Лет 9 назад в меркантильных интересах далеко не лучшей части российского общества образование (в формулировке ФЗ №273 - общественно значимое благо) было причислено к сфере услуг, что само по себе является медвежьей услугой, не столько обществу, сколько самому государству. Такое извращение назначения образования ведёт к его деградации и, следовательно, страну. Уже то, что любая услуга характеризуется непостоянством качества – повод отказаться от включения образования в эту категорию, а заодно и здравоохранения.
Считать ли уступкой обществу недавнее согласие президента РФ исключить из законодательства об образовании понятие "образовательная услуга"? Повлияет ли каким-либо образом такой акт на развитие образования, стоит ли ожидать каких-нибудь позитивных изменений в этой сфере? Несмотря на исчезновение ключевого понятия западного образования, а в РФ оно наихудшее из всех - либеральное, всё останется по-прежнему.
Качественное национальное образование, если держава, конечно, имеет амбициозные, в хорошем смысле этого слова, планы и цели, а также способность их реализовать, это в первую очередь жизненная необходимость для самого государства, непременное условие его существования. По меньшей мере, как успешного суверенного государства.
Власти стран, участвующих в конкурентной гонке за мировое лидерство, неизбежно придут к осознанию того, что образование в постиндустриальной реальности с её нацеленностью на "человеческий капитал" уже не может оставаться обслуживающей сферой экономики, как это было в индустриальном обществе. Образование следует без всякого сомнения отнести к материальному производственному сектору экономики. И дело тут не только в технологическом подходе к образованию, которое несомненно присутствует в VE. Трудовые ресурсы или кадры весьма вещественный продукт образования. Их можно пощупать, оценить качественные характеристики и т.д. Как выясняется в постиндустриальном мире именно эти "нематериальные" существа – движущая ключевая сила любого производства, любой организации и страны, которые на уровне государства решают вопрос "быть или не быть". Кадры, которые выпускает образование, решают, как известно, все.
Рано или поздно, но мировое сообщество обязательно придёт к неизбежности включения образования в сферу материального производства: об этом свидетельствует весь ход становления государственного массового образования, и прежде всего история его вынужденной бесплатности и обязательности. Государства, вовремя не постигшие простой истины построения реального всеобщего обучения, бесконкурсного и бесплатного на всех уровнях, обречены сойти с дистанции. Одна из составляющих научно-технической мощи Советского Союза — это лучшая в мире попытка реализация принципа справедливости в образовании полного цикла, его бесплатности и доступности. Громоздкая, неповоротливая и затратная образовательная система, сложившаяся в период индустриализации, нелёгким бременем лежит на государствах. Адекватных попыток исправить ситуацию не предпринималось. Многочисленные реформы самих образовательных ведомств и подчинённых им структурам не дали позитивных результатов. В этом плане очень показательно реформирование милиции в полицию.
Развитие нематериального производства в решающей степени обусловлено состоянием, в котором находиться производство материальных благ: его технической оснащённостью, величиной выработки и т.д. Отнесение образования к отрасли нематериального производства, пусть приоритетной, является, мягко говоря, недоразумением. Да, профессиональные практики образования - учителя, не стоят у станка, не пашут землю, но у них особые инструменты. Они воздействуют собственным опытом, интеллектом, знаниями, разнообразными обучающими средствами на все стороны человеческой личности, изготавливая самый главный двигатель любого производства – специалиста, который, являясь национальным достоянием, будет создавать национальный доход.
Благополучие материального производства и его развитие обусловлено человеческим ресурсом, качеством специалиста, который и является творцом продукта труда. Продукт труда создаётся в результате преобразования вещества (предмета труда), добытого специалистом, и на устройствах (орудиях труда), созданных специалистом. Следовательно, человек, подготовленный особым образом, является движущей силой производства, главным орудием труда. Почему же пусть и весьма специфическое производство специалистов считается нематериальной сферой? Сам специалист вполне материален. Информационные технологии, создающие реальный продукт в фантомном мире, никто не отнесёт к нематериальному производству. Нечто похожее происходит при обучении. То же с медициной. Никому не взбредёт в голову ремонтный завод, а лечебные учреждения таковыми и являются, включить в нематериальное производство. Пора и образованию, и медицине присвоить их истинный статус.