Найти тему
264,6K подписчиков

Что главное мы потеряли вместе с СССР

9K прочитали

Зря я не остановилась на теме, которая зацепила меня в монологе о плюсах распада СССР, а сразу выложила весь расклад.

Историк оценил наш выход из общинных отношений как главное достижение 30-летия без Советского Союза: "Когда человек рассчитывает на себя, то он будет более активно действовать. Он не будет, как говорится, ждать милости от природы. И он будет больше личностью. Вот это развитие, порой криминальное, тяжелое, но это развитие чувства личности, индивидуализма. Это необходимо было. И это то, за что можно похвалить вот эти 30 лет".

Это то, что касалось нашего участия в общественной жизни - октябрята, пионеры, комсомол... Но в конце монолога он вернулся к другой ее стороне:

В советские времена все жили общинами. В широком смысле общинами. В том числе общины как кружок друзей, кружок родственников, которые знают, где этот, а где тот, что он делает... И вот это общение было нормой жизни в советском обществе. Общение со своими близкими, со своими друзьями. Сейчас для общения гораздо меньше времени люди уделяют. И гораздо меньше уделяют этому внимания. Сейчас человек пробивается сам вперед. И главное - об этом и думает. Поэтому я повторюсь, что мы потеряли общину, но мы приобрели человека.

И надо же было такому случиться, что выложив сюда статью "Оцените версию распада Советского Союза, потому что я лично сдаюсь", зашла на ФБ и сразу напала на полемику наших бывших соотечественников. Речь шла как раз об общинности и индивидуализме. Только спор шел вокруг самой острой темы, какую можно только поднять - отношение взрослых к постаревшим родителям в разных системах координат.

Начитавшись до слез, долго думала, стоит ли тут делиться. Дело-то сугубо индивидуальное. Ситуации в жизни бывают разные. Не судите - не судимы будете. Сама не ангел. К тому же всегда помню - лучше быть богатой и здоровой... Бесконечно люблю свой дом, его запахи, драные обои (котенок-таки дал прикурить), вид из окна, смену времен года в сквере под балконом, колокольный звон по воскресеньям. Мы с ним срослись уже пожизненно.

Но мне не двадцать лет. И, читая откровения жителей сложившегося капиталистического мира, я с ужасом думала о будущем. Прикидывала варианты своего ухода - такого, чтоб никому не доставить неприятностей. Если смерти, то мгновенной, как в песне поется.

Настолько была впечатлена.

Всю ночь снились старые кино, на которых мы росли. И я думала:

Что будем делать с этой сценой из фильма "По семейным обстоятельствам"?

Зря я не остановилась на теме, которая зацепила меня в монологе о плюсах распада СССР, а сразу выложила весь расклад.

- Какие странные эти люди, - говорит герой Льва Дурова героине, увидев у нее в руках бюллетень по обмену квартир. - Неужели им так плохо вместе?

- А чего хорошего? - вопросом на вопрос отвечает она.

- А разве плохо, когда вечером за столом собирается вся большая семья? У вас есть большой стол? У вас нет большого стола. Так вот когда за ним собираются дети, внуки, правнуки - три-четыре поколения - что же здесь плохого, кому это мешает? Теперь я вас спрошу, где такие семьи. Я уже не спрашиваю, где такие столы. Сейчас не делают столов. Делают столики, за которыми и вдвоем-то давка. Малогабаритные квартиры, малогабаритная мебель и, простите, малогабаритные семьи.

Зря я не остановилась на теме, которая зацепила меня в монологе о плюсах распада СССР, а сразу выложила весь расклад.-2

- Что же здесь плохого?

- А что же здесь хорошего?

- От этого даже души становятся малогабаритными.

- Я считаю, что независимость это тоже не так уж мало.

- А независимость от кого? От родителей? От детей? Тогда зачем вообще нам наши близкие?

Зря я не остановилась на теме, которая зацепила меня в монологе о плюсах распада СССР, а сразу выложила весь расклад.-3

Фильм "Приходи на меня посмотреть" давно пора положить на полку. Чем дальше - тем лучше.

Он ведь о чем? О том, что дочь загубила свою молодую жизнь из-за своей больной матери. Ну кому от этого хорошо?

Зря я не остановилась на теме, которая зацепила меня в монологе о плюсах распада СССР, а сразу выложила весь расклад.-4

Окончательный позор нашего социалистического прошлого - сцены в фильме "Шумный день", когда нехорошая невестка Лена (я играла эту "прорву" в школьной постановке) уводит из дома слабохарактерного мужа Федю. Квартира и так полна коробочка. И чего эти люди переживают? Радоваться надо.

