Найти тему
ВОЕНВЕД

Генерал Иван Копец: взлет и падение

В марте 1926 года забойщик горной породы Иван Копец лежал заваленный тоннами бутового камня. Ему повезло, во время оползня тело привалило к большому камню, на который сверху сползла каменная пластина и укрыла Ивана от сотен других камней, что легли сверху. Но пробиться наверх сил сквозь многотонную тяжесть сил уже не было. Даже не пошевелить ногами и руками.

Источник: rus-turk.livejournal.com
Источник: rus-turk.livejournal.com

Неужели вот так всё и закончится? А что уже было? В прошлом году он с треском провалился на медкомиссии в авиашколу, врачи нашли какие-то хрипы в легких. А до этого голодное детство, биржа труда в Ишиме, где Иван с братьями хватался за любую работу. Вот и сюда, под Самарканд его приманил "покупатель", обещал златые горы на постройке горной дороги. А горы оказались каменными и лежал погребенный под ними забойщик Иван Копец и понимал, что ничего по сути он и не видел в жизни. И вряд ли когда увидит.

Сколько часов прошло, он не знал, но ускользающее сознание слышало гул человеческих голосов, стук заступов и лопат. Помощь близко. А пролежал Копец под завалом сутки. Вытащили, спасли.

Молодец, парень, живучий, крепкий, — похвалил начальник дорожно-строительного треста и предложил: — Пойдешь бригадиром? Поднимем по комсомольской линии, создадим все условия, в школу рабочей молодежи направим, выучишься на сметчика...

Нет, — ответил Иван. — В авиационное я собираюсь. Хватит ползать по горам, летать хочу.

...А летал Копец как Бог. Тело его сливалось с самолетом в единое целое, а небо принимало его, распахивая перед летчиком свои бескрайние просторы.

Его биплан с красными звездами на крыльях парил и кувыркался в облаках, выделывал "бочки" и "петли" и механики встревоженно предупреждали: техника старенькая, еще дореволюционная, работает на износ, осторожнее бы, развалится в воздухе, как разваливалось уже немало самолетов. Лопасти пропеллеров — это все, что остается на обелиске летчика и таких лопастей уже было немало в Каче, на кладбище за авиашколой. Но Ивану везло.

Источник: fishki.net
Источник: fishki.net

Позади Ленинградская военно-теоретическая авиационная школа и 12-й выпуск 1-й Качинской военной школы летчиков им. Мясникова, после которой Ивана оставили в школе летчиком-инструктором без стажировки в части. И летали они с дружком Володькой Фунтиковым в небе над Севастополем, и учили молодежь летать, хотя сами от той молодежи недалеко ушли.

А в отпуск поехали в Рогачев, на родину Володьки, оттуда Копец и привез жену Нину, ибо, как гласило как свидетельство о браке № 87 от 11 декабря 1929 года, выданное Рогачевским исполкомом: "Копец Иван Иванович и Шундрикова Нина Павловна, 1908 г.р., объявляются мужем и женой".

В 1930 году Ивану Копцу предложили должность летчика-инструктора в 1-й учебно-летной эскадрильи при  Военно-воздушной академии. А это значит, служить в Москве, летать на сталинских парадах и делать карьеру. Иван согласился, быстро вырос до командира эскадрильи, а в декабре 1932 года его арестовали. Перегрел мотор и разбил полутороплан самолет-разведчик Р-5. А ведь мог направить его и на праздничную трибуну Мавзолея, считали следователи.

Как такое случилось — он и сам объяснить не мог. Опытный летчик и такой просчет. Копца исключили из кандидатов в ВКП(б). Трибунал Московского военного округа присудил ему три года лишения свободы. Но Ивану повезло. Постановлением ЦИК от 23 февраля 1933 года его освободили по амнистии, со снятием судимости и восстановлением в должности.

А в сентябре 1936 года в испанский Мадрид прибыли четыре летчика добровольца: Хозе, Казимир, Педро и Хулио. Хозе оказался Иваном Копцом, а А.Ковалевский, Е.Ерлыкин и П.Пумпур были представлены другими экзотическими псевдонимами.

Советские летчики в Испании, 1936г. Источник: aif.ru
Советские летчики в Испании, 1936г. Источник: aif.ru

— Ну, камрады, уж теперь мы покажем немцам kuzkiny mat! — белозубо улыбнулся начальник республиканской авиации. Испанцы вообще часто улыбались, по поводу и без повода.

Когда камрады увидели, на чем им придется летать — сразу грустно вспомнилась Кача конца двадцатых и предостережения механиков: не разгоняй, развалится в воздухе! На советских летчиков-истребителей смотрели старенькие латанные-перелатанные "Ньюпоры-52".

Ребята, это невозможно! — сказал Антон Ковалевский вылезая из издырявленного в решето "Ньюпора" после первого боя. — Эти немцы над нами просто издеваются! Холеные, на новеньких "Хенкелях", улыбаются, машут руками и жмут на гашетки!

