Самым необходимым, на мой взгляд, я считаю раскрывать тему с возможностью указания событий и наиболее важных моментов, которые я посчитаю необходимым указать. Так как тема имеет очень глубокую историческую структуру и многозначность различных событий, то на эти моменты я буду ссылаться косвенно. Следует также упомянуть, что моя работа целиком и полностью основана на Ветхо и Новозаветных событиях. Также, по ходу своего раскрытия темы я буду уделять раскрытию некоторых моментов, и стараться обосновывать их с точки зрения Священного Писания. Все цитаты и выдержки будут иметь порядковый номер сноски.
Начнем с того, что необходимо обозначить термин «фарисеи». Что это за люди?
Это течение появилось намного позже узаконивания Ветхо - заветных книг, а значит в самом Ветхом Завете этого течения еще не существовало.
Первое упоминание о фарисее мы встречаем, читая Святое Евангелие: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Что же было дальше, и кто был праведен перед Богом? На самом деле мы знаем, что фарисей не имел молитвы, а толь лишь восхвалял себя перед всеми людьми, говоря: «благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; и пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из того, что приобретаю». В этих словах фарисея имелись и гордость, и тщеславие, а также множество других явных пороков, которые имеются и в нас. В Новозаветное время фарисей или фарисейские общины, а также общества считались самыми строгими исполнителями закона. Они полностью знали каждую букву Торы (закона Моисеева - Пятикнижие), исполняя который, все таки, имели языческие наклонности. Причем, с течением времени это «показушество» стало приобретать характер «самодостаточного самодовольства». Одна из причин этому – эллинизация и завоевание языческих земель Александром Македонским примерно в 350году. Преобладание самодовольства и язычества фарисея над Божественной природой затмила полностью его душу и разум. С этого момента фарисейские общины имели только формализм и буквоедство. Народы, населяющие Иудею, и близ лежащие окрестности стали подвергаться гонениям и постоянным нападкам со стороны. Господь много раз упоминал об этом, говоря: «ибо удобнее пройти верблюду сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».
В конце своей работы я произведу сравнение и сделаю вывод по произведенному мной исследованию.
ГЛАВА 1
1.1. ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ
Из церковнославянского словаря дадим определение «фарисей» - член фарисейской секты, принимавшей, кроме закона Моисея, множество преданий. Фарисеи отличались внешним благочестием и старались делать добро на показ.[1]
Из этого определения следует, что люди из этой секты имели возможность пользоваться и жить по закону Торы, а также и не забывали и языческое отношение и идолопоклонство. Это определения ясно раскрывает тот факт, по которому жили и существовали племена того времени. Для того, чтобы начать раскрывать тему появления фарисейского течения следует начать пересказ происходящих того времени событий, лиц, и дат.
Наиболее явный интерес, на мой взгляд, является момент завоевания Вавилона до взятия Александром Македонским Иудеи.
С момента взятия Вавилона Киром 2 Великим примерно в 539 (период второго Иерусалимского Храма) году стали происходить изменения и политические перемены еврейского народа. Стало наиболее явно выражаться организация самоуправления, в результате которого на территории завоеванного народа и поселений стали восстанавливать памятники и постройки, а также административные сооружения и здания. Кир 2 Великий также помогал восстановлению памятников архитектуры, а также жертвовал и на восстановления города в целом. Новое правительство города организовывало финансовую поддержку: свидетельство из книги первой Ездры о жертвоприношении: «так как ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей, и чтобы доставить серебро и золото, которое царь и советники его пожертвовали Богу Израилеву, которого жилище в Иерусалиме, и все серебро и золото, которое ты берешь во всей области Вавилонской, вместе с доброхотными даяниями от народа и священников, которые жертвуют они для дома Бога своего, что в Иерусалиме».[2] Мы видим как активно развивалось благоустройство города и совершались постоянные жертвоприношения и подати, а также царем был издан эдикт о восстановлении Иерусалимского храма. Этому очень активно противились жители соседних населений. Ими были самаряне, идумеи, а также множество национальностей палестинского, и идумеского народа. Не исключено, что в эту пору уже проявлялись фарисейские признаки, так как существовал уже раскол между народностями и ближайшими переселенцами. По мере проявления таких особенностей в эту пору строительство Иерусалимского Храма приостановилось. Существует и другое свидетельство в котором также говориться о Кире- правителе: «пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму – ты будешь построен! И храму – ты будешь основан!».