Зря я не остановилась на теме, которая зацепила меня в монологе о плюсах распада СССР, а сразу выложила весь расклад.-5

Лена:

- Зачем же строить так много больших квартир, красивых домов? Зачем в магазинах продают сервизы, дорогую мебель? Хрусталь, ковры?

Зря я не остановилась на теме, которая зацепила меня в монологе о плюсах распада СССР, а сразу выложила весь расклад.-6

Клавдия Васильевна:

- Но ведь никто не предлагает за эти блага и удобства продавать свою душу.

Невестка сообщает, что они уезжают. Из квартиры, где только что сидели всей семьей за большим столом.

- Материально мы вам будем помогать.

- Сто рублей...

Зря я не остановилась на теме, которая зацепила меня в монологе о плюсах распада СССР, а сразу выложила весь расклад.-7

- Почему? Мы можем и больше.

- Я не продаю детей, Елена Григорьевна.

*********

"Ну курам же на смех все эти сцены! " - думала я, читая вчера обмен мнениями бывших соотечественников по СССР.

- По менталитету я, наверное, ближе к индивидуалистической модели, поскольку материально оторвавшись от родителей, сразу пресекла всякие несанкционированные вторжения в мою жизнь со стороны родственников. Все эти пересуды, визиты без согласования со мной, ранние утренние звонки и т.д. Я установила свои правила, и мне так проще. Наслушалась маму во время ее ухода за бабушкой с деменцией и отсутствием возможности передать ее на поруки специально обученным людям, как в западных странах, и считаю, что такие правила общинности - это ужас-ужас, так как страдают сразу несколько человек.

- Я сто процентов индивидуалист! С раннего детства, помню это количество бестактных вопросов, поступков и до сих пор меня это раздражает и шокирует. Но живя в России невозможно избавиться от этой общинности, начиная с поборов на дни рождения в любом коллективе, заканчивая вопросами - у тебя что, геморрой...

- Моей маме 83, живёт отдельно. Сколько я не предлагала перебраться к нам, всегда отказ. Все время повторяет, что не хочет оказаться нам обузой, хочет умереть сразу и во сне. Научила меня и сестру приватности своей и чужой жизни. Все, что могу и в моих силах безусловно я делаю. Но больше склоняюсь к Европейской модели. Если уход хороший, то и родителям, и детям спокойнее будет.

- Печально, что у людей негативное отношение и полное непонимание и неприятие домов по уходу. В Финляндии их много и нет такого понятия "сдать в дом престарелых". За людьми там ухаживают, что не всегда могут сделать дети/ближайшие родственники.

- Разность менталитетов огромная с бывшей родиной.

- В Финляндии дети уезжают от родителей в 18 лет обычно. И каждый живёт своей жизнью. Для заботы о возрастных родителях есть соц.система и государство. И я ни в жисть не согласилась бы на старости переехать к детям под их опеку. В соцдомах живут на полном обеспечении, мед. помощь всегда рядом, и развлечения на каждый день- и кружки, и театры и бассейн и т. д. и общение. Уж по-любому лучше, чем жить одной беспомощной и ждать, когда у твоего "ребёнка" будет время привезти тебе хавчик и прибраться. Жуть!!!

- На постсоветском пространстве это совсем не принято, но мне интересен один момент. У меня детей нет, но все, у кого есть, утверждают, что бездетные - это эгоисты, а вот детные живут для детишек. А потом начинают требовать с них долги в виде подтирания попы годами.. Как-то не сходится

- Кстати, насчёт детей да. Их рожают как инвестицию.

- Надо не эгоистом быть по отношению к своим детям, а так прожить свою жизнь, чтобы вам частная сиделка подавала бокал шампанского вместо того, чтобы ваша дочь убивалась и меняла вам памперс.

- Дома ухода хорошо, если там ухаживают как мы бы хотели за наши деньги, но там ухаживают как хотят они, к сожалению. К счастью, мы выбрали один из самых лучших, где замечательные медсестры и братья, но их мало, не успевают за всеми…. Нехватка персонала

- Персонал там делает всё и совсем не плохо, но побывав там, моя дочь сказала - я тебя сюда никогда на сдам. Ну, это не только от неё зависит. А я думала, приходя туда - прошу Бога только об одном - дай умереть быстро и не попав сюда

- Вариант с домом престарелых не рассматривали, т. к. там либо скотские условия, либо по цене пятизвездочных отелей…

- В России это вообще нереально. Старикам места нет.