Но оказалось возможным. "Ньюпоры" выделывали такие кренделя в небе, что немецкие пилоты терялись. И удивлялись, когда бипланы, теряя на лету куски фанеры, заходили им в хвост и били из пулеметов.

Источник: ru-aviation.livejournal.com
Источник: ru-aviation.livejournal.com

А когда в Испанию прибыли новенькие истребители И-15, тут уж ребята показали все свое мастерство. Уже к декабрю 1936 года старший лейтенант Копец сбил два истребителя противника. А 3 января 1937 года "за образцовое выполнение специальных заданий правительства" Иван был награжден орденом Красного Знамени.

20 июня 1937 года Ивану Копцу присваивают звание полковника. А 21 июня 1937 года ему присваивают высокое звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и почетной грамоты (медаль "Золотая Звезда" тогда еще не вручалась). Более того, Копец назначается на высокую командную должность — заместителя командующего ВВС Ленинградского военного округа.

Был ли у него достаточный командный опыт? Не особо, но зато он летал сам и летал много! Летал и в финскую, когда был назначен командующим ВВС 8-й армии командарма Г.Штерна. За отличные результаты в этих боях комбриг Копец удостаивается второго ордена Ленина, а 31 марта 1940 года получает звание комдива.

Источник: yaplakal.com
Источник: yaplakal.com

В мае 1940 года Иван Иванович Копец утверждается в должности командующего ВВС Белорусского особого военного округа. Ему определенно везло. Немало советских летчиков достигало подобных боевых результатов, но мало кто из них взлетал так высоко.

И только детально вникнув в состояние дел — Копец охнул. Бардак и неразбериха, вот как можно было назвать только поверхностное ознакомление с положением дел в ВВС особого округа.

Начальник штаба ВВС РККА комкор Ф. Арженухин, проверив в мае 1940 года ВВС округа, гневно отмечал:

"Боевая подготовка не спланирована… части ВВС производят впечатление полугражданских организаций!"

Было от чего схватиться за голову. Политические репрессии вырубили цвет командования авиацией в управлении округа, частях и соединениях. В 5-ти авиадивизиях округа не было командиров и даже заместителей (В.Р.И.О. командовали командиры эскадрилий). На многих командных должностях — неопытные командиры, не имеющие боевого и командного опыта.

Предвоенная реформа ВВС внесла лишь сумятицу с переподчинением авиации, фронтовая подчинялась командующему ВВС округа, армейские — начальникам ВВС армий, а войсковые ВВС — начальникам ВВС армейских корпусов. Централизованное управление ВВС было не отработано, не отточено. В инструкциях, положениях, приказах и директивах можно было заблудиться...

И.И. Копец. Источник: strana-rf.mirtesen.ru
И.И. Копец. Источник: strana-rf.mirtesen.ru

Не хватало новых самолетов, запасных двигателей, горючего. Не хватало аэродромов. Доходило до того, что боевые самолеты базировались на аэродромах ОСОАВИАХИМ, учебной и гражданской авиации. Необходимо было возводить десятки действующих и десятки запасных аэродромов, пополнять парки, ресурсы, запасы, спешно обучать летный состав боевому взаимодействию.

Рядом — государственная граница, на которой скапливаются немецкие войска. Все понимали — война неизбежна. Но Москва требовала спокойствия. Не поддаваться на провокации. Дружба. Немецкие делегации посещали советские авиабазы, внимательно знакомились с расположением войск, расстановкой сил.

На аэродроме 9-й авиадивизии в Белостоке ежедневно приземлял­ся немецкий пассажирский самолет, следовавший по маршруту "Москва — Берлин". Немцы выходили размяться, тщательно фотографировали все происходящее. Наркому обороны докладывалось о недопустимости подобного, но каждый день немецкий самолет продолжал приземляться на советском военном аэродроме.

Почти ежедневно в воздушное пространство Западного особого вторгались немецкие самолеты-разведчики, но сбивать их было запрещено. Вести ответную разведку — тоже запрещено.

Источник: waterloo-collection.ru
Источник: waterloo-collection.ru

За год генерал-майор Копец успел многое. Но многое от него не зависело. От него не зависело даже расположение новых аэродромов, которые почему-то сгрудились в непосредственной близости к государственной границе. Командующий округом генерал армии Павлов лишь отмахивался, строительство аэродромов в особом округе — вотчина специальных управлений НКВД, им виднее.

От Ивана Ивановича не зависело и качество поступаемой в ВВС техники. А новые самолеты в войска часто поступали с заводов "сырыми" (новейшие высотные истребители-перехватчики МиГ-1 вообще поступали в разобранном виде, в ящиках), нередко ломались, падали на землю. А если учесть, что большинство действующих "старых" самолетов уже выработали свой ресурс, то надвигалась беда.

Только в 1940-м году произошло 227 катастроф и 615 аварий боевых самолетов ВВС (по всем округам страны). А за неполный первый квартал 1941 года — 71 катастрофа и 156 аварий. Руководство партии целиком возлагало вину за эти безобразия на происки врагов и вредительство.

