Найти в Дзене
Морской хронограф

Морской список: Скляев Федосей Моисеевич (1672, 4 (14) января – 1728, 10 (21) мая года), корабельный мастер

Федосей Моисеевич Скляев родился 4 января 1672 года в придворном подмосковном селе Преображенском. Его отец, Моисей Скляев, был уроженцем Новгорода и служил царским конюхом.

В 1676 году совместно с детьми других царских конюхов Федосей Скляев был зачислен в «потешный Петров полк», сформированный повелением царя Алексея Михайловича специально для забав его сына Петра Алексеевича из сверстников царевича.

«Пётр Первый управляет парусным ботиком». Худ. А.Кивщенко.
«Пётр Первый управляет парусным ботиком». Худ. А.Кивщенко.

В 1688 году, когда шестнадцатилетний Пётр I увлёкся созданием на Переяславском озере «потешной флотилии», вместе с царём на постройке разных судов плотничали и его сверстники из «потешного войска», среди которых был и Ф. Скляев. В 1691 году «потешное войско» Петра I было реорганизовано в лейб-гвардию с сформированием двух гвардейских полков – Преображенского и Семёновского. Федосей Скляев, числившийся к тому времени бомбардиром «потешного войска», в том же качестве был записан в Преображенский полк.

С весны 1696 года в Воронеже началась форсированная постройка галер для предстоящего похода русской армии к Азову. Под руководством Франца Тиммермана, а также выписанных из Голландии корабельных мастеров Питера Класа и Яна Янсена в числе преображенских «шхипманов» Ф.М. Скляев плотничал на постройке царской галеры «Принципиум». После спуска галеры на воду Федосей Скляев был зачислен матросом в её команду. Командовал этой галерой в походе к Азову лично Пётр I, который убедился, «что его любимец не только хорошо владеет топором, но к тому же и ловкий моряк».

После Азовских походов в составе Великого посольства, в котором инкогнито отправился сам Пётр I, в первый десяток отряда волонтёров царь включил и своего приближённого - бомбардира Преображенского полка Федосея Скляева. В Нидерландах вместе с Петром и другими волонтёрами, пожелавшими обучаться кораблестроению, нанялся корабельным плотником на Амстердамскую верфь Ост-Индской компании, на которой под руководством корабельного мастера Герита Класа менее чем за три месяца был построен фрегат «Апостолы Пётр и Павел».

В начале января 1698 года Федосей Скляев и остальные работавшие с царём волонтёры переехали в Англию, где пробыли более четырёх месяцев, изучая корабельную архитектуру и кораблестроительное черчение. Затем для ознакомления с венецианским галерным кораблестроением Пётр I направил Федосея Скляева в Венецию.

Царь Пётр, всегда чувствовавший призвание к кораблестроению и с увлечением работавший в этой области, как государственный деятель отдавал себе отчёт в том, что не может безотлучно находиться при постройке кораблей. Петру нужен был кораблестроитель - товарищ в работе. Таковым был выбран Федосей Скляев, с которым с отроческих лет вместе начал осваивать любимое кораблестроительное дело. Пётр решил прервать учение Федосея Скляева и срочно вызвал его вместе с Лукьяном Верещагиным в Воронеж.

Сразу после приезда Ф.М. Скляева в Воронеж Пётр I назначил его своим первым помощником в строительстве 58-пушечного линейного корабля «Гото Предестинация».

Фрагмент гравюры Адриана Шхонебека с изображением «Гото Предестинации»
Фрагмент гравюры Адриана Шхонебека с изображением «Гото Предестинации»

В следующие несколько лет Пётр по своим чертежам заложил на воронежских верфях ещё три линейных корабля - «Ластка», «Старый дуб» и «Старый орёл», строителем всех трёх неизменно назначался Федосей Скляев. Ф.М. Скляев был доверенным лицом царя и фактически главным кораблестроителем на воронежских верфях.

Вместе со строительством многопушечных «государевых» кораблей в Воронеже Федосей Скляев осваивал создание прамов, часть которых оборудовали в виде плавучих деревянных доков - камелей, необходимых для подъёма на них наиболее глубокосидящих кораблей и проводки этих кораблей через мелководное устье Дона в Азовское море.

С началом создания Балтийского флота Ф.М. Скляев был направлен на верфи Ладоги и в Санкт-Петербург, где строил галеры и шнявы. Для Балтийского флота Федосей Скляев сконструировал «бригантину нового манера» - вид малой галеры для гребной эскадры Балтийского флота.

В 1706 году Ф.М. Скляевым был разработан проект быстроходной яхты типа шнявы, не имевшей артиллерийского вооружения. Эта яхта, получившая имя «Надежда», стала первым кораблём, построенным в Санкт-Петербургском Адмиралтействе. В следующем году в Адмиралтействе Федосеем Скляевым была построена 16-пушечная шнява «Лизет». Пётр I настолько был доволен новой шнявой, что произвел Скляева в чин морского поручика Преображенского полка. Кроме этого, Ф. М. Скляеву был выдан «пас мастерский», то есть свидетельство о его производстве в корабельные мастера.

