Найти тему
Первые впечатления

Взгляд изнутри на «Made In Heaven» Queen

Что происходило за дверями студии, где в 1995 году работали над знаменитым альбомом «Made In Heaven» трое оставшихся участников Queen? Ведь Фредди Меркьюри, их вокалист, скончался еще в 1991 году, но оставалось много записей, которые просто невозможно было оставить без внимания. Тогда в работе над альбомом Queen помогал известный звукоинженер Дэвид Ричардс, интервью с которым появилось в 1995 году в журнале Rolling Stone (немецкий выпуск).

Дэвид Ричардс
Дэвид Ричардс

Интервьюер: «Правда ли, что "A Winter's Tale" стала последней песней, написанной Фредди Меркьюри?»

Дэвид Ричардс: «Да. Последней же песней, спетой им для "Made In Heaven", стала "Mother Love", которую написал Брайан».

И.: «Брайан написал эту песню на основе идей Фредди?»

Д.Р.: «Насколько я помню, однажды Брайан пришел в студию, придумал несколько аккордов, а затем протянул Фредди небольшой листок бумаги. Там было написано всего несколько строк, и Фредди сразу же спел их. Но вот сказать, как у Брайана появилась идея песни, какие события его при этом вдохновили, я не смогу».

И.: «Что вы чувствовали во время выпуска "Made In Heaven"?»

Д.Р.: «Мы исполнили последнее желание Фредди. Он хотел заниматься музыкой до самой последней секунды, и тогда он просто получал удовольствие от пения. С другой стороны, это была очень трудная ситуация для всех нас, особенно для Фредди, однако он действительно хотел, чтобы этот проект когда-нибудь был завершен. Но мне кажется, что он вряд ли предполагал, что альбом выйдет уже после его кончины».

И.: «Когда вы поняли, что Фредди действительно болен?»

Д.Р.: «Я знал, что он был очень болен, но самое удивительное было то, что его голос с каждым разом становился все лучше и лучше. "Мой голос все еще здесь, поэтому я буду петь до самого конца", - любил говорить он. Лично я не знал, что конкретно с ним, но мне почему-то показалось, что это одно из заболеваний крови. Мне кажется, что все участники Queen не хотели думать, что это серьезно. Они верили, что произойдет чудо».

И.: «Вы заметили его болезнь во время сеансов "Innuendo"?»

Д.Р.: «Я заметил, что с ним что-то не так, но не знал, что именно».

И.: «Его состояние резко ухудшилось в процессе записи "Made In Heaven"?»

Д.Р.: «Тогда нам приходилось тратить больше времени на запись вокальных партий, потому что Фредди нужно было много отдыхать. Вместе с тем Фредди стремился к самому лучшему результату, думая о том, что у них больше никогда не будет живых туров. Теперь Queen могли работать только в студии, поэтому они не имели права разочаровывать зрителей».

Дэвид Ричардс с участниками Queen и основателем джазового фестиваля в Монтре Клодом Нобсом
Дэвид Ричардс с участниками Queen и основателем джазового фестиваля в Монтре Клодом Нобсом

И.: «Можно ли назвать те первые записи, сделанные при жизни Фредди, демо? Насколько я знаю, инструментальные партии участники группы записали гораздо позже вокала».

Д.Р.: «Обычно мы использовали два-три подхода для записи песен. Иногда у одного из музыкантов была идея песни, которую он набрасывал в демо. Там обычно звучали короткие аккорды, мелодии и несколько строк из песни. Затем группа собиралась вместе, и вот тогда начиналась полноценная работа над треком. Многие привносили собственные идеи, благодаря чему мы в итоге получали то самое королевское звучание. Так простая идея превращалась в песню. Песня "Innuendo", кстати, вышла из некоторых импровизаций группы, которая тогда записывалась в Монтре. Фредди был наверху в студии, когда услышал, как другие из Queen наигрывают первые мелодии этой песни. Он надеялся сразу исполнить песню, но впереди было еще очень много работы. В том же русле происходила запись и других композиций группы».

И.: «Говорили, что Queen из-за большой спешки, связанной с ухудшением здоровья Фредди, записывала лишь какие-то фрагменты мелодий, позволяя себе весьма грубые наложения, которые затем, естественно, были переработаны. Это правда?»

Д.Р.: «Они записывали все треки вживую. Эти песни нельзя назвать грубыми версиями, потому что группа всегда хорошо видела перспективу. Однако некая спонтанность записи была сохранена. Позже мы отредактировали эти версии и удалили некоторые части, которые слишком контрастировали с общим направлением песен. Отдельные проблемы возникали в процессе записи Фредди. Группа действительно спешила, поэтому над некоторыми вещами приходилось работать одновременно. Так, например, мы нередко слышали, как барабаны заглушают вокал Фредди. Раньше, в других условиях, с подобными проблемами группа никогда не сталкивалась. В те последние сеансы Queen записывались так, как если бы они играли концерт в большом зале. Это придавало им сил, словно они вновь выступали перед зрителями. Для рок-группы очень важны такие ощущения».

И.: «Как долго вы работали с Фредди над этим альбомом?»

Д.Р.: «Думаю, что около четырех недель, но здесь необходимо учитывать то, что часть песен к тому времени уже была написана. После кончины Фредди никто не хотел продолжать работу над "Made In Heaven", и им требовалось время, чтобы решиться на это. Спустя несколько лет они вернулись в студию, думая о том, что таким было желание Фредди. Они всегда держали в голове все задумки Фредди, работали так, как бы в таком случае работал Фредди. Тогда ребята находились в студии около трех-четырех месяцев».

И.: «Какие изменения они внесли в песни?»