[3] Во время правления Дария уже стали происходить существенные беспорядки: были восстания, воины, междоусобицы. Иудейская община стала расти и постепенно обретала некоторое преимущество над местным населением. Явно стали выражаться недовольства, и, экономический кризис достиг своего апогея. Под этими возникающими событиями стали разрабатываться и появляться новые системы правления этой империи. Наиболее явным стало проявление восстановления забытых религиозных течений. Этому проявлению сопутствовал император Дарий. Постепенно восстановление Иерусалимского Храма и памятников культуры стало продолжаться. А после прихода на трон царя Ксеркса 1 ситуация стала опять меняться. Об этом также свидетельствует книга Ездры, которая говорит об укреплении иудейской общины. посланники и письмом о исхождении из Иерусалима иудейской общины. Возникла разобщённость. Храм переходил из рук в руки. Были беспорядки. Иудейская община набирала силу, и увеличивалось численность. Ее слабой стороной стало то, что во время нахождения в Вавилонском плену потерялось исполнение закона заповедей Моисея, а следовательно стало появляться кровосмешение с разными племенами, а также и с соседними населениями и языческими народами. В Священном Писании Ездра говорит: «и отвечал Шехания, сын Еихиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре – мы сделали преступление перед Богом нашим, что взяли себе жен иноплеменных из народов земли, но есть еще надежда Израиля в этом деле».[4] Совершается покаяние. Они наложили на себя пост. Отпустили своих иноплеменных жен. Таким образом произошла полная победа над язычеством и иноплеменниками. С того времени чтения закона стало во главу угла. А по просьбе народа священник вменил в обязательство чтения Закона Божия, а с ним и чтения книги Неемии.
В качестве правителя Артаксеркс послал Неемию. Он дал ему два письма: «одно к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи, и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божиим».[5] Ои достигает своей цели. По мимо этого в Иудее успешно организованы были экономические реформы и с того времени Иудея стала центром вторым Иерусалимским. Следует заметить, что до этого переворота Иудея была управляема язычниками, но все ровно. Уже в эпоху постройки Иерусалимского Храма имела начатки независимого государства. На протяжении нескольких столетий Иудея, благодаря священнику Ездре и Неемии, стала иметь статус независимого государства как независимой единицы. В итоге, Иерусалимский храм стал причиной раздора. Иудеи и Самаряне стали снова отделяться друг от друга. В последствии на протяжении 60-70 лет примерно, до правления Артаксеркса 3были также междоусобицы и воины. Был разрушен храм иудейский, Египет обрел независимость на некоторое время, но там также были беспорядки и раздоры по причине смены власти либо иудеями, или самарянами. Через некоторое время по правлении Артаксеркса 359 году часть Палетины была захвачена и аккупирована. Причина - смена правительства и в последствии расширения области. В частности Сидон – часть Египетского государства были отваеваны. Таким образом мы увидели первые конфликты и разделения народов Иудейского и Самарянского. Они изначально были единым народом до возобновления строительства Иерусалимского Храма. Он был единым центром и собственностью народа. Но влияния языческих обычаев и эллинских постоянно приносило междоусобицы и конфликт. Общественный строй менял свое направление.
Что касается самого Ездры, то для ясности следует указать, что он отличался высоким благочестием и был близок к Персидскому двору, имел доверие правителя, а также пользовался авторитетом у вверенных ему Богом людей, которых он наставлял на протяжении четырнадцати лет. Священное Писание это обосновывает так: «Потчимся взирать к Пастыреначальнику и Подвигоположнику Иисусу Христу. Близ Господь всем призывающим Его во истине. Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со Святой Церковью Православной, ея же врата адовы не одолеют…».[6]
О Втором Иерусалимском Храме необходимо сделать дополнение: «И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии , сына Адды. И постояли и окончили по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дарии и Артаксеркса, царей Персидских. И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью».[7] Далее , после освящения были принесены жертвоприношения Единому Богу Израилеву и были назначены священноначалия на службу в Храме. Но там не хватало, как в первом Храме, ковчега, урима, туммима, огня небесного, елея, и жезла Ааронова. Но Господь дает обетование народу о том, что этот Храм будет иметь большую славу. Это было первое обетавание о Спасителе Христе. Он, пришедый в мир, будет иметь обличительные речи на фарисеев, которые мы читаем в Евангелие: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».[8]
Таким образом, мы произвели сопоставление событий и сделали вывод о том, что уже на тот момент существовали первые зачатки и распри среди народностей Израилевых, которые приводили к воинам и междоусобицам. В этих событиях появляется явно выраженное раскольничество, которое, в последствии, и разделит народности Израильского Царства. Далее, написание текста по раскрытию и обоснованию буду производить, отталкиваясь от свидетельств и личностного участия лиц ниже.
продолжение
1.2. ИОСИФ ФЛАВИЙ.
1.2.1. ЕГО ВЗГЛЯДЫ КАК ФАРИСЕЯ.
В качестве продолжения по раскрытию «фарисейской темы», в своей работе я хочу показать еще одного современника этой общины и показать его отношение и описать его мнение о происходящих событиях того времени.
Иосиф Флавий – является современником Апостолов, и в частности апостола Павла. Апостол Павел тоже является представителем фарисейской общины, который был просвещен Духом Святым. И после этого он проповедовал о Господе по всей стране Иудейской. Хотя до этого, как все мы знаем, он был ненавидим всеми людьми за то, что предавал людей, апостолов, и многих последователей учения о Боге, синедриону, книжникам и фарисеям.
Сам Иосиф в начале первого века, при императоре Калигуле. Его отец был священником, а родовитость Иосифа была одна из самых знатнейших, он был царского рода по матери. Получив хорошее образование он начал изучать религиозные течения того времени. Их на тот момент было не так много – фарисеи, садукеи, есеи. Он много путешествовал. Особенность его честолюбивых взглядов стало то, что он укрепился в своем решении и примкнул к фарисейской общине, которая на тот момент была самой востребованной и влиятельной. В частности о личной жизни Иосифа можно сказать, что он вел аскетический образ жизни, и повышал свой уровень интеллектуального развития и написанием современных событий. В этой связи можно сказать, что по написанию его трудов, можно проследить моменты, которые не были ярко отражены, например переход Моисея через Черное Море. В лучшем случае это будет все завуалировано или отражено с другой точки зрения, как само собой разумеющееся. Но следует сказать, что при его фарисейской натуре, он был ходатаем перед римским правителем за своих друзей и знакомых, которые находились в заключении у Рима. И добивался своего. Правитель Рима был Феликс.
По прошествии некоторого времени Иосиф был выбран в качестве предводителя по восстанию в Галилеи, целью которого было низвергнуть Римское иго. С этой точки зрения можно найти большие положительные качества Иосифа. Мы уже ранее говорили о его натуре фарисея, которая в большинстве случаев им руководила, но опять таки, в нем просыпается патриотический образ защитника своего государства и он этому отдает все свои силы и возможности. В конце концов, Галилея не устояла под римскими натисками оружия. Он сдается в плен Риму.
Далее его жизнь в плену обретает другой оборот. При императоре Веспасиане онполучает полную свободу за свои заслуги перед императором, и награждается редчайшей того времени священной литературой. А император в честь Иосифа приказал соорудить колонну с его изображением. О смерти Иосифа ничего не известно. Следует уделить внимание фарисейскому менталитету. При описании исторических событий он написал несколько трудов. Один самых важных и значительных называется «Иудейская война против римлян», в котором речь идет о еврейском народе, и его воинах, начиная с Иудейской войны и восстания сынов Маккавеевых, которое было около 166 года. Другие его труды содержат описание воин и разрушения Иерусалимского Храма. Таким образом, подводя итоги можно сделать необходимые выводы о фарисейских особенностях. В Священном Писании много раз Господь говорил: «Порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». [9] Слова Господа явно указывают на фарисейское двуличностное отношение к людям , а также к неверию и выявления пороков и жестокосердия и многое другое. Эти все моменты явно выражались и у Флавия. Фарисейство – есть очень большая опасность для человека. Необходимо всегда отвращаться от него. Хотя, из начально это направление имело положительную сторону во взглядах, до прихода в иудейскую страну эллинизации. С этого времени многое поменялось и поменяло свой смысл.