- В Норвегии тоже очень развит индивидуализм, дошло до того, что некоторые (но не все) старые/пожилые люди разводятся, если один из пары требует особенного ухода по болезни. В таком случае государство берет всё обслуживание больного на себя.

- России конечно же долго господствовала общинность, но вот уже лет 15 я наблюдаю, что люди склоняются к тому, что всем должны заниматься профи. И уходом за стариками тоже. Было бы идеально, если бы все цивилизованные страны призадумались о цивилизованном уходе человека из жизни. Нагружать немолодых уже детей уходом за родителями очень плохо, ведь у них есть своя жизнь, работа, и они нужны здоровому обществу.

- В России пока о другом даже и думать нечего. Система целиком общинная.

- Я абсолютно за европейский вариант, может быть, потому что прожила уже 35 лет в Европе и не пойму этих русских воплей, что пенсионы по уходу за пожилыми это бесчеловечно.

- А мне в голову мысль пришла - может быть, в модели общины и сила России? Может быть поэтому ее не победили ни Наполеон, ни Гитлер.?

- Конечно, с коллективной точки зрения это огромная сила. Вопрос о том, как с этим уживается индивидуальность. И то, и другое вместе не получится

- Мне кажется, вы идеализируете понятие общины в России. Невозможно быть сильной моделью, если составляющие этой модели слабые. А сила составляющих именно в сильных индивидуумах. А тут проблема получается.

- В США, что платишь, то и имеешь. У подруги мама доживала свой век в доме престарелых для малоимущих. Подруга плакала каждый раз после посещения ее. Очень плохие условия.

- Розовые очки нужно снимать и не верить в чудеса. Платить за частный дом престарелых во Франции я, например не смогу со своей пенсии, так что и мне придётся доживать в государственном нищем доме престарелых.

- У нас считалось в порядке вещей, если ты пришел к кому-то, а тот что-то делает, предложить помощь. Здесь (Австралия) всё наоборот: предлагать, а тем более оказывать помощь, это очень грубо, это унизительно для того кому предлагаешь, это влезть без приглашения в чужое жизненное пространство. Мне это дико, непонятно, особенно если речь идёт о близких членах семьи. Переучиться никогда не смогу и до конца жизни буду предлагать помощь, если вижу, что это облегчит работу другого, и до конца жизни буду за это получать по всей морде

- Каждый выплывает сам. Может утонуть, но помощь не попросит, а вот privacy соблюдет!

- Я живу в Норвегии и у нас ситуация абсолютно такая же. Как только человек не может сам себя обслуживать, дом престарелых не иначе. Конечно же, многие пожилые люди не хотят идти в дом престарелых и держатся до конца, пока могут ходить. Моя бывшая свекровь сама работала в доме престарелых много лет и старается жить дома. Но у нее есть прекрасная неработающая невестка, которая возит ее в магазин, и периодически приезжает.

- Вы так деликатно назвали “системой общинности” обычный безответственный способ существования. Сложно понять, почему в этой системе считается нормальным переложить всю ответственность на близких. В жизни всякое может случиться, и это нормально заботиться об этом заранее, страховки или ещё как-то. Это даже не про "держать лицо". Ужас охватывает от одной только мысли, что дети должны были бы положить свою жизнь на меня, если что-то случится.

- Я думаю, что мне никто и ничего не должен. У нас с мужем сын - детский хирург, невестка-кардиолог. Но мы не будем к ним обращаться за мед помощью для себя. Хотя по просьбам знакомых мы к ним постоянно обращаемся. И ещё, за всё надо платить, когда есть такая возможность.

- Прочитала всё и у меня назрел вопрос: а дружба у них тут существует? В какой форме? Типа, встретиться на стаканчик и потрепаться ни о чем? Друзья не будут помогать друг другу?

- Дружбы в нашем понимании нет.

- Печаль какая... И им нормально так? Типа, каждый будет сходить с ума по своему и в своём углу. Значит, поэтому мало у кого из русских есть друзья французы. У вас есть кто-то из французов, кого можно назвать другом? (ответа пока не последовало)

- За отсутствие дружбы в нашем понимании мне европейцев жаль. Хотя они могут быть очень найс и суппортив (поддержка). Энд гуд.

- Нам, поколению, выросшему в другой системе, зачастую трудно понять и принять индивидуализм. Но на этом построена вся капиталистическая система. Чтобы это понять нужно много лет пожить в такой стране.

