Есть ли у Apple вода в венах?
В первый торговый день 2022 года компания Apple получила большой подарок от фондового рынка.
В первые часы 4 января цена акций Apple выросла на 3% до 182,88 долларов США за акцию, а общая рыночная капитализация компании превысила 3 триллиона долларов США, став первой компанией в мире, вошедшей в клуб компаний с капитализацией в 3 триллиона долларов США. После этого цена акций немного снизилась, и рыночная капитализация закрылась на отметке 2,99 трлн долларов США.
Что входит в понятие "3 триллиона долларов США"? Мы можем сравнить ведущие гонконгские и А-акционерные компании. Лидер гонконгских акций Tencent завершил 4-й день с рыночной капитализацией в 4,3 трлн гонконгских долларов (0,55 трлн долларов США), а лидер акций категории А Moutai завершил день с рыночной капитализацией в 2,58 трлн юаней (0,4 трлн долларов США). 3 триллиона долларов США компании Apple эквивалентны 5,4 Tencent, или около 7,5 Маотай. Если ранжировать экономики мира по объему, то с рыночной капитализацией в 3 трлн долларов США компания Apple окажется на 5-м месте, опередив Великобританию и уступив только США, Китаю, Японии и Германии.
В 1982 году компания Apple вышла на биржу в США с рыночной капитализацией в 1,8 миллиарда долларов США. А в августе 2018 года Apple впервые превысила 1 триллион долларов США, став первой компанией в мире, преодолевшей триллионный рубеж. Для достижения этой цели компании Apple потребовалось 36 лет. Но Apple прошла путь от $1 трлн до $2 трлн всего за два года, а от $2 трлн до $3 трлн - чуть больше чем за год.
Суровый факт: когда компания Apple выросла до 1 триллиона долларов США, она была эквивалентна только 2,5 Tencent, а сейчас, когда она выросла до 3 триллионов долларов США, она эквивалентна 5,4 Tencent, и разрыв в рыночной капитализации значительно увеличивается.
Как Apple может быть такой свирепой? Особенно на фоне того, что многие потребители явно чувствуют, что сила продукта и бренда Apple снижается, почему акции компании достигают рекордных высот?
Инвестиционный банкир проанализировал Financial World Weekly, что разработка технологий и инновации продуктов требуют циклов и постоянных инвестиций, и невозможно получить инновацию за три дня или прорыв за пять дней, как рекламируют некоторые компании. "Именно настойчивое следование традиции Apple не выпускать на рынок продукты, которыми она не удовлетворена, вместо этого вдохновляет внешний мир с нетерпением ждать будущего Apple, такого как мета-вселенная, устройства VR/AR и умные автомобили".
Apple - это компания, которая придерживается режима строгой секретности и редко делает большую предварительную рекламу и шумиху для продуктов, в которых существуют будущие идеи. По мнению рынка, Apple имеет тенденцию отставать от своих коллег в технической проработке многих перспективных продуктов, но эти продукты всегда будут выпущены позже.
Некоторые внимательные пользователи Apple заметили, что в новом фильме Apple "Лебединая песня (Лебединая элегия)", который только что вышел в прокат, специально представлены концептуальные идеи продуктов Apple AR/VR и умных автомобилей и автономного вождения. "По сути, все это унаследовано от концепт-арта Apple, о котором ранее ходили слухи на рынке". Пользователь Apple ответил Financial World Weekly: "Это еще больше стимулирует воображение и ожидания рынка".
Автомобиль без водителя от Apple, представленный в фильме "Лебединая элегия" / Скриншот из фильма
Экономист и директор Incremental Institute Чжан Оппинг рассказывает о своем понимании причин высоких ожиданий в отношении Apple на рынках капитала как с макро-, так и с микроуровня.
Фактически, высвобождение ликвидности на основе аккомодационной денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы привело акции всего технологического сектора США в состояние общего подъема. Цены на акции не только Apple, но и Google, Microsoft, Amazon и других компаний в целом достигли новых максимумов. Например, цена акций материнской компании Google - Alphabet 2021 - с тех пор выросла в общей сложности примерно на 70 процентов, а наилучших показателей она достигла в 2009 году.
"Мы бы сказали, что эту свободную монетарную политику, которую проводят США, особенно после эпидемического кризиса, в принципе можно определить как бездонное смягчение". Чжан Аупин объяснил Financial World Weekly: "Говоря прямо, нет никакой теории, которой нужно следовать, и можно печатать столько денег, сколько хочется. После эпидемии многие развитые экономики перешли в режим экономического развития, основанного на долгах."
Но при безграничном смягчении должен быть поток денег. По его мнению, конечный поток идет не более чем в два основных резервуара: недвижимость и фондовый рынок. "Наряду с потоком ликвидности в США, большое количество денег фактически притекло на рынок капитала, что также подогрело этот раунд бычьего рынка на рынке капитала США". Чжан Аупин сказал.
Это макроуровень, оказывающий поддержку рынку капитала США, особенно головным акциям технологического сектора.
На микроуровне влияние эпидемии на потребление, особенно на высокотехнологичные виды продукции, было ограниченным. Несмотря на влияние эпидемии на цепочку поставок, которая вызвала дефицит поставок, работа и жизнь во время эпидемии стимулировали потребительский спрос на смартфоны, компьютеры, планшеты и другие товары.
Итак, несмотря на отсутствие инноваций и чувства неожиданности, привнесенного серией iPhone 13, компания Apple второй месяц подряд занимает первое место по продажам мобильных телефонов в Китае, чему способствовал выпуск серии iPhone 13. По данным компании, занимающейся исследованием рынка, доля Apple вернула себе первое место по продажам смартфонов на рынке Китая в октябре 2021 года, что ознаменовало ее первое возвращение на первое место в стране с декабря 2015 года. В ноябре 2021 года Apple вновь заняла первое место в Китае с долей 23,6%. Место номер один на внутреннем рынке несколько раз переходило из рук в руки после того, как компания Huawei пострадала от ограничений, но постоянное первое место Apple отражает все еще сильное влияние бренда. Apple стала крупнейшим бенефициаром на рынке high-end, где Huawei оставила чистый лист.
Именно благодаря тому, что Apple заявила о себе на рынке дорогостоящих товаров, эта компания смогла получить превосходную прибыль. В третьем квартале этого года маржа чистой прибыли Apple превысила 30 процентов, при этом только на iPhone пришлось три четверти прибыли мировой индустрии мобильных телефонов. Xiaomi, которая кричит, что "официально находится на одном уровне с Apple", имеет маржу чистой прибыли, которая круглый год колеблется в районе однозначных цифр.
Кроме того, стабильный и обильный денежный поток Apple и большие денежные резервы являются основой компании и вызывают большой интерес инвесторов. В 2021 году денежный поток Apple составит около 100 миллиардов долларов США, а в последние годы он стабильно составлял более 50 миллиардов долларов США. Чистые денежные резервы Apple сейчас составляют 267,2 миллиарда долларов США, что является настоящей иллюстрацией того, что значит иметь деньги на руках и не поддаваться панике.
По недавнему наблюдению Чжана Аопина, весь зарубежный рынок капитала сейчас в основном рассматривает акции технологического сектора как форму инвестиций, подобную золоту. "Для большого числа американских инвесторов, с психологической точки зрения, в условиях, когда никто не знает, что покупать в эти дни, Apple как качественная технологическая акция вместо этого является хорошим оборонительным активом".
Таким образом, рекордная рыночная капитализация Apple обусловлена качеством и уникальностью ее собственных базовых активов, а также политикой "большой воды", проводимой ФРС.
Скучный Кук, но делающий Apple все более прибыльной
Если раннее наследие Apple было создано Стивом Джобсом, то тот факт, что Apple достигла рыночной стоимости в 3 триллиона долларов США, не может быть отделен от 10 лет работы и компромиссов Кука.
Придя на смену такой легенде, как Стив Джобс, Кук столкнулся с противоречиями, пока вел компанию Apple через неровное десятилетие, увенчанное ореолом.
Самым пронзительным звуком стало мнение, что только Стив Джобс олицетворяет истинную душу продуктов Apple. У этих двух людей были совершенно разные стили, и заразительное присутствие Джобса на сцене, его способность удерживать внимание аудитории, контролировать и управлять настроением зала - вот чего больше всего не хватало Куку.
Как написано в книге "Биография Кука": "Сначала никто не думал о Куке много. Хотя Кук обладал сильными операционными и управленческими навыками, многие считали его скучным, занудным и лишенным воображения человеком. Люди ожидали увидеть настоящего генерального директора, а Кук позиционировался скорее как профессиональный менеджер.
Кук знает, что он не может быть Стивом Джобсом, и в своем ответе он сказал, что просто хочет быть лучшим Тимом Куком. Джобс был первопроходцем, а задача Кука - сохранить успех.
Что люди говорят об iPhone эпохи Стива Джобса? "Новаторский", "разрушительный продукт". Но такие ключевые слова, как "невообразимый", "лишенный инноваций" и "неинтересный" стали сопровождать преемника. По сравнению с эпохой Стива Джобса, отсутствие сюрпризов со стороны Apple немного подвело. Бангскрин использовался в течение пяти лет, и даже высокое браширование и быстрая зарядка, которые были обновлены только в последние годы, уже давно стали стандартом для многих отечественных производителей Android. Выдавленная из зубной пасты инновационная продукция также начинает становиться оценкой Apple со стороны внешнего мира.