Священное Писание об этом говорит так: «Сын Мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся…глупцы только презирают мудрость».[10]
А самое явное презрение фарисейского движения проявлялось в ненависти, зависти, низкой нравственности, злом помышлении, и во многом другом, когда Господь, уча и просвещая народ, полностью ниспровергал и отвращал народ от лжепророков и сект того времени, то есть от заблуждения вероисповедания. На мой взгляд, в этом и заключаются основные особенности этого движения, даже если смотреть и делать выводы по одному – двум человекам.
ГЛАВА 2
1.2. ЗАВОЕВАНИЕ ИУДЕИ АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ.
Краткое описание этих событий.
После распада государства Персии, которое основал Кир, оно перешло к грекам.[11] Александр, одолев персов, также смог в 322 году одолеть и Сирию и Иудею. Первоначально было явное сопротивление завоеванных государств о нежелании подчинения Александру. Но осознав, что их сопротивление все ровно будет сломлено, они решили выслать навстречу Александру городских первосвященников во главе с первосвященником Яддудой. Это было своего рода местное посольство города Иерусалим. Они пошли навстречу Александру в красивых своих облачениях, а за ними другие представители города.
Когда Александр увидел Иерусалимское (еврейское) посольство города , то он слез с коня, подошел и поклонился первым духовенству этого города. Рядом стоящий полководец от этого удивления его спросил: - почему он так сделал? Александр сказал: -Что он видел во сне образ первосвященника в таких же облачениях, который предсказал ему скорую победу и славу, и он вспомнив этом сон, когда увидел священнослужителей, поклонился им как Богу. После этого Александр посетил храм Иерусалима, и принес Богу жертву. После воссоединения Иудейского государства к своим завоеванным территориям, Александр провозгласил, что оставляет все, что есть: и домостроительство и порядки, и вероисповедание, как было и раньше при персидском натиске и управлении. Раньше существовал обычай в установке скульптур и статуй победителя и завоевателя города. Так, Александр, следовав этому обычаю хотел поставить свое изображение в Иерусалимском Храме, на что встретил отказ от местного священства, которые говорили, что этого не позволительно делать по их религиозным убеждениям. Вместо этого они пообещали, что в течение года, если родится мальчик, они назовут его именем Александр, в честь завоевателя города. Это было встречено одобрением со стороны Александра. Также он произвел ряд реформ, согласно которым освободил от платежа и податей в субботние «шемиты». А также освобождал от работ по субботам рабов и молодых иудеев, которые служили в его войсках и подразделениях.
В последствии, он передал управление своим наместникам. Они проживали в близ лежащих городах , например Самарии. Это был город, населенный различными религиозными течениями. Его звали Андромах. Жители подняли смуту, тем самым выказывали недовольство его управления. Он был убит этими жителями. Когда Александр узнал о происшествии, он наказал этих смутьянов – самаритян, он их изгнал на пределы города и после, заселил город македонцами. В последствии был также основан город Александрия. Он был торговым центром города. Там проживали греки и евреи.
По прошествии некоторого времени Александр умирает. А созданная Александром империя распадается в ходе многочисленных междоусобиц и воин в 323 году. Палестинская территория несколько раз была частью то одного государства, то другого, что значительно ущербным стало для местных жителей. А при императоре Птоломее 1 была захвачена Сирия и Финикия, которые стали провинцией Египта. Стали производиться строительства новых городов, административных центров и многое другое. следовательно стала вменяться новая культуризация новых населенных народов и населений, а также стали появляться новые религиозные течения, которые в своем основании содержали эллинистическую и греческую традицию.
Они же в свою очередь также подверглись деформации и расслоению на различные религиозные течения. Таким образом население стало в основном состоять из эллинизированных евреев и религиозно – политических течений. Это возможно стало еще одним формированием фарисейского движения, которое в последствии и станет причиной раздора нового учения о Спасителе и спасении: «Под праведностью здесь апостол Павел подразумевает ту же правду, о которой говорил и Спаситель. Правда – по гречески есть святость».[12] В последствии, как мы ранее говорили, даже апостол Павел, будучи фарисеем, стал просветителем язычников, и который основал множество христианских церквей и общин на территории Израиля и его близ лежащих народностей. И еще: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа».[13]
ГЛАВА 3
3.1. ОБРАЗОВАНИЕ ФАРИСЕЙСКОГО ТЕЧЕНИЯ.
консерватизм
Существует множество мнений, согласно которым все религиозные течения уже изначально зарождались во времена Второго Храма. Они конечно имели различия.
Фарисейские общности, по мнению свидетельств, являются основателями всех других течений и после разрушения Второго Храма эти секты исчезли основательно. Во времена Второго Храма одно течение фарисейское преобладало над остальными и это считалось нормой того времени. После разрушения Храма еврейские общности стали смешиваться или входить в состав фарисейских, и после этого стали происходить разногласия и равноправие. Была одна религиозная основа, но имелись противоположные понимания и отношения. «Фарисей» - уже был словом нарицания и унижения, а также и символом лицемерия. Но следует заметить, что даже во времена Нового Завета среди фарисеев было много просветителей и защитников православного учения. Таким, например, был Никодим, который вступился за Христа, когда Его хотели побить. Он часто приходил к Нему по ночам и беседовал со Христом о Царствии Небесном.
Фарисеи подчеркивали и верили в устную традицию передаче закона, по которому следует жить и их исполнять.
Следует также сказать, что фарисеи имели устную традицию иудаизма и эллинизма, а в последствии и были как еретики и отступники от своего же закона. Эти постоянные смены направления верований уже были запутаны и приводили к раздору. Они говорили, что даже при устной передаче закона и его формулировок, его можно изменять и переписать, как могло бы быть удобно и для наилучшего его толкования. Из свидетельств и первоисточников об этом также есть определенные отрывки Талмуда, которые говорили о передаче Синайского Закона «Моше на Синаи» и его принципах. Они также знали и верили о загробной жизни и о воздаянии за праведность: «Князь мира сего, стремящиеся подражать Царю Миров, также требует всецелостности служения ему, и если человек отвергнет истинную всецелостность белого христианства, его душе неминуемо пойдет дорогой всецелостности служения духу мертвому и темному».[14]
Из этого следует, что мы окончательно подвели итог и разобрали наиболее важные моменты фарисейского движения, и полностью раскрыли тему.
следует, что....
...полностью нашли взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. Ко всему прочему нашли древние свидетельства начала зарождения и деятельность этого движения.
Подведем итог в двух предложениях еще раз: фарисейское движения является самым основательным того времени , которое включает в себя иудаизм, эллинизм и законы Торы (еврейское учение о спасении-Пятикнижия). В последствии осталось одно основание - только устная передача синайского законодательства, которое они постоянно подвергали изменениям.
[1] СВЯТООТЕЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ. Москва. Сибирская благозвонница. 2014 год. С.- 939.
[2] Библия. 1Ездра. С. – 446.
[3] КНИГА ПРОРОКОВ. Глава 44. С.- 183.
[4] БИБЛИЯ. 1 ЕЗДРА. ГЛАВА 10. С. – 449.
[5] БИБЛИЯ КНИГА НЕЕМИИ. ГЛАВА 2. С.- 451.
[6] Указание пути ко спасению. Преподобный Анатолий младший. С.- 391.
[7] БИБЛИЯ. 1ЕЗДРА. ГЛАВА 6. СТИХ 14.
[8] ЕВАНЛЕГИЕ. ЛУКА 11, 23. С.- 412.
[9] СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. МАТФЕЙ 12-34.
[10] КНИГИ ПРЕМУДРОСТИ. ПРИТЧИ. ГЛАВА 1. С.- 143.
[11] Сайт «ВикиЧтение». Дубнов Семен Маркович.
[12] ХРИСТИАНСКОЕ МИРОСОЗЕРЦАНИЕ. Протоиерей Михаил Чельцов. С.- 145.
[13] АПОСТОЛ. С.- 29.
[14] ИЗБРАННОЕ. АРХИЕПИСКОП ИОАНН САН-ФРАНЦИССКИЙ. С.-126.
#ФАРИСЕЙ #иудеи #ВОЙНА #ЭЛЛИНИЗМ #ИОСИФ ФЛАВИЙ