Рассказывая об истории новогодних праздников в России, автор и ведущая популярного блога «А поговорить?» Ирина Шихман сравнила И. В. Сталина со сказочным Гринчем, который украл Рождество.
Вот ее точные слова:
«А в 24 году к власти приходит Сталин, и праздничные гайки начинают активно закручивать. Ёлку обзывают буржуазной заразой, поповским обычаем, пережитком тёмного прошлого, короче, очередной дозой религиозного опиума для народа».
В своей ответной статье «Почему Сталин НЕ крал Рождество» я показал, что, судя по контексту других высказываний Сталина о религиозных традициях в 20-30-е годы, вряд ли именно Сталин боролся с церковными праздниками. Во всяком случае этого нельзя утверждать, не предъявив документальных доказательств.
🟢 Кому интересны подробности моего ответа, ссылка на статью «Почему Сталин НЕ крал Рождество» в конце ⬇⬇⬇
Я понимаю, что с точки зрения И. Шихман и других критиков сталинской эпохи все просто: если кто-то в СССР что-то запрещает, то кто же это еще, если не всесильный Сталин?
То, что власть в СССР после смерти Ленина представляла собой сложную структуру, в которой не было и не могло быть единоначалия... О традициях демократического централизма в РСДРП, а потом в РКП(б) и ВКП(б) уважаемая блогер или не в курсе, или… намеренно искажает факты.
Хотя безусловно, антирелигиозная пропаганда в СССР была. Но только занимался ей совсем не Сталин.
Антирелигиозная пропаганда после Ленина: кто был её двигателем?
Главным источником антирелигиозной линии как сразу после революции, так и позднее, в 20-е и в 30-е годы, были партийные организации на местах. Борьбу с крестными ходами, массовыми праздниками, пропаганду против ёлок вели именно лидеры местных партийных организаций.
По поводу ёлки или религии в разных регионах могли приниматься неодинаковые решения. Контролировать которые ни Сталин, ни кто-либо другой не мог при всём желании.
Многие старые большевики были последовательными атеистами. Горячими настолько, что Сталину пришлось в 1923 году писать специальное циркулярное письмо, чтобы умерить антирелигиозный пыл на местах.
Местные советы действовали не столько прямыми запретами, сколько пропагандой и агитацией. «Антирождественские» и, шире, антирелигиозные стихи писали Борис Верёвкин, Владимир Маяковский, Александр Введенский, Демьян Бедный, Владимир Киршон и другие.
Двойственное отношение к Рождеству (кто хочет, тот празднует, но лучше не надо) сохранялось довольно долго. Ситуация поменялась в конце 20-х гг., после отставки и высылки за рубеж Л. Троцкого.
При этом критика религии со стороны центра оставалась весьма умеренной. Так, зачитывая 3 декабря 1927 года Политический Отчет ЦК ВКП(б) на XV партийном Съезде, Сталин на огромный, многостраничный текст, ограничился одной-единственной антирелигиозной фразой:
«У нас имеется еще такой минус как ослабление антирелигиозной работы».
Никаких мер по усилению этой работы Сталин с трибуны Съезда не предлагал. Однако антирелигиозный тренд в конце 20-х был уже сформирован. Началось всё с того, что в 1928 году Наркомат земледелия запретил вырубку елей для празднования Рождества.
Замечу, не Политбюро ЦК, к которому, имел отношение Сталин, а наркомат земледелия, структурное подразделение Совета Народных Комиссаров, руководил которым тогда политический противник Сталина Алексей Иванович Рыков.
Начало 30-х: советская власть против Нового года
Продолжу цитировать Ирину Шихман:
«И вот, в 29 году Рождество запрещают окончательно. Даже “В лесу родилась елочка” тоже попадет под репрессии. Для детей на зимних каникулах ставят спектакли, организуют вылазки в лес на лыжах, но никаких подарков, огонёчков и наряженных деревьев».
И далее:
«Постышев озвучивает мысль про ёлку, а Сталин её поддерживает. Сталин, который сам несколько лет назад её и запретил. Неужели Гринч одумался и решил вернуть Рождество?»
Ох.
То, что популярная дореволюционная детская композиция «В лесу родилась ёлочка», была отвергнута властями (вариант: просто забылась) ещё до революции, Ирине Шихман опять либо неведомо... Либо она сознательно приписывает советской истории еще одну «репрессию».