Все это размыло первоначальный тон бренда Apple. iPhone - это козырный продукт Apple, Стив Джобс хотел пойти по пути бутика, настаивая на выпуске одного iPhone в год, до тех пор, пока он будет достаточно хорош, чтобы его покупали пользователи. Он часто говорил: "Apple - это компания на перекрестке технологий и человечества". Дизайн каждого продукта соответствует этой модели: простой, удобный в использовании и новаторский.
Кук нуждается в росте, реагирует на рынок, стремится захватить несколько сегментов рынка и хочет разнообразить продукцию Apple. Начав с iPhone 6, он экспериментировал с двойными моделями 6 и 6 Plus, а позже породил серию SE. Лишь в последние несколько лет итерации трио моделей усилились - от iPhone XR до iPhone XS и XS Max, с одним более длинным суффиксом и постепенно усложняющимися правилами именования. Apple Watch и AirPods, два продукта, действительно созданных под руководством Кука, подразумевают его ожидания от Apple.
Оказалось, что полагаться только на телефоны для обеспечения быстрого роста компании нецелесообразно. Нет никаких сомнений в том, что Кук сделал Apple прогрессивным бизнес-успехом. Как сказали инсайдеры отрасли, "Стив Джобс был талантливым художником, Кук - успешным бизнесменом".
В 2015 году Apple выпустила смарт-часы Apple Watch, продукт, который ярко проявил себя на рынке в течение нескольких лет, закрепив за собой право стать основой продаж новых продуктов осенью; в 2016 году Apple выпустила беспроводные наушники AirPods, которые вошли в топ-10 в списке 100 лучших инновационных продуктов последнего десятилетия по версии американских СМИ, а их продажи достигнут почти 60 миллионов в 2019 году, составив 71% рынка настоящих беспроводных наушников 71% дохода. Лагерь Android последовал примеру Apple и вышел на рынок, но пока Apple остается номером один на этом рынке.
Компания Apple также расширила свой бизнес, включив в него собственные чипы, и ее площадь продолжает расширяться. На сегодняшний день, помимо процессорных чипов, представленных серией A, собственные разработки Apple включают чипы управления питанием, чипы драйверов экрана, чипы безопасности серии T, основные чипы Bluetooth-гарнитур, чипы baseband, чипы распознавания отпечатков пальцев, чипы 3D-сенсоров тела и т.д. В 2020 году Apple создала серию чипов M1 на базе архитектуры ARM, чтобы напрямую конкурировать с архитектурой x86 в индустрии ПК, пытаясь совершить переворот в жизни Intel. Жизнь Intel. Если посмотреть на результаты четвертого квартала 2021 финансового года, то доходы сегмента Mac уже поступают в основном от MacBook Air, который оснащен чипами собственной разработки.
Другой консенсус в отрасли заключается в том, что бизнес в сфере услуг лучше для получения большей прибыли. Кук также возглавляет усилия Apple по раскрытию потенциала своего бизнеса услуг: AppStore, AppleArcade, AppleMusic, ApplePodcasts и iCloud запускаются во все большем количестве стран, что привело к рекордным доходам от услуг. Доход сегмента услуг достиг 53,8 млрд долларов США, а валовая маржа составила 68,4%.
С точки зрения деятельности компании можно сказать, что Кук является одновременно хорошим хранителем и квалифицированным первопроходцем. Но фраза "Apple делает деньги, но больше не завоевывает сердца и умы" может быть выгравирована на жизненном ярлыке Кука еще долгое время.
Каков вклад Китая в $3 трлн Apple?
Кук лучше управляет цепочкой поставок, чем производством продукции, и обладает острым чувством бизнеса.
Стив Джобс любил дзен-буддизм, но никогда не ступал ногой в Китай. Кук, напротив, очень серьезно относится к китайскому рынку, не только регулярно приезжая в Китай в течение последнего десятилетия, но и время от времени посещая деловые мероприятия, а также по собственной инициативе открыв аккаунт в Sina Weibo.
Внимание Кука к китайскому рынку было вознаграждено китайским рынком. Если взглянуть на отчеты о доходах за предыдущие годы, то можно отметить, что Большой Китай помог продвинуть доходы Apple к солнцу. В третьем квартале 2021 года общий доход Apple составил 81,4 млрд долларов США, при этом только Большой Китай принес 14,76 млрд долларов США, что составляет 18 процентов от общего дохода.
"Это был наш самый сильный рынок (Это была наша самая сильная география.)". Во время телефонного разговора о доходах за 3 квартал 2021 года Кук был весьма горд показателями Большого Китая.
