Найти тему

Подземная Москва. По щиколотку в водах Неглинки

Мой дух исследования незнакомых и малознакомых мест заставлял в каждом новом городе покупать путеводитель и бродить с ним по улицам, улочкам и переулкам в желании познать не только то, что видно сейчас невооружённым взглядом, но и то, что исчезло в потоке времени.

Мое воображение волновали образы утраченного и минувшего: ров у Кремлёвской стены, Кузнецкий мост (но не тот, который сейчас улица, а настоящий, перекинутый через легендарную реку Неглинку, которая не так давно (даже по меркам человеческого времени) бодро текла по Москве, огибая Цитадель и впадая в Москву-реку в районе Боровицкой башни).

Волновала и сама упрятанная в толщу земли река, которую я пытался почувствовать нутром, гуляя по улице Неглинной.

Ещё свободная Неглинка в районе Кузнецкого моста. 18 век
Ещё свободная Неглинка в районе Кузнецкого моста. 18 век

И вот ровно год назад, утомлённый новогодними возлияниями и возъеданиями, я решил разнообразить досуг и увидеть загадочную подземную реку воочию в компании с «актёром-артистом-блогером-пародистом» Романом Селецким!

Могу сказать точно: будоражит само предвкушение спуска в подземелья Москвы. Волнение усиливается, когда надеваешь на ноги резиновые бахилы, доходящие до ляжек, а на голову - фонарик, без которого рискуешь оказаться в вековой тьме.

Бахилы - необходимый для диггера элемент снаряжения
Бахилы - необходимый для диггера элемент снаряжения

И вот наступает волнующий момент, когда через люк спускаешься в колодец коллектора где-то в районе Екатерининского сквера и по щиколотку погружаешься в мутные воды Неглинки, текущие уже более сотни лет в абсолютной темноте и только изредка освещаемые фонариками диггеров и тех, кому они изредка открывают этот потайной, скрытый от глаз мир.

Спуск в коллектор Неглинки
Спуск в коллектор Неглинки

Ощущения потрясающие! Будто оказываешься в другой реальности, где о «верхнем мире» напоминает лишь отдалённый грохот выруливающих с Делегатской на Дурова трамваев, пассажиры которых даже не подозревают, что сейчас под ними мы с трепетом внимаем историям нашего проводника по «нижнему миру», в том числе повествующего о том, что порой, когда проходят сильные ливни, здесь образуется волна, смывающая всё на своём пути (в качестве доказательства предъявляет унесённую мощным потоком на несколько сот метров огромную стальную лестницу).

Лестница, сорванная и унесённая потоком
Лестница, сорванная и унесённая потоком

Вот после таких «ободряющих» историй мы начинаем наше путешествие по совсем другой, потаённой Москве, вздрагивая от малейшего шума и постоянного оглядываясь назад в надежде НЕ УВИДЕТЬ несущуюся на тебя стену воды.

Весь спектр эмоций налицо и на лице Романа Селецкого
Весь спектр эмоций налицо и на лице Романа Селецкого

Бредя по руслу Неглинки, сложно представить, что в древности эта река (тогда её называли Неглимна, по одной из версий, из-за песчаного дна) была полноводной, судоходной, являлась важным средством сообщения, а также защищала Кремль от нападения западных «друзей».

Устье Неглинной в конце 17 века. Рисунок А.М. Васнецова
Устье Неглинной в конце 17 века. Рисунок А.М. Васнецова

А вот её бурный нрав представить гораздо легче благодаря сохранившимся фотографиям. Ведь вплоть до середины 20 века каждую весну река разливалась, затапливая улицы Москвы от Трубной площади до Кузнецкого моста и Театральной, в связи с чем передвигаться по ним можно было только на плавучем «транспорте» (что во многом и стало причиной «заточения» одной из главных водных артерий столицы в коллектор).

Наводнение на реке Неглинка. 1959 год
Наводнение на реке Неглинка. 1959 год

Практически невозможно вообразить, что эти мутные воды ещё в 15 веке считались самыми чистыми и «кормили» жителей Москвы и окрестных деревень рыбой, а лёд с реки, использовавшийся для набивки ледников, славился своей прозрачностью.

Москва конца XVI — начала XVII века. Вид на центр города с севера, по долине реки Неглинной, от Кузнецкого моста. Реконструкция М. Кудрявцева.
Москва конца XVI — начала XVII века. Вид на центр города с севера, по долине реки Неглинной, от Кузнецкого моста. Реконструкция М. Кудрявцева.

А вот представить, что в своём нижнем течении река уже в 18 веке превратилась в слив нечистот, уже проще! Вот, к примеру, что об этом писал один из самых известных «бытописателей Москвы» Владимир Гиляровский в своем известном сочинении «Москва и москвичи»:

«Большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации. И все эти нечистоты шли в Москву-реку…»
Неглинка в 18 веке
Неглинка в 18 веке

К слову сказать, в наше время эта проблема почти что решена: канализационный коллектор находится где-то рядом с «подземной тюрьмой», куда заточена Неглинка, и наглухо отделён от неё мощными перегородками, в которых, однако, есть люки, через которые, в случае, если давление в канализационной системе превысит допустимые значения, сбрасывается избыток отходов нашей с вами жизнедеятельности.

Люк сообщения коллектора Неглинки с городской канализацией
Люк сообщения коллектора Неглинки с городской канализацией

Несмотря на это, в последние десятилетия главной проблемой Неглинки являются не городские нечистоты, а ускорившиеся темпы урбанизации, которые завершили начатое «недобросовестными» горожанами дело: сейчас Неглинка - практически «мёртвая» река!

