Эссе: Социальная аномия.
Глава 1. Что такое социальная аномия по Эмилю Дюркгейму?
Аномия — это состояние общества, при котором старые ценности ушли в прошлое, а новая культура ещё не сформировалас. Можно сказать, что в таком обществе люди становятся маргиналами, люмпенами и т.д. Концепция, которую называют "безнормностью", была разработана социологом-основателем Эмилем Дюркгеймом. В ходе исследований он обнаружил, что аномия возникает в периоды резких и быстрых изменений в социальной, экономической или политической структуре общества и следует за ними. По мнению Дюркгейма, это переходный этап, когда ценности и нормы, распространенные в один период, больше не действуют, а новые еще не сформировались, чтобы занять их место.
Глава 2. Последствия социальной аномии.
Люди, жившие в период аномии, обычно чувствуют себя оторванными от общества, потому что они больше не видят, что нормы и ценности, которыми они дорожат, отражаются в самом обществе. Это приводит к ощущению того, что человек не принадлежит себе и не имеет значимой связи с другими людьми. Для некоторых это может означать, что роль, которую они играют (или играли), и их идентичность больше не ценятся обществом. Вследствие этого аномия может способствовать возникновению чувства отсутствия цели, порождать безнадежность, побуждать к девиациям и преступлениям. Вспоминаете что было в 90-е в России после распада Советского Союза? Вот это яркая демонстрация социальной аномии. Вроде недавно читали сочинения Ленина, а теперь желаем получить биг мак из "Макдональдс" и жвачку.
Кстати, тем не менее, Дюркгейм не считал, что такие негативные последствия социальной аномии носят лишь негативный характер. Наличие преступности и разных форм девиации – это нормально, поскольку социальные нормы формируются и обновляются благодаря социальным отклонениями. По сути социальная девиация – фабрика социальных норм, социальные нормы – двигатель прогресса общества и фактор усложнения социальной структуры.
Глава 3. Связь теории о разделении общественного труда и теории социальной аномии Дюркгейма.
Хотя понятие аномии наиболее тесно связано с исследованием Дюркгеймом самоубийств, на самом деле он впервые написал о ней в своей книге "О разделении общественного труда" в 1893 году. В этой книге Дюркгейм писал об аномическом разделении труда - фразе, которую он использовал для описания неупорядоченного разделения труда, при котором некоторые группы больше не подходят друг другу, хотя в прошлом они подходили. Дюркгейм считал, что это происходит по мере индустриализации европейских обществ и изменения характера труда вместе с развитием более сложного разделения труда.
Он рассматривал это как столкновение между механической солидарностью однородных, традиционных обществ и органической солидарностью, которая удерживает вместе более сложные общества. По мнению Дюркгейма, аномия не может возникнуть в контексте органической солидарности, поскольку эта гетерогенная форма солидарности позволяет разделению труда развиваться по мере необходимости, так что никто не остается в стороне и все играют значимую роль.
Глава 4. Влияние религии на «социальную аномию»
Несколько лет спустя Дюркгейм развил свою концепцию аномии в книге 1897 года «Самоубийство». Он определил аномическое самоубийство как форму лишения себя жизни, мотивированную переживанием аномии. Дюркгейм обнаружил, изучив уровень самоубийств среди протестантов и католиков в Европе XIX века, что уровень самоубийств был выше среди протестантов. Понимая различные ценности двух форм христианства, Дюркгейм предположил, что это происходит потому, что протестантская культура больше ценит индивидуализм. Протестанты верят, что они могут очистить свои грехи путем достижения успеха, благодаря труду. Труд – это очищение от всех грехов. Поэтому в эпоху промышленного переворота и процесса стремительной индустриализации в XIX веке протестанты быстро обрывали связь с одним из главным агентов первичной социализации – семья. Они уходили из деревни города и тратили большую часть своего времени на получение дохода от собственного труда. Это делало протестантов менее склонными к развитию тесных общинных связей, которые могли бы поддержать их во время эмоциональных потрясений, что, в свою очередь, делало их более восприимчивыми к самоубийству. И наоборот, по его мнению, принадлежность к католической вере обеспечивает больший социальный контроль и сплоченность общества, что снижает риск аномии и аномического самоубийства. Социологический подтекст заключается в том, что прочные социальные связи помогают людям и группам пережить периоды перемен и потрясений в обществе.
Библиография:
1. Эмиль Дюркгейм.; О разделении общественного труда // Издательство «Канон»; Москва; 1996; С.432.
2. Эмиль Дюркгейм.; Самоубийство // «АСТ»; Москва; 2020; С.512.