Хочется спросить: Ирина, а ничего, что именно при Сталине эта старая песенка Р. Кудашевой и Л. Бекмана стала всенародно любимой? Оставим клевету о детской песне на совести уважаемого блогера 🙄
Гораздо интереснее другое – на основании чего И. Шихман делает вывод о ПОЛНОМ ЗАПРЕТЕ Рождества и ёлки в СССР в 1929 году? Неужели опять лукавит или ошибается?
Подобно тому, как в сети ходит ссылка, что будто бы Сталин на каком-то партийном пленуме 1926 года объявил Рождество «буржуазным предрассудком». Но найти подобное его высказывание не представляется возможным – таких слов нет в стенограммах ни одного пленума 1926 года.
Но в случае с 1929 годом подоплека всё-таки есть. Дело в том, что 24 сентября этого года вышло Постановление СНК о рабочем времени и днях отдыха. Помимо того, что этот документ узаконил семичасовой рабочий день, систему отпусков и выходных дней, он упразднил старую систему праздников и оставил в числе государственных праздников только 9 января (Кровавое воскресенье, ознаменовавшее начало революции 1905 года), годовщину смерти В.И. Ленина (22 января), Первомай и 7-8 ноября.
То есть Постановление СНК не направлено непосредственно ПРОТИВ Рождества и религиозных праздников, но просто меняет систему выходных дней в стране. Наряду с Рождеством пострадали и другие прежние праздники.
Ирина Шихман, не понимая, как устроена власть в СССР, утверждает, что Рождество «запретил» Сталин. Снова повторю: в это время СНК руководит А.И. Рыков. Именно его подпись и подпись его заместителя И.И. Мирошникова и стоит под этим документом.
В связи с этим вопрос к И. Шихман. При чём тут Сталин?
Ответа, конечно, я не дождусь, но предположу, что он мог бы быть следующим: «Всем известно, что Сталин тогда решал абсолютно всё, и даже если его подписи нет под Постановлением СНК, это, конечно, он диктовал на ухо Рыкову и Мирошникову, какие праздничные дни оставить, а какие убрать».
Угадал?
Или кроме «всем известно» у сторонников этой точки зрения всё-таки есть документальное подтверждение, что в коллективном руководстве именно Сталин выступал за запрет Рождества?
Вопрос не праздный, но, к сожалению, риторический. Вряд ли сторонникам Ирины Шихман в этом вопросе есть что сказать.
«Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселей»
Но как же так получается: Сталин в 1935 году поддержал украинского лидера Павла Постышева, помог ему вернуть праздник с новогодней детской ёлкой. Вообще сделал многое, чтобы восстановить в 1935-36 гг. преемственность традиций. А в итоге через 86 лет он получает от уважаемого блогера на орехи за то, что он якобы украл Рождество? За что?
А между тем возвращение ёлки было связано с целым рядом улучшений жизни в СССР: с 1 октября 1935 г. была восстановлена свободная торговля без карточек мяса и мясовродуктов, жиров, рыбы, сахара, картофеля. Изменился подход к изучению истории, был создан Пушкинский комитет, поставлены новые цели по борьбе с неграмотностью.
Но об этом Ирина Шихман вряд ли снимет видео.
В заключение процитирую Ю. Н. Жукова:
«О наступающих переменах возвестила не одна лишь отмена карточек. Восстанавливалось празднование Нового года с традиционной елкой. Были возвращены гражданские права тому празднику, с которым, как религиозным, партия и государство боролись все последнее время весьма решительно, даже запретив – для начала циркуляром Наркомзема РСФСР от 11 декабря 1928 г. – рубку елей. Кандидат в члены ПБ, второй секретарь ЦК КП(б) Украины П.П. Постышев вдруг предложил повсеместно организовать, правда, лишь для детей, в дни зимних каникул новогодние праздники. Первым подхватил инициативу МК ВЛКСМ. Разослал телеграммы по всем своим организациям, рекомендуя провести елки в парках, домах пионеров, школах. Вслед за тем как-то просто, естественно вспомнили и о взрослых. За десять дней до наступления Нового года газеты опубликовали предельно скромную, всего в три строки, информацию: "По предложению ВЦСПС Совнарком Союза ССР постановил выходной день 30 декабря (в то время в стране существовала шестидневка – Ю.Ж.) перенести на 1 января". А в ночь с 31 декабря на 1 января впервые за все годы советской власти прошли новогодние балы в московском Доме союзов, ленинградском Александровском дворце, во многих клубах, домах культуры страны»
Жуков Ю.Н. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933 - 1937 гг. М.: Издательский Центр «Аква-Терм», 2010. С. 198-199.