В 1709-1712 годах Ф.М. Скляев построил первый полноценный линейный корабль Балтийского флота - «Полтаву».

Гравюра Питера Пикарта с изображением «Полтавы».
Гравюра Питера Пикарта с изображением «Полтавы».

В ноябре 1711 года Ф.М. Скляев заложил и через пять месяцев спустил на воду 20-пушечную шняву «Принцесса» (чертёж корабля был разработан им самим). В следующем году по разработанным им самим проектам он заложил в Санкт-Петербургском Адмиралтействе два линейных корабля: 60-пушечный «Нарва» и 68-пушечный «Ревель». В 1714 году Ф.М. Скляев построил 32-пушечный фрегат «Св. Илья». В 1713-1718 годах он построил в Санкт-Петербурге четыре больших прама для Балтийского флота, а с 1716 по 1720 год вёл строительство 80-пушечного трёхпалубного линейного корабля «Фридемакер».

Федосей Скляев был первым хранителем коллекции чертежей и моделей, составивших ядро Морского музея.

Скончался 10 (21) мая 1728 года в Санкт-Петербурге, похоронен в Александро-Невской лавре.

Обратим внимание читателя к первоисточнику биографических справок о корабельном мастере, коим является «Общий морской список»:

Скляев, Федосей Моисеевич.

1697 г. Отправился в 1-м десятке волонтеров при великом посольстве в Голландию для обучения и, по прибытии в Амстердам, поступил «на ост-индский двор к корабельному делу».
1698 г. Отправлен в Венецию, где и находился в арсенале на работе «у галеасов и каторг».
1699 г. По возвращении из Венеции отправлен в Воронеж к строению заложенного Его Величеством корабля «Предистинация» в качестве главного помощника Государя. На пути задержан был в Москве за драку в пьяном виде с солдатами Преображенского полка и подвергся наказанию по приказу кесаря князя Ромодановского, отвечавшего государю на выраженное неудовольствие за эту задержку: «высек Скляева за его дурость; в том на меня не погневись, не обык в дуростях спускать, хотя бы и не такого чину были».
1701-1703 г. Строил в Воронеже, под руководством Государя, 80- пушечный корабль «Старый Орел» и 50-пушечный корабль «Ластка».
1704 г. Послан был на Олонецкую верфь. Получал жалованья 200 рублей. Находился при строении судов в Шлиссельбурге.
1705 г. Назначен к строению судов в С.-Петербург. 1706 г. Строил в С.-Петербурге яхту «Надежда».
1707 г. ноября 23. Пожалован чином поручика и получил от Государя «пас мастерской», то есть звание корабельного мастера.
1707 и 1708 г. Строил в С.-Петербурге, под руководством Государя, 16-пушечную шняву «Лизет».
1709 г. ноябрь. Произведен в капитаны.
1700-1712 г. Находился в С.-Петербурге при строении под руководством Государя корабля «Полтава».
1710 г. Получал жалованья 800 рублей. В походе к Выборгу командовал шнявою «Мункер».
1711-1714 г. Строил в С.-Петербурге 32-пушечную шняву «Принцесса».
1712 г. При бракосочетании Государя, за столом, занимал «братнее место», по левую руку. Строил в С.-Петербурге следующие суда:
1712-1714 г. 60-пушечный корабль «Нарва».
1712-1717 г. 68-пушечный корабль «Ревель».
1713 г. Прамы: 24-пушечный «Дикий бык», 18-пушечный «Медведь», 38-пушечный «Думкрат».
1713-1714 г. 50-пушечный корабль «Св. Илья».
1715 г. На именинах у него обедали Государь и Государыня; по случаю рождения дочери был у него Государь, и также присутствовал на ее крестинах.
1716 г. На именинах у него обедали Государь и Государыня.
1716-1721 г. Строил в С.-Петербурге 88-пушечный корабль «Фридемакер». 1717-1718 г. Строил в С.-Петербурге 36-пушечный прам «Олифант».
1719 г. Поднимал затонувший на котлинском рейде корабль «Лесное».
1723 г. июля 10. Пожалован рангом капитан-командора.
1727 г. август. За многолетнюю его службу коллегия определила к получаемому им окладу 820 рублей прибавить, что он получал до 1723 года, а именно: за военные службы от бомбардир-лейтенантского чина 216 рублей и от флота капитанского 360 рублей, всего давать 1,396 рублей.
1728 мая 10. Скончался в С.-Петербурге.

Общий морской список от основания флота до 1917 г. - Санкт-Петербург: Атлант, 2013, с.449-450.