Найти в Дзене

Новый год в СССР: кто «запретил» и разрешил ёлку

Оглавление
Иосиф Сталин, Ирина Шихман и советский плакат  «Долой буржуазную ёлку»
Иосиф Сталин, Ирина Шихман и советский плакат «Долой буржуазную ёлку»

Рассказывая об истории новогодних праздников в России, автор и ведущая популярного блога «А поговорить?» Ирина Шихман сравнила И. В. Сталина со сказочным Гринчем, который украл Рождество.

Вот ее точные слова:

«А в 24 году к власти приходит Сталин, и праздничные гайки начинают активно закручивать. Ёлку обзывают буржуазной заразой, поповским обычаем, пережитком тёмного прошлого, короче, очередной дозой религиозного опиума для народа».

В своей ответной статье «Почему Сталин НЕ крал Рождество» я показал, что, судя по контексту других высказываний Сталина о религиозных традициях в 20-30-е годы, вряд ли именно Сталин боролся с церковными праздниками. Во всяком случае этого нельзя утверждать, не предъявив документальных доказательств.

🟢 Кому интересны подробности моего ответа, ссылка на статью «Почему Сталин НЕ крал Рождество» в конце ⬇⬇⬇

Я понимаю, что с точки зрения И. Шихман и других критиков сталинской эпохи все просто: если кто-то в СССР что-то запрещает, то кто же это еще, если не всесильный Сталин?

То, что власть в СССР после смерти Ленина представляла собой сложную структуру, в которой не было и не могло быть единоначалия... О традициях демократического централизма в РСДРП, а потом в РКП(б) и ВКП(б) уважаемая блогер или не в курсе, или… намеренно искажает факты.

Хотя безусловно, антирелигиозная пропаганда в СССР была. Но только занимался ей совсем не Сталин.

Антирелигиозная пропаганда после Ленина: кто был её двигателем?

Кадр из  видео И. Шихман «Сталин “украл” Рождество? Почему наш Новый год именно такой?»
Кадр из видео И. Шихман «Сталин “украл” Рождество? Почему наш Новый год именно такой?»

Главным источником антирелигиозной линии как сразу после революции, так и позднее, в 20-е и в 30-е годы, были партийные организации на местах. Борьбу с крестными ходами, массовыми праздниками, пропаганду против ёлок вели именно лидеры местных партийных организаций.

По поводу ёлки или религии в разных регионах могли приниматься неодинаковые решения. Контролировать которые ни Сталин, ни кто-либо другой не мог при всём желании.

Многие старые большевики были последовательными атеистами. Горячими настолько, что Сталину пришлось в 1923 году писать специальное циркулярное письмо, чтобы умерить антирелигиозный пыл на местах.

Местные советы действовали не столько прямыми запретами, сколько пропагандой и агитацией. «Антирождественские» и, шире, антирелигиозные стихи писали Борис Верёвкин, Владимир Маяковский, Александр Введенский, Демьян Бедный, Владимир Киршон и другие.

В 1925 году был создан «Союз безбожников» во главе с Емельяном Ярославским (на трибуне в центре). Именно эта организация стала активно агитировать против религиозных традиций, выпускать брошюры, агитационные листки, газеты и журналы против религии, которые сейчас можно встретить сейчас в Интернете.
В 1925 году был создан «Союз безбожников» во главе с Емельяном Ярославским (на трибуне в центре). Именно эта организация стала активно агитировать против религиозных традиций, выпускать брошюры, агитационные листки, газеты и журналы против религии, которые сейчас можно встретить сейчас в Интернете.

Двойственное отношение к Рождеству (кто хочет, тот празднует, но лучше не надо) сохранялось довольно долго. Ситуация поменялась в конце 20-х гг., после отставки и высылки за рубеж Л. Троцкого.

При этом критика религии со стороны центра оставалась весьма умеренной. Так, зачитывая 3 декабря 1927 года Политический Отчет ЦК ВКП(б) на XV партийном Съезде, Сталин на огромный, многостраничный текст, ограничился одной-единственной антирелигиозной фразой:

«У нас имеется еще такой минус как ослабление антирелигиозной работы».

Никаких мер по усилению этой работы Сталин с трибуны Съезда не предлагал. Однако антирелигиозный тренд в конце 20-х был уже сформирован. Началось всё с того, что в 1928 году Наркомат земледелия запретил вырубку елей для празднования Рождества.

Замечу, не Политбюро ЦК, к которому, имел отношение Сталин, а наркомат земледелия, структурное подразделение Совета Народных Комиссаров, руководил которым тогда политический противник Сталина Алексей Иванович Рыков.

Начало 30-х: советская власть против Нового года

Кадр из  видео И. Шихман «Сталин “украл” Рождество? Почему наш Новый год именно такой?». В 1926-27 гг. Рождество Христово оставалось государственным праздником.
Кадр из видео И. Шихман «Сталин “украл” Рождество? Почему наш Новый год именно такой?». В 1926-27 гг. Рождество Христово оставалось государственным праздником.

Продолжу цитировать Ирину Шихман:

«И вот, в 29 году Рождество запрещают окончательно. Даже “В лесу родилась елочка” тоже попадет под репрессии. Для детей на зимних каникулах ставят спектакли, организуют вылазки в лес на лыжах, но никаких подарков, огонёчков и наряженных деревьев».

И далее:

«Постышев озвучивает мысль про ёлку, а Сталин её поддерживает. Сталин, который сам несколько лет назад её и запретил. Неужели Гринч одумался и решил вернуть Рождество?»

Ох.