Из доклада Правительству Москвы «О состоянии окружающей природной среды города Москвы в 2007 году»:

" Большинство притоков Москва-реки в устьях характеризуются высоким содержанием взвешенных веществ, железа, марганца, свинца, нефтепродуктов, иона аммония, БПК5 и ХПК, также отмечается низкая прозрачность воды. Наиболее неблагоприятная ситуация в 2007 году складывалась для рек центральной части города: ручья Ваганьковский Студенец, рек Пресня, Таракановка, Неглинка".

Наглядным доказательством этого является, к примеру, налёт гидрокарбоната натрия на стенах тоннеля. Именно им зимой посыпают дороги. С виду напоминает причудливые узоры изморози… Ах, если бы!

"Узоры" гидрокарбоната натрия на стенах тоннеля
"Узоры" гидрокарбоната натрия на стенах тоннеля

Соответственно, практически никакой «живности» здесь днём с огнём не сыщещь! Убедился на собственном опыте: каких-либо намёков на мало-мальски крупное ЖИВОЕ в воде нет. Работала только психосоматика, когда казалось, что здесь обязательно должно водиться что-то скользкое, белое и неприятное! Ну, и не давали покоя воспоминания о словах бывшего московского градоначальника Юрия Лужкова, который утверждал, что в «коллекторе» Неглинки под Большим театром живут гигантские десятисантиметровые белые тараканы:

«Они не хотят, чтобы до них человек дотрагивался руками. Я пробовал, но они сразу прыгают в воду. Они пловцы хорошие…»

Слава богу, огромных тараканов мы не встретили… А если бы и встретили, уверен, что трогать их руками точно бы не стал (может, поэтому и не судьба мне стать мэром). Скорее, сам бы плюхнулся в воду и уплыл со скоростью света в Москву-реку через новое русло Неглинки, которое находится где-то в районе Зарядья. И меня не остановили бы ни решётки, закрывающие последний отрезок тоннеля на пути Неглинки к воле, ни возможная встреча с агентами спецслужб, бдительно охраняющих периметр в районе площади Революции!

Новое русло Неглинки в районе нынешнего парка "Зарядье"
Новое русло Неглинки в районе нынешнего парка "Зарядье"

Справедливости ради стоит сказать, что в коллекторе Неглинки, несмотря на сплошную «химию», сложилась своя экосистема: по пути встретили гриб Чернильный навозник, паука, плетущего в кромешной тьме свою паутину, которая при свете фонарика предстаёт невообразимо прекрасной, а также наткнулись на «что-то белое и пушистое», как охарактеризовал ЭТО Роман Селецкий. А связывают «подземный мир» с «миром дольним» корневые системы деревьев (прямо сразу ассоциации с мировым древом, объединяющим все сферы мироздания).

Нынешняя экосистема Неглинки
Нынешняя экосистема Неглинки

Ну, и частью этой экосистемы являются, конечно, диггеры (от англ. digger — копатель), исследующие подземные глубины и раскрывающие «тёмные тайны» подземной Москвы. Неслучайно, по словам нашего проводника, сами они себя диггерами не любят называть, а предпочитают слово ИССЛЕДОВАТЕЛИ!

Наши проводники-"исследователи"
Наши проводники-"исследователи"

Ведь диггерство для них это не просто хобби или работа! Я бы сказал, что это «дело для души»! А подземелья, пугающие своей тьмой большинство людей, являются для них своего рода «домом», где можно отпраздновать Новый год или сыграть свадьбу.

Подземный новогодний антураж где-то в районе метро "Трубная площадь"
Подземный новогодний антураж где-то в районе метро "Трубная площадь"

Есть у диггеров и собственные традиции: к примеру, если порвал бахилы, обязательно оставь их под землёй.

"Кладбище" бахил где-то под Цветным бульваром
"Кладбище" бахил где-то под Цветным бульваром

А ещё «диггеры-исследователи» (будем теперь называть их так) большие шутники!

Чтобы сделать путешествие по «недрам» более увлекательным, они придумывают для неискушённых «чайников» (нас, к примеру) любопытные «аттракционы»:

Например, залезть в трубу и проползти в ней энное количество метров (а кажется, будто вёрст), чтобы попасть в тоннель-дублёр (ад для клаустрофобов!)...

Роман в "тисках" клаустрофобии
Роман в "тисках" клаустрофобии

Или по колено погрузиться в тёмную хлюпающую жижу (испытание для лимнофобов!)

Ну, и самое "забавное" - триста метров пройти в абсолютной тьме под предлогом того, что на свет фонарика среагируют некие датчики, и на выходе нас будут ждать «вежливые люди»!

Вот последнее «развлечение» дало понять, что я в некоторой степени никтофоб: во всяком случае моментами накатывала паника, особенно тогда, когда, двигаясь, как мне казалось, вперёд, я постоянно упирался в стену!

Спасибо Роману Селецкому, выведшему меня к свету, видимо, в благодарность за то, что я освещал ему путь в трубе!

Главное под землёй - взаимоподдержка! )
Главное под землёй - взаимоподдержка! )

Как говорят, всё хорошо, что хорошо кончается!

Получив невообразимый спектр эмоций, мы выбрались на поверхность в районе Трубной площади, выпили термос заготовленного заранее глинтвейна и, осознав, что мы теперь тоже в некоторой степени заражены «диггерством», пошли восвояси (с надеждой когда-нибудь отправиться в сплав по подземной реке Хапиловке).

Репортаж из московских недр, где течёт Неглинка, можно посмотреть в серии проекта «Роман с Селецким» под названием «Подземная Москва».

Подписывайтесь на канал в ютубе и путешествуйте вместе с нами!