Юрию Григоровичу было всего 20 лет, когда появилась его первая постановка в детской студии. В 30 - первый полноценный балет на сцене Кировского театра в Ленинграде - "Каменный цветок" по мотивам сказов Бажова. В 32 - международный триумф после показа "Каменного цветка" в США. Говорят, американские зрители от избытка чувств после балета свистели, топали ногами и кричали "браво" до хрипоты.
В 34 Григорович поставил "Легенду о любви" на музыку Меликова, который получил небывалый общественный резонанс. Между тем, в родном Ленинграде Юрия Григоровича стали выживать.
В 37 он возглавил труппу Большого театра - вот так, за 7 лет прошел путь от хореографа-дебютанта до руководителя крупнейшей балетной труппы страны.
В 1968 году, когда Григоровичу было 41, на сцене Большого он поставил "Спартак" - возможно, величайший балет всех времен и народов, произведший революцию в героико-романтической хореографии, ошеломивший публику и критиков. После его постановки все остальные интерпретации на музыку Хачатуряна постепенно исчезли со сцен, потому что превзойти эту хореографию по выразительности не смог никто. Балет был удостоен Ленинской премии и принес хореографу мировую славу. Так, после премьеры в Лондоне, пресса писала о впечатлении на публику балета "Спартак" , сравнивая его с эффектом разорвавшейся бомбы. И за 50 лет балет не устарел ни капельки! Это современное захватывающее эпическое зрелище!
Григорович когда-то сам был виртуозным танцовщиком, обладающим большим прыжком и склонным с головокружительным трюкам. И потому от исполнителей требовал высочайшего уровня техники, артистизма и бесстрашия в исполнении трюков. В "Спартаке" смогли проявить себя и получить мировой успех звезды советского балета - Владимир Васильев, Марис Лиепа, Екатерина Максимова.
Да, именно эти его "дети" потом, через 20 лет, стали бороться со своим учителем, писать на него кляузы, раздавать интервью с осуждением "диктаторских" методов руководства Юрия Николаевича . Что поделать, танцовщики часто не хотят мириться с тем, что их балетный век короток, хотят танцевать еще и еще... Но в 40 лет уходит прыжок, а потом и грация...Мастерство есть, но уже нет того азарта и куража, а, главное, выносливости, которые есть у молодого поколения. Григорович и так долго тянул с увольнением этих звезд 60-х годов. Ту же Плисецкую он уволил из Большого, когда балерине уже было 63 года.
Юрий Григорович - крупнейший балетмейстер 20 века. Ему - 95. Именно благодаря его стилю и постановкам Большой театр приобрел брэнд "Большой". Когда в середине 1990-х Григоровича "ушли", то и театр стал рассыпаться. Владимир Васильев, будучи худруком, не смог предложить ничего стоящего в балетный репертуар ведущего театра страны. Уровень исполнения стал падать, теряться стиль.
Но обидное увольнение не сломало великого балетмейстера. Его горячо поддержали в других театрах, стали приглашать ставить балеты в Уфу, Тбилиси, Ереван, Прагу, Якутск, Екатеринбург. А Краснодар предоставил Юрию Николаевичу все условия для того, чтобы он привел их балетную труппу в нужную форму. Теперь там балетный театр Юрия Григоровича.
И - свершилось - в 2008 году Григоровича попросили вернуться в Большой - не худруком, но - балетмейстером. Всех своих врагов пережил.Время все расставило по своим местам.
Новаторство Юрия Григоровича в том, что он каленым железом выжег из хореографических постановок пантомиму и так называемый "драмбалет", Он любые чувства и мысли героев сумел выразить в танцевальной лексике академического балета. Любой монолог героев из балетов Григоровича смотреть одно удовольствие - артисты танцуют так, что даже неискушенному зрителю будут понятны все переживания солирующего героя.
Посмотрите отрывок из "Спартака" - мурашки по телу, будто смотришь настоящий бой.
Юрий Николаевич первый привел в классику русский фольклор и умело "обжил" его ("Каменнный цветок") . Первый в балете обратился к теме истории России, ее самым сложным и трагическим страницам ("Иван Грозный").
Великой заслугой его является не только постановка авторских спектаклей, но восстановление лучших балетов Чайковского в редакции Петипа с аккуратными собственными правками. А "Щелкунчик" Григоровича" - это еще один шедевр, самый личный спектакль постановщика, щемяще-трогательное воспоминание о детстве.
Отвлекусь на личное. Я занималась хореографией - в самодеятельности. а потом в училище и институте культуры. И я могу сказать вот что.
Первое. Даже в самодеятельности, и тем более, в профессиональной сфере, можно стать крепким хореографом, мастером (даже не великим и не выдающимся), полностью отдавая себя танцу и искусству. Это такое ремесло, которое требует абсолютной самоотдачи. Балетмейстер театра вообще должен забыть про житейскую сторону жизни. Он не сможет работать, не уйдя с головой в творчество. Когда я поняла, что, не смотря на буйную фантазию и большое желание ставить, я не готова отдать жизнь танцу, забыв себя, то покинула профессию.
Второе. Высокого уровня мастерство танцовщиков возможно только при жесточайшем отношении к себе. Даже если ты работаешь в маленькой труппе в мухосранском театре. И задача балетмейстера - не позволять танцовщикам жалеть себя, выжимать их них все, на что они способны, любыми способами: матом, психологическим давлением, палочной дисциплиной. Иначе танца не будет. Ни у солистов, ни тем более в ансамблевом исполнении. Поэтому разговорчики о тирании руководителей балета - это для желтой прессы. Нормальные артисты балета все понимают. Ворчат, но не жалуются.
Хотелось бы еще написать что-нибудь восторженное о Юрии Николаевиче Григоровиче. Но и так уже расписалась - дальше некуда. Пожелаем ему еще прожить побольше лет и успеть сотворить нам на радость новые балеты и поддерживать в надлежащей форме идущие на разных сценах мира его прежние постановки.
Читать еще:
"Ромео и Джульетта" в гангстерском антураже
Советский фильм "Гамлет" 1964 года "убил наповал" Голливуд и Британскую киноакадемию
Вся Россия - наш "Вишневый сад"