Ни для кого не секрет, что в СССР все автомобили для отправки на экспорт проходили особый контроль и по уровню качества стояли на ступеньку (а то и две!) выше, чем точно такие же машины для внутреннего потребления. Думаю, будет интересно сопроводить эти слова конкретикой. Для этого предлагаю полистать приказы и распоряжения по Московскому автомобильному заводу имени Сталина за 1949 год, касающиеся подготовки грузовиков ЗИС-150 и ЗИС-151 для зарубежных потребителей.
Текст: Николай Марков
Итак, первый интересующий нас документ - Приказ директора И.А. Лихачева № 213 от 26.02.1949. Процитирую некоторые его пункты с сохранением орфографии и пунктуации:
- В целях обеспечения надлежащей сборки и отделки грузовых автомобилей ЗИС-150 для экспорта, ПРИКАЗЫВАЮ:
... сборку автомобилей для экспорта производить на главном конвейере /№2/, окончательную сдачу машин производить на участке конвейера №3, освободив последний от анкерных болтов и металлоконструкций старого фундамента эстакадной части конвейера.
(Далее рукой Лихачева - а он имел привычку править тексты приказов и распоряжений прямо "по живому" - фраза про анкерные болты и металлоконструкции вычеркнута: видимо, она резанула ему глаз как намекающая на существование беспорядка в производственном помещении).
- ... Отбор двигателей для указанных машин производить на испытательной станции, установив режим испытания - 90,0 мин. Начальнику подотдела ОТК цеха т. Хлебкову Ф.И. установить строгий контроль за отбором двигателей ЗИС-120 для экспорта.
Полуторачасовая обкатка - это много: с двигателями для внутрисоюзного потребления столько не возились! Следующие два пункта из приказа вычеркнуты целиком: в них предлагалось увеличить пробеговые испытания собранных машин до 25 км, причем не в порожнем состоянии, а с добавлением 1,5 тонн балласта. Видимо, такие требования Лихачев посчитал избыточными - даже на приемку военпреду машины предоставлялись пустыми и проходили лишь 15-километровую обкатку! Чуть позже для экспортных машин утвердят обкатку в порожнем виде (чтобы не портить лакокрасочное покрытие платформы) всего на 2 км.
- ... В целях обеспечения качественной подготовки автомобилей для экспорта создать специальную группу во главе с мастером, ответственным за сдачу этих машин.
Личная ответственность конкретного лица - машинам для народного хозяйства такое и не снилось!
- Нач. деревообрабатывающего цеха т.Кузнецову и нач.подотдела ОТК ДОЦ тов.Куликову в целях обеспечения необходимого качества автомобилей ЗИС-150 для экспорта организовать и производить:
а / отбор и специальную маркировку деревянных деталей для платформ и кабины...
б/ специальную проверку и приемку ОТК подсобранных узлов на соответствие сборки чертежам и прочности крепления /шурупы, гайки, болты и т.д./;
в / специальную проверку и приемку готовых платформ и кабин после покраски и отделки, а также соответствующую отличительную маркировку окончательно принятых платформ и кабин для экспорта.
Как вы понимаете, машины для СССР обходились безо всех этих мероприятий. Как и без тех, которые отмечены дальше:
- Нач. прессового цеха тов. Кигель Е.Х. и нач. подотдела ОТК прессового цеха тов. Петрову Н.И. организовать и производить:
а/ сборку деревянных каркасов кабины и дверей из специально отобранных в ДОЦ деталей;
б/ тщательное выполнение всех последующих операций сборки, обеспечив точное выполнение действующих ТУ... и обратив особое внимание на правильность навески дверей и величину проемов дверей, а также на работу стеклоподъемников, замков и другой арматуры.
Иными словами, тут прямым текстом сказано, что обычные грузовики ЗИС-150 допускалось собирать без особой тщательности, и никого не волновало, опускаются ли в дверях стекла и плотно ли закрываются двери.
- Цвет окраски автомобилей ЗИС-150 для экспорта - утвердить стандартный - защитный. Окраску кабин и платформ производить в ДОЦ, окраску оперения - в прессовом цехе. Качество окраски утвердить в строгом соответствии с действующими ТУ и дополнительными ТУ на окраску кабин и платформ.
- Зам. нач. технологического отдела т. Иванову П.И. представить к утверждению в Министерство дополнительные нормы расхода бензина, лакокрасочных материалов и прочих материалов, необходимых для отделки машин для экспорта, а также нормы времени и расценки на пробеговые испытания и окончательную отделку при сдаче.
Что касается полноприводных грузовиков ЗИС-151, то по ним критерии экспортного отбора были еще жестче. Например, несмотря на наличие рекламных буклетов с изображением машин с деревометаллической кабиной раннего образца, грузовики с такими кабинами (крайне недолговечными) к отгрузке за рубеж не допускались. По распоряжению Лихачева № 631 от 26.08.1949, к сдаче на экспорт принимались только ЗИС-151 с новой цельнометаллической кабиной с термоизоляцией крыши и плафоном освещения (такие кабины потихоньку начали делать на заводе с мая месяца). Ну и еще пара характерных фраз из того же документа:
- Специальный отбор автомобилей ЗИС-151 производить в процессе пробеговых испытаний и по внешнему осмотру, обратив особое внимание на качественную сборку и подгонку оперения машин.
- И.о. начальника ОТК ЦСИА (цеха сборки и испытания автомобилей) тов. Королеву Н.С. осуществлять технический контроль отбора экспортных автомобилей.
Или вот еще очень характерный пример того, как быстро решались производственные вопросы, касающиеся экспортных машин. Когда в III квартале 1949 года завод получил увеличенную программу по сдаче грузовиков на экспорт, для их подготовки потребовались дополнительные площади. Их "нашли" распоряжением Лихачева № 698 от 23.08.1949:
1. Начальнику Кузовного цеха № 2 тов. Флюкову В.Я. выделить площадь в отделочном зале автобусов с восточной стороны в распоряжение ЦСИА по указанию начальника производства. Срок - 24 часа.
2. Начальнику Электромеханического цеха тов. Винокур М.Л. освободить площадь, занимаемую в Кузовном цехе № 2. Срок для переезда - 48 часов.
3. Начальнику ЦСИА тов. Фомину А.В. по получении площадей немедленно организовать окончательную отделку машин для экспорта.
Быстро, по-военному: сутки одному, двое суток другому, тот час же третьему. Судя по тому, что никаких последующих гневных распоряжений с санкциями к провинившимся не последовало, всё сделали в срок.
Отдельные распоряжения выходили относительно окраски экспортных машин, причем экспортные ЗИС-150 надлежало красить не в защитный цвет, как машины для СССР, а в серый. Ниже я приведу фотокопии этих распоряжений целиком - возможно, кому-то будет интересно:
Относительно внешнего вида экспортных ЗИС-150 в сентябре 1949-го выходило еще одно распоряжение Лихачева (№ 821), которым предписывалось на экземпляры серого цвета дополнительно ставить хромированные молдинги на облицовку радиатора и хромированные замочные ручки. А передний буфер таких машин и буквы на решетке радиатора поручалось окрашивать в синий цвет - моделистам на заметку!
Ну и последний документ, на котором я хотел бы сегодня остановиться, это перечень запасных частей, которые надлежало прикладывать к экспортным грузовикам ЗИС-151. Оцените ассортимент!!!
Интересно, на какой срок эксплуатации автомобилей в условиях Афганистана или какой-нибудь там Индонезии хватало такого набора?