- Вроде, все правильно и красиво написали, но при этом, очень грустно все это звучит... Как будто утрачено что-то главное и важное между людьми...

(Ответ) - Потому что вы полностью в общинной модели и другую отторгаете

(Ответ на ответ): - Я не сдавала маму в пансионат, она была с нами до последнего ее вздоха, окруженная любовью и заботой! Бог вам судья.

- Очень классно и чётко! Я сейчас живу в Германии и начинаю вот это осознавать. Мне такая система больше подходит... Индивидуалистка, видимо. Мне хочется, чтобы мой ребенок получал удовольствие от собственной жизни. Со своей я справлюсь.

- Сохраню себе ваш текст для тех, кто шипит из "скрепной Родины" как в Европе стариков в приюты сдают, ироды..

- Это относится не только к старикам и уходу за ними, эта система индивидуализма существует практически в каждой семье, между друзьями, живем как колокатэры (соседи по комнате)... Чтоб не скучно было. Какая тут вам любовь и общность? А любовь выражается чисто в плотских отношениях. Не более... Это мои наблюдения. Франция

- Я - классика коллективизма, общинности. Я ещё помню массовый исход из коммуналок в середине 60-х: люди плакали, обнимались, словно расстаются навсегда, потом всю жизнь приходили, приезжали в гости, вместе справляли праздники, переженили своих детей и всегда за столом были воспоминания, о том, как дружно жили. Двери в комнаты никогда не закрывались, родители на работе, но кто-то из старшего поколения за детьми всегда присматривал, накормят. За лежачими стариками, больными - всегда, и дети, и соседи, ухаживали. Даже представить невозможно было моему поколению, что бабушки - отдельно, дети - отдельно, внуки - сами по себе. Все жили вместе, по три поколения в одной комнате.

- Я вас понимаю. Но видите, какой сложный мир. Очень по-разному везде, и нельзя это просто отменить одним движением руки, потому что это не соответствует вашему видению.

- Любовь, привязанность и чувство долга - вот причины, по которым родственники ухаживают за своими близкими, не имея при этом никаких особых навыков. Я знаю о чем говорю. Никогда бы не выставила свою неходячую старенькую маму в таком свете. Семья - самая надежная опора в жизни каждого человека. Иногда мы нуждаемся в этой опоре, иногда мы являемся этой опорой.

- Выгуляли?

- ?????

- Человек вас не понял. Решил, что выеживаетесь в белом пальто. А вы правы.

********

Историй и высказываний там было в сто раз больше, обсуждение продолжается. Я думаю, на меня не обидятся за то, что привела некоторые из них. Ни группу, ни персоналии ведь не сдаю.

От себя могла бы добавить много подробностей. Но вспомню лишь одну ситуацию. Так совсем недавно молодая женщина из моего самого ближнего круга улетела к маме в Канаду под самый Новый год, чтоб положить ее на операцию. В надежде спасти. Хотя надежда та висела на волоске.

Подробности послеоперационного периода даже рассказывать не буду. Все, кто думает, что деньги на границей растут на деревьях и трава зеленее, могут рисовать себе картинки из голливудских сериалов, но то, что прошла молодая женщина со своей мамой, застряв неожиданно для себя почти на год, был адский ад.

И в то же время, думаю, это был самый счастливый год в жизни ее мамы. Единственная дочь, наконец, была рядом, кормила с ложечки, возила к врачам, выводила на прогулки.

Я получала прекрасные фотографии. Лавочка, где они сидят вместе, смотрят на океан и кормят голубей.

Когда перед самым уходом маму снова положили в больницу, весь персонал и окружающие удивлялись, что дочь была рядом. На нее смотрели, как на ангела с небес.

Потому что так не принято, объяснила мне она. Люди привозят близких в больницу и уезжают, предупредив, чтоб им позвонили, когда всё будет кончено.

В нашей истории все было кончено, когда мамин прах, доставленный с гигантскими трудами на Родину, был захоронен в указанную могилу на харьковском кладбище, и священник провел обряд, как велел его канадский коллега нашей веры.

Только после этого дочь вернулась к своей обычной жизни.

*******

У меня есть и другие истории - со знаком "минус" . Из наших стран и от собственных соседей.

Но главное - есть понимание того, что жизнь кардинально изменилась.

Может быть, и щемит сердце, когда мы пересматриваем наши старые фильмы, потому что понимаем - больше так не будет никогда.

Никогда.