДВ.

Правда, этому предшествовал серьёзный отбор актёров. На главную роль быстро утвердили актёра Владимира Кашпура.

Кадр из фильма. Владимир Кашпур
Кадр из фильма. Владимир Кашпур
Ему предстояло играть старшину Елистратова, немолодого военного, который внешне выглядит человеком ограниченным, безынициативным, но требовательным, эдаким службистом.

Каждый день он следит за молодыми солдатами, вбивая в их головы армейские правила и представления о дисциплине. По ходу дела выясняется, что Елистратов, получивший от десантниов-первогодков кличку Додон, не так прост, что он вовсе не узколобый служака, а способный на чувства мужчина, помогающий любимой женщине растить троих малышей.

Фото со съёмок. Владимир Кашпур и Валентина Владимирова
Фото со съёмок. Владимир Кашпур и Валентина Владимирова

Антагонистом Елистратова, 19-летним рядовым десантником Воронковым, стал молодой актёр Владимир Костин. Он только-только прославился, снявшись в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы» (1959).

Владимир был почти ровесником своего героя и весьма привлекательным парнем, что сыграло не последнюю роль в его утверждении.

Кстати, снимался Костин, тогда студент ВГИКа, полулегально, а когда в институте узнали про съёмки, всерьёз зашла речь об отчислении. Отстоял студента его мастер Григорий Козинцев, мало того, роль в фильме Ивана Лукинского ему засчитали в качестве дипломной работы.

Кадр из фильма. Владимир Костин
Кадр из фильма. Владимир Костин

По сюжету в картине должно было присутствовать выраженное противостояние Елистратова, представителя более взрослого, военного поколения, в чём-то консервативного и даже косного, и Воронкова, персонажа молодого, выросшего уже в мирные годы. И

противопоставление героев действительно есть в фильме, но оно не столь резкое, как замышлялось, за что позднее Лукинского укоряли.

Тем не менее различия в психологии поколений и в самом деле видны, но они не столь глубоки, как хотел сценарист Берёзко.

Фото со съёмок. В центре — Владимир Колокольцев, левее — Владимир Кашпур
Фото со съёмок. В центре — Владимир Колокольцев, левее — Владимир Кашпур

Ещё одного интересного героя сыграл в «Прыжке на заре» Владимир Колокольцев. Собственно, с истории его персонажа, первогодка Агеева, и начинается фильм.

Рядовой во время тренировочных прыжков отказывается выпрыгивать из самолёта. Этот вопиющий инцидент развивается в отдельную сюжетную линию, которая сегодня выглядит даже немного комичной:

сначала сослуживцы пишут письмо матери Агеева с просьбой вразумить молодого солдата, а потом и сама мать является в полк (!) и делает сыну внушение, предварительно, правда, немного поскандалив с командирами. Не знаю, насколько это было реально в шестидесятые, но, кажется, потом такое даже сложно было представить (если кто-то в курсе, то поправьте меня, пожалуйста). Владимир Колокольцев тоже был актёром молодым и начинающим, но его звезда уже всходила: за год до «Прыжка на заре» он снялся в главной роли в приключенческом фильме «Зелёный фургон», который принёс ему узнаваемость.

Отдельно надо сказать о Валентине Владимировой, сыгравшей мать троих детей Таисию Гавриловну, в которую влюблён старшина Елистратов. Валентина была уже довольно известна, на её счету были яркие, хотя большей частью второстепенные роли.

Режиссёры её ценили за умение выкладываться на съёмках, а зрители видели в актрисе с интересной, но в то же время какой-то типичной внешностью знакомую, соседку, приятельницу, коллегу, которую, казалось, каждый мог встретить на улице.

А в небольшом эпизоде появились два юных исполнителя, ставшие экранными детьми Таисии Гавриловны. Им достались буквально секунды, зато позднее этот опыт пригодился. Попробуйте узнать в пухлощёкой строгой девчушке Анну Каменкову, а в в говорливом мальчишке Виталия Зубарева (его звёздная роль — Генка Шестопал в «Доживём до понедельника» (1968)).

Кадр из фильма. Владимир Кашпур и Аня Каменкова. На заднем плане — Валентина Владимирова
Кадр из фильма. Владимир Кашпур и Аня Каменкова. На заднем плане — Валентина Владимирова

Дополняет «Прыжок на заре» текст от автора. Его в картине не так уж и много, но благодаря голосу Андрея Попова он становится тёплым и лиричным, как бы скрашивая непростые будни десантников, только осваивающих военную профессию, и напоминая, что дома их ждут.

Армейскую ленту Ивана Лукинского зрители приняли хорошо. Конечно, до солдата и целинника Ивана Бровкина старшине Елистратову и рядовым Воронкову и Агееву было далеко, однако и

«Прыжок на заре» собрал неплохую аудиторию, войдя в тридцатку самых популярных фильмов 1961 года.

Правда, сегодня эта картина почти забыта. Отчасти потому, что её затмили более поздние приключенческие фильмы про ВДВ, отчасти потому, что сейчас она смотрится немного плакатно и наивно.

И вот ещё любопытная деталь. В «Прыжке на заре» прозвучали стихотворные строки:

И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Их автор — Александр Блок, не самый любимый поэт власти. А чуть позже, когда в увольнительной рядовые знакомятся на улице с девушками, приятель Воронкова в шутку рекомендует его как «знаменитого поэта А. Блока».

А вы когда-нибудь прыгали с парашютом?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

«Прыжок на заре» — фильм о десантниках. Название картины интригует: кажется, что кино будет о захватывающих приключениях вдвшников, участвующих в какой-нибудь интереснейшей операции.-7

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: