Пару недель назад в наших краях прошел первый в этом году сильный снегопад. Причем погодка была - всё, как я люблю: маленький минус, а снега насыпало сантиметров тридцать разом. Красота! Но сколько же народу в этих 30 сантиметрах свежевыпавшего рыхлого снега умудрялись застрять. Наглухо, по их мнению. Ну как так-то?! Один раз даже не выдержал. Ситуация: чищу снег перед мастерской, а в это время метрах в двадцати от меня с парковки по еле заметному подъему (градусов пять от силы) пытается отъехать парень на Mitsubishi Lancer. Буксует. Копает лопатой. Буксует. Снова копает лопатой. Опять буксует. В общем, очевидно, что парню надо помогать, сам он ситуацию "не вывозит".
Подошел поинтересоваться, как дела. Под ногами, если разгрести снег, действительно каток - голый лед. Но снег-то совсем рыхлый, большого сопротивления машине не создает. "Да здесь полный привод только нужен, а у меня еще и коробка автоматическая," - говорит хозяин Mitsubishi. Тогда я предложил ему на минутку уступить мне руль. Он хотел было даже подтолкнуть, но я попросил его, наоборот, этого не делать, а просто отойти в сторонку. Сел за руль, дернулся пару раз вперед-назад и выехал. У него немой вопрос в глазах: как такое вообще возможно, он же "рубился" здесь добрых минут десять! А на самом деле, вполне возможно, надо лишь научиться пользоваться возможностями своего автомобиля. В данной ситуации - не газовать, что есть мочи: если конструкция "автомата" это позволяет, имеет смысл включить принудительно II передачу и аккуратно, внатяг, трогаться с нее. Не надо "врубаться" в снежную целину или вал снега на въезде во двор после прохода снегоуборочной машины, если нет уверенности, что инерции точно хватит одолеть препятствие ходом. Лучше пробивать путь постепенно - на маленькой скорости углубиться на несколько десятков сантиметров, без буксования отъехать чуть назад. Снова с маленького разгона пробить еще несколько десятков сантиметров, откатиться назад. В рыхлом свежевыпавшем снегу машина сама сделает себе "тоннель", по которому сможет проехать!
Далее: не стоит пытаться десятый раз подряд безуспешно тронуться вперед, стоя на подъеме, если можно чуть-чуть откатиться назад и встать на более горизонтальное место, чтобы набрать разгон. Это как раз описанный выше случай с "Лансером"! Наконец, пытаясь ехать на переднеприводной машине прямо, не надо стесняться крутить рулем влево-вправо, "прогрызая" себе путь. Обледенелое дорожное покрытие часто неоднородное: непосредственно перед колесом может быть более скользким, чем слева от него - так дайте же возможность машине зацепиться за этот менее скользкий участок! Аналогично при попытке отъехать назад: с прямо стоящими колесами буксуете? Ну так поверните руль в самое крайнее положение и попробуйте снова - возможно, в этом направлении уже получится стронуть машину хотя бы на несколько сантиметров. Тех самых сантиметров, которых вам возможно и не хватало для разгона, чтобы проехать дальше вперед.
Скользкий уклон во дворе всё-таки побеждает? Тогда пробуйте выбираться из западни галсами - по диагонали, используя всю доступную ширину проезда! Едем по диагонали влево, потом по диагонали вправо, потом снова по диагонали влево - и так до вершины. Со скользкими от грязи подъемами это тоже работает.
В завершение просто в качестве примера приведу еще один зимний случай со своим Datsun Mi-Do на "автомате". Февраль 2021 года, утро выходного дня после сильного снегопада. Мы приехали в детскую поликлинику, около которой ожидаемо не оказалось свободных очищенных мест. Лишь два прогала на парковке, напрочь засыпанных глубоким снегом, да еще и отрезанных от проезда валом снега от прошедшего недавно трактора. Рядом стоит кроссовер, водитель которого явно раздумывал: стоит ли сюда парковаться? Испугался, не стал, поехал дальше. А я в несколько приемов пробил снежный вал, потом так же в несколько приемов расчистил бампером снег на парковке и накатал себе колею.
Глубину снега можно оценить по следу на сугробе от открывающейся двери. Даже продублирую:
Уехал отсюда потом тем же способом: поелозив потихоньку вперед-назад, но не допуская ни в коем случае буксования на месте. Так что зачастую окажется что практически любое городское "бездорожье" вполне по силам даже вашей легковой машине безо всякого полного привода. Просто научитесь пользоваться её возможностями на все 100%!