Д.Р.: «Лишь отдельные штрихи. Некоторые вещи почти не изменились, другие, в частности, две сольные песни Фредди получили новую аранжировку Queen. Подобная работа всегда занимает много времени. Остальные 4-5 песен были записаны в 1991 году в Монтре, и остались практически не тронутыми. Сюда, очевидно, были включены некоторые дополнительные гитары, но их группа добавляла и в других случаях».

И.: «Фредди тяжело давались те заключительные сеансы записи?»

Д.Р.: «Он был рад, что мог все еще петь. Только так он чувствовал себя по-настоящему счастливым».

И.: «Чувствовали ли вы тогда, что для некоторых идей Queen не хватает определенных технологий? Или этот альбом можно было выпустить, к примеру, и 10 лет назад?»

Д.Р.: «Безусловно! Технологии всегда предполагают новые возможности, в том числе и для аранжировки песен. Но в данном случае мы почти ими не пользовались, потому что тогда существовали достаточно неплохие аналоговые системы. Их мы, в частности, использовали во время записи "Too Much Love Will Kill You". Брайан написал эту песню еще до появления цифры, поэтому у нас и не было серьезной альтернативы. Фредди очень увлекся этой песней, для которой записал свой вокал. И это несмотря на то, что он, вероятно, знал, что она предназначена для сольного альбома Брайана. Так в итоге и оказалось, однако песня была уже с вокалом Брайана. Позже нам захотелось сравнить её с тем, что было оцифровано для "Made In Heaven". Оказалось, что аналоговая запись звучит не менее убедительно. Вокал звучал очень четко и слаженно, и вы никогда бы не подумали, что эта вещь была записана еще в начале десятилетия. Требуется время, чтобы оценить возможности новой технологии, поэтому нам приходится следить за изменениями, не зная, куда все это приведет».

И.: «Как группа относится к аналоговой/цифровой записи?»

Д.Р.: «Роджер позвонил мне вчера, узнав, что я завершил работу над версией "Too Much Love Will Kill You", предназначенной для американского рынка. Он спросил: "Что ты с ней сделал? Она звучит потрясающе!" И он очень удивился, услышав, что перед ним обычная аналоговая песня. На самом деле, если все изначально сделано качественно, аналоговые записи выглядят очень впечатляюще».

И.: «В наши дни выходит антология Beatles, где можно вновь услышать голос Джона Леннона. Интересно, где они нашли все эти записи?»

Д.Р.: «Вероятно, в шкафу Пола…»

И.: «Очевидно, теперь будет всерьез обсуждаться вопрос о том, можно ли выпускать такие записи…»

Д.Р.: «Думаю, что людям будет очень интересно услышать их неизданные песни, о которых, признаюсь, я ничего не знаю. С "Made In Heaven" дело обстоит немного по-другому, потому что Фредди действительно хотел выпустить этот альбом».

И.: «Как вы думаете, смогут ли будущие технологии воссоздать голос умершего певца?»

Д.Р.: «Нет, если у вас нет соответствующего образца. Образец представляет собой запись, в которой нет ничего синтетического. С ним вы можете работать в любое время. Но вы никогда не создадите голос Фредди синтетически. У вас обязательно должен быть голос, для которого можно придумать любую форму. Но бывает так, что у вас есть только несколько записанных строчек песни, к которым нужно что-то добавить. При этом в ход пойдут самые совершенные технологии, однако вы сможете лишь скопировать эти записи. И из этого никогда не выйдет песня. Поэтому в подобных случаях нужно привлекать других певцов, либо искать записи в архиве».

И.: «То есть даже через 30 лет будет невозможно записать песню с помощью машины?»

Д.Р.: «Да, искусственное вы сразу же почувствуете. Невозможно создать что-то из ничего. Говорить о какой-то серьезной работе можно лишь при наличии фрагментов или настоящих записей».

И.: «Что ждало бы "Made In Heaven", если бы Фредди не захотел выпускать альбом? Как бы это отразилось на вашей дальнейшей работе?»

Д.Р.: «Конечно, у всех нас возникли бы сомнения, стоит ли выпускать этот альбом. Но Фредди с надеждой смотрел на альбом, для которого записал так много песен. В ином случае, вероятно, мы могли бы поискать что-то в архиве, но этого было бы явно недостаточно. Тогда нам всем требовалось нечто другое, то, над чем Фредди долго и старательно работал. Осознание того, что он очень хотел выпустить этот альбом, придавало нам сил».

Даже во время заключительных сессий Фредди старался работать в полную силу
Даже во время заключительных сессий Фредди старался работать в полную силу

И.: «У Queen есть какая-то недвижимость в Монтре?»

Д.Р.: «Обычно они останавливались в отелях, но в последний год Фредди решил снять себе квартиру. В Монтре всегда очень спокойно и тихо, и Фредди здесь очень нравилось. Кроме того, это очень вдохновляющее место, особенно для музыкантов. За последние 100 лет в Монтре побывали многие известные музыканты. Вечерами здесь всегда звучит музыка».

И.: «Пресса знала, что группа работает над альбомом?»

Д.Р.: «Мне кажется, что нет. В Монтре проходит ежегодный джазовый фестиваль, поэтому люди здесь привыкли к знаменитостям. Например, если бы мистер Меркьюри вдруг решил выйти на улицу с собакой, никто не обратил бы на это внимание».

И.: «Как вы думаете, Фредди бы понравилось, что "Made In Heaven" привлекает столько внимания?»

Д.Р.: «Безусловно! "Чем больше, тем лучше" – было его жизненным кредо. Жизнь Фредди была связана с успехом, и именно для этого он жил. Он всегда должен был быть номером один. И если бы этот альбом стал самым продаваемым за всю историю, Фредди был бы по-настоящему счастлив!»