То, что популярная дореволюционная детская композиция «В лесу родилась ёлочка», была отвергнута властями (вариант: просто забылась) ещё до революции, Ирине Шихман опять либо неведомо... Либо она сознательно приписывает советской истории еще одну «репрессию».

Хочется спросить: Ирина, а ничего, что именно при Сталине эта старая песенка Р. Кудашевой и Л. Бекмана стала всенародно любимой? Оставим клевету о детской песне на совести уважаемого блогера 🙄

Гораздо интереснее другое – на основании чего И. Шихман делает вывод о ПОЛНОМ ЗАПРЕТЕ Рождества и ёлки в СССР в 1929 году? Неужели опять лукавит или ошибается?

Подобно тому, как в сети ходит ссылка, что будто бы Сталин на каком-то партийном пленуме 1926 года объявил Рождество «буржуазным предрассудком». Но найти подобное его высказывание не представляется возможным – таких слов нет в стенограммах ни одного пленума 1926 года.

Алексей Иванович Рыков (слева) и Иван Иванович Мирошников. Руководители Совнаркома, которые подписали Постановление СНК от 24.09.1929, после которого Рождество перестало быть государственным праздником
Алексей Иванович Рыков (слева) и Иван Иванович Мирошников. Руководители Совнаркома, которые подписали Постановление СНК от 24.09.1929, после которого Рождество перестало быть государственным праздником

Но в случае с 1929 годом подоплека всё-таки есть. Дело в том, что 24 сентября этого года вышло Постановление СНК о рабочем времени и днях отдыха. Помимо того, что этот документ узаконил семичасовой рабочий день, систему отпусков и выходных дней, он упразднил старую систему праздников и оставил в числе государственных праздников только 9 января (Кровавое воскресенье, ознаменовавшее начало революции 1905 года), годовщину смерти В.И. Ленина (22 января), Первомай и 7-8 ноября.

То есть Постановление СНК не направлено непосредственно ПРОТИВ Рождества и религиозных праздников, но просто меняет систему выходных дней в стране. Наряду с Рождеством пострадали и другие прежние праздники.

Ирина Шихман, не понимая, как устроена власть в СССР, утверждает, что Рождество «запретил» Сталин. Снова повторю: в это время СНК руководит А.И. Рыков. Именно его подпись и подпись его заместителя И.И. Мирошникова и стоит под этим документом.

В связи с этим вопрос к И. Шихман. При чём тут Сталин?

Ответа, конечно, я не дождусь, но предположу, что он мог бы быть следующим: «Всем известно, что Сталин тогда решал абсолютно всё, и даже если его подписи нет под Постановлением СНК, это, конечно, он диктовал на ухо Рыкову и Мирошникову, какие праздничные дни оставить, а какие убрать».

Угадал?

Или кроме «всем известно» у сторонников этой точки зрения всё-таки есть документальное подтверждение, что в коллективном руководстве именно Сталин выступал за запрет Рождества?

Вопрос не праздный, но, к сожалению, риторический. Вряд ли сторонникам Ирины Шихман в этом вопросе есть что сказать.

«Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселей»

Статья П. П. Постышева в газете «Правда» от 28.11.1935
Статья П. П. Постышева в газете «Правда» от 28.11.1935

Но как же так получается: Сталин в 1935 году поддержал украинского лидера Павла Постышева, помог ему вернуть праздник с новогодней детской ёлкой. Вообще сделал многое, чтобы восстановить в 1935-36 гг. преемственность традиций. А в итоге через 86 лет он получает от уважаемого блогера на орехи за то, что он якобы украл Рождество? За что?

А между тем возвращение ёлки было связано с целым рядом улучшений жизни в СССР: с 1 октября 1935 г. была восстановлена свободная торговля без карточек мяса и мясовродуктов, жиров, рыбы, сахара, картофеля. Изменился подход к изучению истории, был создан Пушкинский комитет, поставлены новые цели по борьбе с неграмотностью.

Но об этом Ирина Шихман вряд ли снимет видео.

В заключение процитирую Ю. Н. Жукова:

«О наступающих переменах возвестила не одна лишь отмена карточек. Восстанавливалось празднование Нового года с традиционной елкой. Были возвращены гражданские права тому празднику, с которым, как религиозным, партия и государство боролись все последнее время весьма решительно, даже запретив – для начала циркуляром Наркомзема РСФСР от 11 декабря 1928 г. – рубку елей. Кандидат в члены ПБ, второй секретарь ЦК КП(б) Украины П.П. Постышев вдруг предложил повсеместно организовать, правда, лишь для детей, в дни зимних каникул новогодние праздники. Первым подхватил инициативу МК ВЛКСМ. Разослал телеграммы по всем своим организациям, рекомендуя провести елки в парках, домах пионеров, школах. Вслед за тем как-то просто, естественно вспомнили и о взрослых. За десять дней до наступления Нового года газеты опубликовали предельно скромную, всего в три строки, информацию: "По предложению ВЦСПС Совнарком Союза ССР постановил выходной день 30 декабря (в то время в стране существовала шестидневка – Ю.Ж.) перенести на 1 января". А в ночь с 31 декабря на 1 января впервые за все годы советской власти прошли новогодние балы в московском Доме союзов, ленинградском Александровском дворце, во многих клубах, домах культуры страны»

Жуков Ю.Н. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933 - 1937 гг. М.: Издательский Центр «Аква-Терм», 2010. С. 198-199.

«Сталин, религия и власть в СССР», другие статьи по теме:

Как Сталин и советская власть преследовали церковь: читаем документ 1923 года
История и культура СССР8 сентября 2021
СПАСИБО!
СПАСИБО!