Конечно, Apple также полагается на Китай в своей цепочке поставок.
Если обратиться к резюме гуру управления цепочками поставок, то во время учебы в школе он также изучал промышленную инженерию, связанную с управлением производством, во время обучения на бакалавриате в Университете Оберна. До прихода в Apple он, помимо прочего, отвечал за производство и дистрибуцию подразделения ПК в Северной Америке и Латинской Америке в IBM, а позже Кук также отвечал за закупку материалов и управление запасами продукции в Compaq.
Благодаря своему опыту в этой области он знал, что "тот, кто владеет цепочкой поставок, владеет миром", и вскоре после своего прихода в Apple он продемонстрировал свой талант в области цепочки поставок, например, устранив поставщиков Apple, передав некоторые операции на аутсорсинг и повысив эффективность доставки компонентов, что не только эффективно сократило цикл инвентаризации Apple, но и снизило затраты и увеличило прибыль.
С момента вступления в должность генерального директора Кук "помешался" на контроле цепочки поставок. Ли Тянь (псевдоним), глава отечественного производителя антенн, который контактировал с Apple, рассказал Financial World Weekly, что в управлении Apple всеми поставщиками существует принцип, который не позволяет поставщикам проводить какие-либо операции с "черными ящиками", включая чипы, антенны, наушники и другие основные компоненты, которые должны полностью контролироваться Apple, и процесс является прозрачным.
Ли Фенг из Ruifeng Capital привел в качестве примера компанию RuiSheng Technology, которая производит акустические компоненты для Apple, чтобы проиллюстрировать детали контроля Apple над цепочкой поставок. "Как Apple контролирует ключевую цепочку поставок? Например, компания RuiSheng Technology имеет несколько производственных линий, предназначенных для поставок Apple, все управляющее программное обеспечение и компьютеры на этих линиях принадлежат Apple, и система ERP также принадлежит Apple. Люди, отвечающие за производственные линии в RuiSheng, часто получают электронные письма от Apple, в которых говорится, что есть проблема с определенным участком производственной линии, а затем Apple приходит, чтобы открыть разрешение для человека, отвечающего за производственную линию в RuiSheng, чтобы пойти на объект для проверки. Кроме того, у Apple есть около двадцати инженеров, которые работают на заводе на ротационной основе. Короче говоря, в принципе, кроме оборудования и рабочих, которые принадлежат Руи Шенгу, все остальное контролируется Apple".
В условиях такого взаимного влияния Apple играет решающую роль в развитии и судьбе показателей своих партнеров по цепочке поставок, и некоторые производственные компании, таким образом, встали на этот путь и постепенно появились в отрасли с голосом, широко известной как "фруктовая цепочка". Согласно списку 200 крупных "фруктовых сетей", раскрытому Apple в 2020 году, число поставщиков из Китая достигло 53, составив более четверти от общего числа, так что степень связи очевидна.
Однако принадлежность к "фруктовой цепочке" не означает гладкого плавания, поскольку Apple ежегодно заменяет ряд поставщиков, и компании, исключенные из списка, часто сталкиваются с падением производительности. В прошлом году поставщик модулей камеры Ovation был исключен из цепочки поставок Apple, в результате чего цена его акций упала, а доходы резко снизились.
Из-за двойного влияния международной ситуации и стоимости рабочей силы предусмотрительный Кук планировал перенести часть производственной цепочки из Китая во Вьетнам, Индию, Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии. Для снижения риска была использована диверсифицированная схема.
Но внезапная эпидемия разрушила его планы. Во время этого "черного лебедя" стало ясно, что китайская цепочка поставок была более стабильной и обладала большей устойчивостью к рискам. Заокеанская эпидемия вышла из-под контроля, и Apple пришлось стратегически отступить и перенести производственное бремя обратно в Китай. Эпидемия в Индии позволила Foxconn вернуться в Китай с большим количеством заказов, и с середины мая 2020 года Foxconn в Чжэнчжоу начала усиленно набирать персонал, при этом внутренние бонусы за прямые включения выросли с 3500 юаней до 6000 юаней; второй по величине литейный завод Apple, Shanghai Changshu, в ответ также повысил свои агентские гонорары. В то же время, зависимость Apple от Китая стала еще больше, например, благодаря открытию сотрудничества с компанией Lixun Precision, которая стала четвертым поставщиком полного машинного литья для Apple.
Apple нуждается в китайском рынке и не может без него жить. Стабильная и надежная цепочка поставок и огромный объем продаж стали важными краеугольными камнями бизнес-империи Apple.
Эта статья была первоначально подготовлена AI Finance, бухгалтерией еженедельного журнала Financial World, и не должна воспроизводиться на любом канале или платформе без разрешения. Нарушители будут преследоваться по закону.