Несколько недель назад отгремело наиболее ожидаемое мировое поп-культурное событие 2021 года. Как ни странно, хайповость вероятного появления трёх взрослых мужиков в обтягивающих костюмах в одном кадре ежедневно подогревалась ожиданием многомиллионной аудитории на протяжении последних полутора лет и достигла пика в ушедшем декабре. И это не возвращение первого состава «Иванушек International» на «Голубом огоньке», (поспособствовать чему не смогли бы уже даже чары дохтура Всея Марвел), а возжеланный кроссовер трёх пацанов из Куинса. Дилетантское мнение автора на настоящей платформе, изложенное в письменном виде и едва ли стоящее внимания и отклика, или «интернетский вы***» на новоязе всё же постарается сформировать более или менее адекватную оценку очередного эпизода паучьей вселенной, на которую я был подсажен в своё время романтизмом и историей фильмов Рэйми. РеЦеНзИя содержит спойлеры. Хотя, вероятно, если ты, мой друг-читатель, до сих пор не посмотрел ленту, то совершенно далёк от темы и прокрастинируешь где-то посреди ночи, поглощая всякий рандомный шлак из интернета. И я в надежде избавить тебя от мук бессонницы хочу посоветовать вместо прочтения высокодуховного анализа фильма по детским комиксам врубить серию ж-стендапа на ютубе, а если ты и вовсе желаешь уснуть с хорошим настроением, то и ограничить себя лишь видеодорожкой.
За что ругать
Итак, я, выдавив из себя последнюю каплю таланта к построению кринжового юмора, непосредственно здесь решил перейти к разбору крайней картины трилогии Уоттса. Ближайшую дюжину предложений фильм будет поддаваться критике. Кроме вполне очевидных сюжетных дыр, примером чего могут стать абсолютно флюгерная мотивация Песочного (одного из самых душевных персонажей всей серии кинокомиксов с красиво увенчавшейся сюжетной линией; зачем вы его только трогали) и отсылки на сюжетную линию с дочкой, которая как бы должна была уже закрыться на момент мирного прощания с Питером Магуайра в одной из финальных сцен трилогии Рэйми (а «НПД» явно даёт понять, что Флинт попал во вселенную Холланда, уже услышав заветное «Я прощаю тебя» от лучшего Человека-паука кинематографа), зрителю совершенно не объясняется принцип отбора персонажей из различных вселенных. Могли бы просто прямо вывалить её для особо придирчивого зрителя, указав законы этого отбора во фразе какого-либо персонажа, как это делается в лучших традициях разъяснения мотивации злодеев многих современных блокбастеров. Промелькнула фраза: «Попали те, кто умер от рук Паука». И опять же: «Почему здесь Песочный?», «Где (как уже оказывается далеко не самый худший вариант) Венома?», «Что здесь делает Коннорс?». Или: «Есть Электро, но нет Гвен?». Однако, конечно, всё это мелочи и условности. Собрать всех или выкинуть кого-либо ради достоверной концепции было невозможно, да и сценарий писался, что называется, на коленке и без этого трещал по швам. По словам самого Тома, некоторых актёров подписывали уже на стадии продакшена, и сценарий подвергался множеству изменений. Так или иначе, новые порядки Мультивселенной Марвел развязывают руки продюсерам и предоставляют ряд инструментов для трактовки любых сценарных неувязочек, начиная от множества таймлайнов до мультивселенских «вариантов».
Но главная вина и наглость фильма заключаются в другом. Если любая сюжетная дыра может быть логично оправдана особенностями очередной фазы киновселенной с новоявленным бесконечным пространством для полёта фантазии сценаристов, то бесконфузливое вмешивание авторов актуальной паучьей истории в давно устоявшиеся хроники двух предыдущих Паркеров дюже ранит душу. Разве что для Паука Гарфилда и трепещущих за его дальнейшую судьбу фанатов это сыграло в плюс, и ты желаешь воспринимать ленту как завершающий кусочек киноновеллы Уэбба, которым персонаж Эндрю получает возможность закрыть гештальт, искупиться и выйти из угнетающей рефлексии. Что касается тонкой организации истории Магуайра, для меня она извращена и несколько обесценена. Я отказываюсь воспринимать «Нет пути домой» как событие общей паучьей хронологии, пересматривающее судьбы персонажей фильмов Сэма Рэйми и обессмысливающее их моральный выбор и очищение. Отличительными особенностями культовых плохишей трилогии Рэйми являлись помутнение сознания и внутренняя эмоциональная борьба. Озборн позволил своему альтер эго взять верх и поплатился за это жизнью. Октавиус не смог справиться с голосами в голове, в агонии подверг целый город опасности, в последнее мгновение придя в себя и отдав жизнь, дабы исправить ошибку. И «Нет пути домой» с присущей выхолощенностью и пластмассовостью паучьих фильмов Уоттса по щелчку пальца разрешает драму Отто, умаляет его волевой поступок в конце второго фильма Рэйми и делает из действительно крутых в оригинальной форме Ящера и Песочного филлеров и безликих клоунов. Мне, как фанату ориджина Магуайра, хочется воспринимать данный фильм в качестве, скажем, новогоднего спешла или аттракциона, не имеющего ничего общего с любимыми сюжетами детства, коим лента, пожалуй, и является по существу.
За что хвалить
А если абстрагироваться от обид и претензий к фильму, «Нет пути домой» представляется радужной бомбой ностальгии с осколками фансервиса, пронзающими гиковскую душу насквозь. Необходимо отдать должное Сони. Они решили не проводить масштабную и раскрывающую все “секреты” рекламную кампанию и сделали ставку на интересы истинного фаната. Межпоколенческая химия трёх пауков работает идеально. Акцент на фразочках и культовых мемах для тех, «кто шарит», зашёл на ура. Производители действительно могли показать более стоковую историю на массового зрителя, не знакомого с киновселенной. Однако трепетное отношение к чувствам поклонников персонажа всех поколений, несомненно, заслужило столь положительную реакцию и любовь аудитории.