Источник: fishki.net
Источник: fishki.net

Когда же начальник Главупр ВВС РККА Яков Смушкевич в мае 1940 года предоставил правдивый доклад о положении дел в ВВС РККА, он был снят с должности. Его сменил Герой Советского Союза генерал-лейтенант Павел Рычагов и был снят с должности 9 апреля 1941 года. Не задержался на высокой должности и другой известный "испанец" — Герой Советского Союза генерал-лейтенант ВВС Проскуров.

Этих товарищей Иван Копец прекрасно знал еще по республиканской Испании, как добросовестных летчиков и командиров. А они вдруг оказались плохими начальниками.

С каждым днем обстановка в округе становилась нервознее, тревожнее. И 18 июня 1941 года командующий ВВС округа Иван Копец, без разрешения сверху, приказал командиру 43-й истребительной дивизии полковнику ВВС Захарову пролететь на У-2 вдоль границы и посмотреть, что делается у немцев.

Полковник Захаров после полета доложил — немецкие войска находятся на исходных рубежах, нападение может начаться в любую минуту. Копец срочно сообщил в Москву, из наркомата ответили: не поддаваться панике!

Вечером 21 июня 1941 года генерал-майор Иван Копец находился в штабе ВВС округа. В районе полуночи из Москвы пришла директива Тимошенко, в которой говорилось, что возможно ожидается внезапное нападение немцев... но "…задача наших войск — не поддаваться ни на какие провокационные   действия, могущие вызвать крупные осложнения". Этой же директивой приказывалось авиацию округа перед рассветом 22.06.1941г. рассредоточить по полевым аэродромам.

Из 1.343 экипажей ВВС ЗапОВО летать в ночных условиях были обучены лишь 242 экипажа. Более того, значительная часть самолетов не могла вступить в бой!

Летчик-инспектор майор Ф. Олейников:

"В самый канун войны из Москвы пришел приказ подготовить самолеты к какому-то парадному смотру, то есть снять временно вооружение, и поэтому в момент фашистского нападения они оказались разоруженными..."

Начало войны генерал-майор Копец встретил хладнокровно, по словам очевидцев. Пока была связь с частями — отдавал распоряжения и приказы. Приказал перебросить два истребительных полка 43-й дивизии в Лошицу и Слепянку для прикрытия Минска, еще два авиаполка успел отправить в Барановичи и Пуховичи.

В 9 ч. 30 м. генерал Копец подписал приказ по ВВС округа № 1, в котором поставил задачи подчиненным частям. Но устойчивая связь уже прекратилась, а из обрывочных донесений было невозможно понять общую картину происходящего.

Источник: military.wikireading.ru
Источник: military.wikireading.ru

Но стало очевидно одно — это конец. Конец для всей авиации Западного особого округа. Генерал-майор ВВС Кобец достал пистолет, проверил обойму в рукоятке и вышел из штаба.

О чем он думал в последние минуты?

Вспоминал ли 1926 год, когда его, молодого проходчика завалило лавиной камней в Туркестане? Или быть может вспоминал те счастливые минуты жизни в Рогачево, где зарегистрировали его с Ниной официальный брак в 1929? Или вспоминал тесную тюремную камеру-одиночку, в которой оказался в 1932 году? Или жаркое небо Испании? Или думал о сотнях советских самолетов, тесно выстроенных на аэродромах Белостока, так и не успевших взлететь? Не известно.

Испугался ли он? Вряд ли. Был ошеломлен?

Источник: waralbum.ru
Источник: waralbum.ru

Несомненно. Спасла ли его свинцовая пуля? Да, спасла, от другой свинцовой пули.

24 июня 1941 года будет арестован Герой Советского Союза генерал-лейтенант П. Рычагов с женой, а также заместитель командира авиаполка майором М. Нестеренко.

26 июня 1941 года будет арестован командующий ВВС Прибалтийского округа (Северо-Западного фронта) генерал-майор А. Ионов.

27 июня 1941 года — начальник штаба ВВС РККА генерал-майор П. Володин, командую­щий ВВС Киевского округа (Юго-Западного фронта) Герой Советского Союза генерал-лейтенант Е. Птухин и командующий ВВС 7-й армии Герой Советского Союза генерал-лейтенант И. Проскуров.

28 июня 1941 года арестован начальник Военной академии ВВС генерал-лейтенант Ф. Арженухин.

8 июля 1941 года арестованы заместитель командующего ВВС ЗапОВО генерал-майор А. Таюрский и коман­дир 9-й авиадивизии Герой Советского Союза генерал-майор С. Черных.

12 июля 1941 года арестован началь­ник штаба ВВС Юго-Западного фронта генерал-майор Н. Ласкин.

Все эти военачальники ВВС РККА были арестованы по обвинению в антисоветском военном заговоре, приговорены к ВМН.

В июле 1941 года будет арестована Нина Павловна Копец и следователь ознакомит ее с протоколом допроса генерала Смушкевича от 21 июня 1941 года, в котором говорилось: "Копеца Ивана Ивановича сагитировал и втянул в нашу группу лично я сам".

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц