Почему ребенок не слушается? Не желает даже слушать, что ему говорят взрослые (мама, папа, бабушка, дедушка, старшие братья, сестры, дяди, тети, ...). Нет возможности уговорить, отвлечь или применить другие способы воздействия. Ничего не работает!
Да, действительно, уловок, как переключить внимание ребенка на другой объект и/или увести из места, где находится "раздражитель" достаточно много. И начитанные родители и умудренное житейским опытом старшее поколение - все знают как, но ничего не работает! Опускаются руки. Теряется уважение к себе и вера в светлое будущее. Как уберечь себя и как не навредить хрупкой психики ребенка? Таким вопросом задаются очень многие родители.
В потоке психолого-педагогической информации легко можно запутаться. И человеку не сведущему, легко ошибиться с выбором воспитательных методов и приемов.
Давайте разложим все по полочкам!
Следуя простым правилам, легко сориентироваться и выбрать оптимальный вариант именно для вашей ситуации.
Возьмите для удобства лист бумаги и ручку, что бы по пунктам написать все по порядку:
1. Возраст ребенка
Это важная составляющая, так как методы воспитания и сама воспитывающая среда для пятилетнего ребенка и для трехлетнего, например, сильно разняться!
2. Запишите ведущую деятельность возраста и зону ближайшего развития (приведены ниже), так же помните о кризисах (поведение во время кризисного периода может отличаться от описанного.
3. Пол ребенка. Сейчас речь идет не о психологическом развитии, а о потребностях ребенка.
4. Проанализировав вышеперечисленные пункты и соотнеся их со своим ребенком, можно смело переходить к причинам (конечно вы о них догадаться сами, можете спросить мнение со стороны других родственников или просто спросить у ребенка).
Шаблон
1. Возраст, например 6 лет
2. Ведущая деятельность - сюжетно – ролевая игра.
Зона ближайшего развития - учебная
3. Пол ребенка - девочка
4. Не умение брать на себя ответственность, страх разочаровать родителей/ля.
Причина - повышенный контроль со стороны одного родителя. Нет "своего" места для уединения, работы, творчества, ребенок постоянно на виду. Перекладывание на ребенка своих детских мечт и стремлений.
Вывод: мнение и интересы, а также потребности ребенка в семье не учитывается, он не может никому довериться, его психика постоянно находится в напряжении, проживание чужой жизни.
Рекомендация: у ребенка должно быть "свое место" и время заниматься тем, чем хочется. Наблюдать в чем ребенок раскрывается (рисует, поет, танцует, ...). Пообщаться с воспитателями детского сада, педагогами кружков, понять для себя, всегда ли ребенок проявляет непослушание или это только "выпад" родителям. И только после всего этого применять те или иные воспитательные меры обязательно сообразно возрасту ребенка.
Расшифровка по пунктам (выберете для себя нужный вариант):
2 пункт - ведущая деятельность по возрастам
А. Младенчество (от рождения до 1 года) - непосредственно – эмоциональное общение ребенка со взрослым.
Б. Ранний возраст (1-3 года) - предметно – орудийная деятельность.
В. Дошкольный возраст (3-6(7)лет) - сюжетно – ролевая игра.
Г. Младший школьный возраст (7-10 лет) - учебная деятельность.
Д. Подростковый возраст (11-15) - интимно – личностное общение со сверстниками.
Е. Юношеский возраст (15-24 лет) - учебно – профессиональное.
Ж. Взрослость (25-60 лет) - трудовая.
З. Старчество (60 - +∞) - общение.
Зона ближайшего развития
3 пункт. Пол ребенка и его потребности
Помните, что незримая эмоциональная связь между мальчиком и мамой остается значимой до 12 лет, между девочкой и мамой до 6 лет. Поэтому часто мальчики более ранимы в детском возрасте и бытует мнение, что девочки взрослеют раньше. Нет, взрослеют все одинаково, только потребность мальчика в маме, остается приоритетной в два раза дольше. Нет ничего постыдного в том, что мальчик проводит с мамой большое количество времени, делится с ней всем, что его беспокоит. Не отталкиваете ребенка, это базовая потребность, заложенная природой. Нельзя требовать от мальчика быть "мужиком", не плакать, терпеть и т.п. Все это плохо сказывается на правильном представлении мироустройства.
4 пункт. Причины непослушания
При установлении причины постоянных капризов и непослушания ребенка, опирайтесь все же на нереализованные потребности маленького человека.
Если статья была полезной, обязательно подписывайтесь, пишите в комментариях свои вопросы, делитесь своим мнением.
Мне важно Ваше мнение!
#психология #детская психология #мнение эксперта #полезные советы #воспитание детей #непослушный ребенок #непослушные дети #дома с детьми #родители и дети #поведение ребенка