Найти тему
Кот Баюн

Покорение Египта Дарием I

«… Египет также упомянут в «Бехистунской надписи» как одна из мятежных провинций, но ни о каких подобных событиях в дальнейшем Дарий здесь не упоминает. … Дарий не посещал Египта, по крайней мере, в начале своего царствования, и, следовательно, мы можем прийти к следующему выводу: что бы ни происходило в Египте в период великой смуты, ни сам царь не водил никакого войска (и это почти наверняка) и никого из своих полководцев не посылал к берегам Нила. В Египте Дарий следовал политике Камбиса и преподносил себя местным жителям не в качестве чужеземного правителя, но как фараона, законного царя Египта ...» Кембриджская история Древнего мира.

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.
Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.

Далеко не все египтяне смирились с завоеванием их древнего царства персами, волнения в Египте не прекращались, и карательные меры Камбиса их не остановили, а только несколько приглушили (Подробнее ЗДЕСЬ: Камбис II, царское безумие). О событиях тех времен известно немного, находки археологов в оазисе Дахла позволили профессору Лейденского университета Олафу Капера высказать предположение о том, что в последний год царствования Камбиса, оазис служил лагерем для египетских повстанцев, под руководством князя Сехерибре Петубаста. Позднее, во время смуты в империи и последовавшей за ней гражданской войны, этот князь с помощью своих сторонников смог овладеть частью Египта и, пользуясь своим родством с Саисской династией, объявил себя фараоном под именем Петубаст III.

Хотя древнегреческий писатель Полиэн утверждал, что Арианд, «отвративший от себя египтян своей суровостью», был изгнан из «страны Та Кемет», более вероятно, что установилось двоевластие. В одной части Египта властвовала персидская администрация, во главе с Ариандом, а в другой правил фараон Петубаст III. Некоторое время положение персов в Египте было столь зыбким и непредсказуемым, что «прославившийся на века» своим предательством жрец Уджагорреснет (Подробнее ЗДЕСЬ: Египетский поход Камбиса II) предпочел уехать из Египта в метрополию.

Карта Древнего Египта
Карта Древнего Египта

Относительно дальнейшего развития событий существуют две версии. Первая основана, в основном, на сообщении Полиэна: «… Дарий, когда египтяне, не переносившие жестокости сатрапа Арианда, из-за этого отпали, сам идя через Аравийскую пустыню, отправился в Мемфис. Случилось же так, что египтяне оплакивали оказавшегося потерянным Аписа в те дни. Дарий объявил, что приведшему Аписа выдаст сто талантов золота, они же, дивясь его благочестию, с отпавшими не общались, но сами себя Дарию передали …». Получается, что после разгрома эламского мятежа и войны с саками (Подробнее ЗДЕСЬ: Походы Дария на эламитов и саков) Дарий отправился в Египет для подавления восстания, его прибытие в Мемфис, согласно А.Олмстеду, произошло в сентябре 518 г. до н. э. Прибытие царя царей во главе сильного войска разом остудило «национальное самосознание» египтян, и волнения быстро сошли на нет, а страна вновь перешла под контроль империи. Арианд был восстановлен в должности сатрапа и продолжил править еще некоторое время, Дарий покинул Египет в ноябре 518 г. до н. э., побыв в нем всего несколько месяцев.

Однако, сохранилось несколько документов, содержание которых заставляет усомниться в вышеизложенном. Так, папирус от 30 декабря 518 г. до н.э. содержит распоряжение Дария египетскому сатрапу, имя которого в тексте разрушено, но есть все основания полагать, что это был Арианд: «Пусть ко мне доставят знающих людей из числа воинов, жрецов и писцов египетских, собранных из храмов, и пусть они запишут былые законы Египта до XLIV года во время правления фараона Амасиса. Законы фараона и людей пусть доставят сюда». В это время царь царей уже занимался приведением законов отдельных областей империи к некому единому стандарту. Едва ли Дарий стал бы изменять законы во взбудораженной внутренними беспорядками провинции, а значит, с момента подавления восстания в Египте уже прошло некоторое время. Эту мысль подтверждают несколько сохранившихся хозяйственных документов от 519 г. до н.э., они датированы третьим годом царствования Дария. Это говорит о том, что Египет в 519 г. до н.э. по-прежнему был под властью персидского царя, а восстание к этому времени уже было подавлено. Что же касается сочинений Полиэна, то они написаны во II в. н.э., через восемь столетий после обсуждаемых событий, и не могут считаться надежным источником.

Воины Египта. Художник Дэниел Митчелл
Воины Египта. Художник Дэниел Митчелл

Вторая версия завершения восстания в Египте излагает события несколько по-другому, и кажется лично мне более близкой к истине. После захвата какой-то части Египта Петубастом III, некоторое время продолжалось неустойчивое равновесие, ни одна из сторон не имела достаточного количества сил и решительности для победы. Скорее всего, Арианд выжидал, чем окончится гражданская война в метрополии, а Петубаст не имел сил и средств, для того чтобы вытеснить персов с занимаемой ими территории. После того как в 521 г. до н.э. Дарий победил в гражданской войне, Арианд перешел к более решительным действиям, возможно, получив какую-то помощь из далекой Персии. В 520 г. до н. э. персидские «колониальные войска» и навербованные Ариандом местные наемники подавили мятеж Петубаста, и уже, уставший от беспорядков Египет, покорился Дарию I. В качестве подтверждения существования мятежного князя осталось несколько печатей, где имя Петубаста заключено в картуш, резная дверная панель с его упоминанием и один документ, в котором говорится о начале его правления.

Дарий I отправился в Египет зимой 519/518 г. до н.э., по пути завернув в бывшую Иудею, где после 520 г. до н.э. возобновилось восстановление Иерусалимского храма. Его фундамент был заложен еще при Кире Великом, но из-за отсутствия поддержки от местных властей, строительство сначала приостановилось, а затем, во время царствования Камбиса и вовсе было запрещено. Строительство храма было использовано местными националистами для пропаганды, что привлекло внимание персидской администрации, которая отправила запрос в метрополию: «Да будет известно царю, что мы ездили в провинцию Иудея к дому великого Бога, который строят из тесаных камней и дерева; и работы выполняются с усердием … если царь сочтет это правильным, пусть в царских архивах в Вавилоне поищут указ, который якобы издал Кир о строительстве этого храма в Иерусалиме, и пусть царь выразит нам свою волю по этому вопросу».

В архивах города Экбатаны был найден, уже забытый указ Кира Великого: «… пусть этот храм будет отстроен как место, где приносят жертвы . . . расходы будут выданы из царского дома. Также золотые и серебряные сосуды храма божьего, которые Навуходоносор вынес из храма, который в Иерусалиме, и увез в Вавилон, пусть вернут на свое место в храм, который в Иерусалим . . .». Строительство было продолжено при содействии имперских чиновников, что несколько успокоило разгоряченные умы части иудеев. Еще более содействовал всеобщему спокойствию визит Дария во главе небольшого войска. Вид гвардейцев царя царей поневоле заставлял задуматься о последствиях своих действий и настраивал на миролюбивый лад. Некоторые историки считают, что в это же время были репрессированы наиболее зарвавшиеся иудейские националисты, но прямых указаний на это не сохранилось. В любом случае, «египетское путешествие» Дария способствовало укреплению империи и наведению порядка в ее западных пределах.

Луксорский храм. Реконструкция Жан-Клода Голвина (Jean-Claude Golvin)
Луксорский храм. Реконструкция Жан-Клода Голвина (Jean-Claude Golvin)

Еще до своего визита в Египет, Дарий отправил туда своего «верного вассала» Уджагорреснета. Накрепко «повязанный» с персидскими царями, египетский жрец получил новую должность «Великий лекарь Верхнего и Нижнего Египта» и распоряжение «… восстановить палат(ы) Дом(ов) жизни, творящие врачевание, после того, как они пришли в упадок… ». Сам Уджагорреснет рассказывает о своей миссии так: «…Пока его величество Дарий был в Эламе … он приказал мне вернуться в Египет, чтобы восстановить часть разрушенного Дома жизни, связанную с медициной … Я выполнил то, что приказал мне его величество. Я нашел кадры, сыновей видных людей, ни одного сына бедняка среди них не было. Я отдал их на попечение ученых мужей, чтобы те обучили их своим ремеслам. Его величество распорядился, чтобы им было дано все самое лучшее, чтобы заниматься своим делом. Я дал им все, что им может пригодиться, и инструменты, указанные в списке, какими пользовались раньше ...». Однако это была только видимая часть деятельности Уджагорреснета, основной его задачей, безо всякого сомнения, была подготовка будущих переговоров между новым царем царей и египетской знатью, а также влиятельным жречеством. Судя по наступившему на некоторое время спокойствию на территории Египта и успех самих переговоров, жрец хорошо справился и с этой задачей.

