Найти в Дзене

ПЕТЕР ФРЕЙХЕН - спас себя от смерти, сделав инструмент из собственных экскрементов!

Сегодня история про одного из самых невероятных мужчин о которых я слышал. Сразу предупреждаю, что она не для слабонервных. Ну с другой стороны, какой герой, такая и история. Поехали.

Петер Фрейхен с третьей женой
Петер Фрейхен с третьей женой

Петер Фрейхен родился в Дании 1886 году. Когда ему было 20 и он учился на втором курсе медицинского университета, произошел случай который изменил в его жизни все. При университетской больнице лежал рабочий, упавший с большой высоты в порту и переломавший себе все кости, предполагалось, что шансов выжить абсолютно нет. Но ему повезло и на нем проводили экспериментальные операции лучшие светила университета, на удивление всем этот несчастный быстро пошел на поправку. В один прекрасный день работяга наконец-то смог сам без костылей выйти за пределы территории университета, а за этим с восторгом наблюдали собравшиеся студенты и преподаватели, но… ровно до того момента пока его не сбил насмерть единственный в Копенгагене автомобиль. Потрясенный увиденным Петер решил, что жизнь дается всего один раз и ее нужно прожить так, чтобы потом не было поводов жалеть о том что она была скучна.

Копенгагенский университет
Копенгагенский университет

Поэтому, он уговорил своего товарища Кнуда Расмуссена взять его в арктическую экспедицию в Гренландию, куда они и рванули 1906 году. Молодые люди рассекали по этому огромному острову являвшемуся Датской колонией, участвуя в географических исследованиях и изучая образ образ жизни местных эскимосов. Три года они провели бродя по ледяным просторам и знакомясь с окружающей обстановкой. За это время в их предприимчивых мозгах созрел план как можно разбогатеть.

Молодой Фрейхен с Кнудом Расмуссеном
Молодой Фрейхен с Кнудом Расмуссеном

Жизнь эскимосов в суровом климате заполярья была невероятно трудна. Основным их занятием была охота, и у них скапливалось большое количество шкур и мехов животных, а также моржовых клыков. А вот припасов, топлива и оружия всегда не хватало. Торговля шла в основном с китобоями, но те далеко не каждый год могли добраться до северных частей острова из-за массивных льдов. Охотникам для того чтобы продать свою добычу нужно было совершить путешествие к югу длиною почти в год, туда где были поселки в которых можно было получить ружья, ножи и промышленные товары в обмен на трофеи.

Фрейхен в Гренландии
Фрейхен в Гренландии

Фрейхен с Расмуссеном решили что если достать денег, закупить и привезти то что нужно эскимосам, то можно будет хорошо заработать скупая меха за бесценок. Вернувшись в Копенгаген, они стали оббивать пороги чиновников чтобы получить грант на свою затею, но были посланы куда подальше. Тем не менее деньги получилось занять у друзей.

Приобретя всё необходимое, товарищи отправились обратно в Гренландию. Там они добрались до Туле самого северного поселка до которого смогли, и начали свою кипучую деятельность. Предприятие имело большой коммерческий успех. Благодаря парням, Туле стал оживленным населенным пунктом и очень популярным местом у жителей окрестных территорий, да и сами они стали своими среди жителей севера.

Петер настолько освоился в Гренландии, что даже взял себе в жены эскимоску с которой у них родилось двое детей. Но в 1921 году, после поездки в Копенгаген, она умерла, заболев во время поездки испанкой. В то время в Европе как раз шла эпидемия этой разновидности гриппа. Ну а Петер, погоревав, продолжил мотаться по северным землям, нанося на карты неизведанные до этого территории.

Фрейхен с женой и детьми
Фрейхен с женой и детьми

В 1923 году он находился на севере Канады и планировал провести экспедицию, пройдя по берегу Баффиновой земли, это такой большой остров принадлежащий Канаде и находящийся прямо напротив Гренландии. Потом перебраться на остров Элсмир, а оттуда отправиться домой в Туле. Если вы посмотрите карту Северного полушария, на ней видно, что на Западе Гренландия тесно прилегает к группе островов принадлежащих Канаде, море между ними зимой замерзает и можно переходить по льду с одного острова на другой. По дороге он собирался картографировать малоизученное побережье Баффиновой земли, а заодно изучить жизнь местных эскимосов, чем она отличается от жизни тех их соплеменников, которые живут в Гренландии.

Маршрут Фрейхена в 1923 году
Маршрут Фрейхена в 1923 году

Ранней весной Фрейхен со своими друзьями отправился в путь на санях запряженных собаками. Сначала все шло просто отлично и они быстро продвигались вперед, но затем погода испортилась, начались снежные бури, лед стал хрупким и путешествовать пришлось по суше сильно увязая в снегу. Сани были тяжелыми и двигались медленно, из-за того что на них было много еды и снаряжения. Поэтому чтобы сохранить хоть какое-то подобие скорости Петер решил оставить часть груза. Так и поступили, сложили лишнее в большой сугроб, решив, что заберут на следующий день, а сами отправились дальше. Но к вечеру из-за погоды и усталости пришлось остановится и разбить лагерь, и так как это все равно означало задержку минимум на день Фрейхен решил вернуться за оставленным грузом, плюнув на то, что не спал уже 36 часов. Подумаешь не спал! Собакам идея тащиться обратно не очень понравилась, но так как везти нужно было пустые сани, они не особо протестовали.

Собачья упряжка
Собачья упряжка

Пока он ехали обратно за грузом началась пурга, которая постепенно заметала следы по которым можно было найти нужный сугроб, тем не менее нужное место благополучно нашлось, и запасы были загружены на сани, ну а сам Петер отправился обратно в сторону лагеря. Тем временем буря усиливалась, следы совсем замело, а вокруг появились какие-то холмы, мимо которых до этого он не проезжал, стало понятно, что заблудился. Двигаться дальше смысла не было, нужно было пережидать бурю. Поэтому, увидев подходящее место возле большого валуна за который не так сильно задувало Фрейхен принял решение остановиться.

Усталые собаки сразу же закопались в снег, они так спят на севере, чтобы не замерзнуть в минус 45, а Петер стал придумывать как бы и ему так устроиться, чтобы тоже поспать и при этом не замерзнуть. Обычно, эскимосы в таких случаях строят иглу, избушку изо льда, но в этот раз подходящего материала не было, а спать хотелось. Поэтому, он выкопал яму в сугробе возле валуна, сверху поставил сани, вместо крыши, а по бокам накидал куски снега - получилось импровизированное спальное место защищенное от пурги и ветра, где вполне можно было выспаться пока погода не успокоится. Забравшись в свою берлогу он положил под голову вместо подушки шкуру медведя и заснул.

Эскимосы строят иглу
Эскимосы строят иглу

Одежда на нем была на эскимосский манер максимально теплая, один слой мехом внутрь другой мехом наружу. Тем не менее через какое-то время Петер проснулся от того что левая нога замерзла. Попытка выбраться чтобы размяться не увенчалась успехом, так как сумка, которая служила дверью, примерзла и не хотела двигаться. Но в тот момент все это не особо озаботило его и он снова заснул. Когда через какое-то время проснулся снова, сильно замерзший, нога уже не болела, она просто не чувствовалась, и вот это уже было опасно, так как грозило обморожением.

Пытаясь выбраться, Петер сначала снова попробовал отодвинуть сумку, но это как и в первый раз не получилось. Тогда, перевернувшись на живот и уперевшись спиной в сани, попытался поднять или подвинуть их, это тоже не принесло никаких результатов. Тяжело груженые сани даже не пошевелились. Стало страшновато, ну а кому бы не стало - когда окажешься в тесной ледяной норе где нельзя даже замахнуться рукой, в -40, не чувствуя конечностей и не имея понятия как выбираться. Друзья конечно начали бы его искать, но что и когда они бы нашли в итоге, тоже большой вопрос.

За то время, которое он спал, от дыхания и тепла его тела тесная пещера покрылась изнутри сплошным слоем льда в котором не было ни малейшей трещинки, и от этого стала еще теснее. Все инструменты и нож остались снаружи. Так что сначала была предпринята попытка проковырять лед руками, но они мгновенно замерзли, было понятно, что так больше шансов остаться без пальцев чем вылезти наружу. Маячила реальная перспектива остаться здесь навсегда. Но тут Петер заметил, что пока он елозил туда сюда, у шкуры медведя на которой он лежал от растаявшего льда промок и заледенел край, превратившись в сосульку. Это навело его на мысль использовать шкуру в качестве инструмента для прорубания выхода. Дело пошло он слюнявил край шкуры, ждал когда та замерзнет и потихоньку ковырял ей лед пока она не таяла, потом повторял манипуляцию вновь и так до тех пор пока над ним не появилось отверстие через которое стал пробиваться свет.

Обрадовавшись, что свобода близка и можно будет наконец-то заняться своими несчастными ногами Петер рванул вверх, не подумав, что целиком в отверстие не пройдет и застрял. Ситуация получилась нелепая, голова его торчала наверху и в лицо била пурга, тело находилось в яме изогнутое в неестественной позе, а влажная борода мгновенно примерзла к металлическому полозу саней. В итоге не было возможности ни спуститься обратно, прилипшая борода не пускала, ни вылезти наверх, так как плечи не пролезали в отверстие. Просидев так какое-то время и собравшись с духом он рванул вниз. Ценой потери части бороды вместе с кожей, которые остались примерзшими к саням, получилось оторваться и спуститься обратно вниз.

Но там стало еще хуже, за время всех манипуляций сверху насыпалось много снега, поэтому места стало гораздо меньше, а вдобавок сильно похолодало.

После неудачной попытки выбраться наверх Фрейхен почти сдался и несколько часов пролежал размышляя о своей печальной участи, пока в голову ему не пришла одна мысль. Сам он не ел уже много часов, но организм подавал какие-то позывы в туалет. А тут вдруг вспомнилось, что собачье дерьмо на морозе становится твердым как камень. Что если и с человеческим происходит тоже самое? Как говориться - на что только не пойдешь ради того чтобы выжить… Поэтому, он спустил штаны и напрягшись добыл себе материал для инструмента. Вылепив из экскрементов, нечто вроде стамески Петер терпеливо подождал пока она полностью не затвердеет, так как не хотелось рисковать и поторопившись сломать орудие свободы. Когда же, в конце-концов, инструмент был готов, очень-очень осторожно чтобы не повредить его он начал долбить лед. Дело пошло, через некоторое время получилось расширить отверстие достаточно, чтобы пролезть в него по пояс, затем расшатать сани и оказаться на свободе.

С начала заточения прошли почти целые сутки. Левая нога ничего не чувствовала, лицо было все в крови из-за содранной кожи, но главное, что он был жив. Собаки быстро были собраны и запряжены в упряжку, а через три часа Петер добрался до основного лагеря где ждали друзья.

Пальцы на левой ноге оказались обморожены. Впоследствии жена одного из его товарищей-эскимосов лечила их прикладывая шкурки свежепойманных и выпотрошенных леммингов. Видимо, это принесло плоды, так как дальше пальцев отмирание тканей не пошло, но нормально ходить Петер не мог. К тому же нога так воняла из-за начавшейся гангрены, что ее приходилось держать снаружи жилища.

Через несколько недель, пришлось решать вопрос кардинально, и Фрейхен взял кусачки, молоток и без наркоза (так как анестезию взять было негде, а сам он был трезвенником), по одному отрубил отмороженные пальцы. Как он рассказывал впоследствии - очень больно было отрубать первый палец, остальные пошли гораздо проще. Возможно, кто-нибудь, даже смог бы к этому привыкнуть, но проблема в том, что пальцев у людей маловато, для того чтобы проверить эту гипотезу.

Как бы то ни было, после этой экзекуции Фрейхен снова смог ходить. Но, окончательно привели ногу в порядок уже датские врачи в Копенгагене.

Бегать по экспедициям после этого он уже был не в состоянии. Поэтому, свою кипучую энергию пришлось направить в мирных целях. В 1924 году женился на дочке директора национального банка Дании и стал редактором журнала “В гостях и дома”, в котором публиковались рецепты и полезные советы для домохозяек. К своим обязанностям он подошел настолько ответственно, что журнал быстро стал одним из самых популярных в Дании и существует до сих пор.

В 30-е годы
В 30-е годы

Затем на волне популярности полярных экспедиций он написал сценарий фильма Эскимос, который сняла студия Метро Голдвин Майер, а сам сыграл в нем роль похотливого белого капитана мешавшего семейному счастью пары молодых эскимосов.

Постер к фильму "Эскимо"
Постер к фильму "Эскимо"

Организовал Датский клуб путешественников и руководил федерацией бокса.

Когда Данию оккупировали фашисты участвовал в сопротивлении, но после того как его арестовали и приговорили к расстрелу, ему пришлось бежать в Америку.

Книга "Странствующий викинг"
Книга "Странствующий викинг"

В США, Петер третий раз женился, так как вторая жена бежать с ним отказалась, и писал книги о своих похождениях, и побеждал в телешоу "Вопрос на 64 тысячи". Это аналог нашей “Кто хочет стать миллионером”.

В США с 3-й женой
В США с 3-й женой

Умер Петер на Аляске в 57 году, во время приготовлений к экспедиции в Арктику. Хотелось на старости лет, видимо, встряхнуться. Прах этого неординарного человека и непоседливого путешественника развеяли там где прошла его молодость, неподалеку от Туле в Гренландии… Лично мое мнение, что пальцы себе отрубать конечно не очень приятно, но в целом, так и нужно прожить жизнь. Этому дяде точно было что вспомнить.

Вот такая история, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Будет ещё много интересного!