Дарий совершил путешествие в оазис Харга, где посетил храм Хибис, строительство которого началось еще во времена правления 26-й династии, но отделочные работы и украшение которого так и не было завершено. Царь царей принес богатые дары «Фиванской триаде» - богам Амону-Ра, Мут и Хонсу, которым был посвящен этот храм, он также распорядился выделить средства на завершение строительства храма. Во время своего дальнейшего путешествия по Египту, Дарий посетил и другие египетские храмы, щедро одарив местных богов и их жрецов. В городе Нехеб (современный Элькаб) состоялся визит персидской «делегации» в культовый центр богини Верхнего Египта, покровительницы власти фараона Нехбет. В Эдфу персидский царь и сопровождающие его лица преподнесли дары богу неба и солнца Гору.

Храм бога Ра в Абусире, реконструкция
Храм бога Ра в Абусире, реконструкция

В окрестностях города Бусирис (современный Абусир) Дарий побывал в «Солнечном храме», построенном фараоном V династии Ниусером в честь бога солнца Ра. В Мемфисе им был посещен храм Пта - бога правды и порядка, творца мира и бога мёртвых. Кроме того, в Мемфисе, как уже сообщалось ранее, царь и его свита уделили внимание и живому воплощению божества – Апису в его святилище. Египетский советник персидских царей – Уджагорреснет не преминул получить от царя царей преференции для «родного» храма богини Нейт в Саисе. Надо думать, что это далеко не полный список египетских храмов, в которых побывал Дарий во время своего вояжа. Но маршрут путешествия Дария по Египту нам неизвестен, а вышеупомянутые визиты подтверждены сохранившимися документами и храмовыми надписями.

Разумеется, главной целью Дария был не туризм и не разбазаривание государственных средств на подарки жрецам, уже завоеванной страны. Своим религиозным паломничеством по святым для египтян местам, царь царей демонстрировал свое уважение местному населению и, между делом, договаривался с правящей элитой «страны Та-Кемет». Так или иначе, но союз между персидскими завоевателями и египетской знатью был заключен, Дарий «завоевал» древнее царство без сражений и потоков крови, исключительно дипломатическим путем и некоторыми уступками для «служителей богов» и знати. Налоговое бремя, введенное Камбисом для храмов и их служителей (Подробнее ЗДЕСЬ: Персидский фараон Египта) было несколько ослаблено, жрецы прекратили будоражить народ и поддержали правление персидского царя, на некоторое время в Египте наступил мир. Жрецы, примирившиеся с Дарием, не противились украшению древних храмов его статуями, а в надписях на стенах, вновь возведенных и отреставрированных во время его правления святилищ он упоминается чаще, чем имена всех остальных персидских царей, вместе взятых. Дарий старался подражать египетским фараонам прошлых лет, и у него это вполне получалось. Документального подтверждения коронации Дария по египетскому обряду пока не найдено, но историки не исключают, что во время одного из своих визитов в Египет персидский царь прошел через эту церемонию. Во всяком случае, в египетских документах имя Дария неизменно заключалось в картуш, как это подобало фараонам.

-10

Упомянутая в начале статьи «комиссия», занимавшаяся составлением единого реестра египетских законов, работала до девятнадцатого года правления Дария. Результаты ее работы были переведены на арамейский язык и отправлены в Сузы. На основании этого документа была составлена краткая «памятка» для использования должностными лицами «на местах». Арианд оставался сатрапом Египта до 496 г. до н. э., когда он был смещен и убит по приказу Дария, его сменил персидский вельможа Ферендат (Фарнадата). В период царствования Дария, в Египте велось довольно оживленное строительство как культовых, так и гражданских объектов. Наиболее масштабной стройкой этого периода было строительства судоходного канала между Красным и Средиземным морями с использованием течения Нила. Первые попытки создания предшественника Суэцкого канала предпринимались еще фараонами Сенусертом III и Рамсесом II, значительно позднее еще одну попытку, по свидетельству Геродота, предпринял Нехо II. Строителям Дария удалось довести дело до конца, но просуществовал этот канал также недолго, как и его более древние предшественники, через некоторое время он был заброшен и занесен песками.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

"История Персидской империи" Альберт Олмстед

-11

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

-12