Сердечки.
Ещё одна прекрасная история с занятия “дизайн футболок”.
Я вела изобразительное искусство, тема: роспись на футболках. Первоначальная задача учеников - нарисовать множество разнообразных эскизов, выбрать один, хорошо проработать его, чтобы на следующем занятии переводить на футболку.
На занятие приходит 5-й класс. После введения в тему урока, приступаем к эскизам. У нас целых два часа чтобы спокойно создать, перенести все свои идеи на лист бумаги, выбрать лучший вариант и качественно его проработать перед переносом на изделие. Ребята взялись за работу и вскоре, я уже подходила к некоторым из них, что бы посоветовать что-то изменить или помочь с определённым выбором: дать направление, на что ещё следует обратить внимание, что ещё можно попробовать изобразить.
Примерно, в это же время, меня подзывает к себе очередная ученица.
- Ведана, я нарисовала! - воскликнула она. - Посмотрите!
Подойдя к ученице, я увидела на её рабочем листе огромное сердце. Линейное, даже никак не закрашенное сердце. На весь лист.
- Так, рассказывай, какая идея? Что будет ещё? - спросила я её.
- Всё, - утвердительно и самоуверенно ответила мне ученица. - Больше ничего. Я могу уже переводить его на футболку?
Далее, я недолго формулирую ответ в своей голове, что бы бережно подвести ребёнка к мысли, что этого недостаточно, аргументировать почему и какие действия следует предпринять.
- Сердечко, это хорошо! - здесь, я дала ей подтверждение этапу, на котором она находилась. - А теперь, по заданию, нам необходимо нарисовать ещё минимум 30 эскизов, чтобы выбрать из них самый лучший, потом качественно, со всеми деталями проработать его и только тогда переводить на изделие. - напомнила я алгоритм наших действий. - Нам необходимо разрисоваться. Последние работы, обычно, всегда сильнее первых. - и объяснила, почему алгоритму необходимо следовать.
Однако, это не убедило девочку.
- Я хочу сердечко. Я не хочу ничего другого рисовать. Я уже точно знаю, что хочу его. Вы дадите мне футболку? - очень быстро, с переигрыванием и неискренне натянутой улыбкой произнесла ученица.
В моей голове возникли две мысли: либо она сейчас меня испытывает, либо озарённая от своей гениальной идеи, она, действительно, решила нарисовать только сердечко и больше не хочет других вариантов. Для своих дальнейших действий, я решила отталкиваться от второго варианта. Я могу, ведь, ошибаться. Может, ей и правда, очень нравится её рисунок.
- Хорошо. Я предлагаю, конечно, оставить этот вариант и мы можем к нему вернуться. Но я уверена, что ты можешь предложить ещё много интересных идей. Нарисуй ещё варианты. Используй геометрию, шрифты, отталкивайся от примеров, которые я вам показала. Можно объединять стили. Например, из одной работы взять цвета, из другой - технику, например, пуантилизм (рисование точками, направление в живописи неоимпрессионизма), из третьей - шрифт и тогда, ты получишь совершенно новую, уникальную работу!
Далее, я предложила много вариантов, показала ещё раз распечатки с примерами, что заготовила заранее. Объяснила каждую работу, чем она интересная, какие техники, стили, идеи применяли те или иные художники, почему в искусстве ценят уникальность. Да и вообще - во всём мире. Я подумала, что её поведение, может быть связано с тем, что она не понимает, что от неё хотят и она не знает, что делать, как делать. Она боится, что у неё не получится и над ней могут смеяться остальные. И поэтому включилась защитная реакция. Пару раз, я ловила себя на мысли, что она боится или стесняется войти в процесс работы, отключившись от внешнего мира на время и погрузиться в свои размышления над работой. Ей страшно это состояние? Почему?
- То есть, вы хотите сказать, что моя работа неинтересная? - получила я вопрос в итоге.
- Я хочу тебе сказать, что такая работа была уже у многих художников и иллюстраторов. ))
- Ну и что. Если у многих была, почему я не могу сделать?
С самой первой фразы девочки, когда она она ещё только подзывала меня, я обратила внимание на её непростой тон голоса и едва заметное, ехидное выражение лица. Сейчас, я уже отчётливо понимала, как меня испытывают.
- Потому что, как минимум, на занятиях мы учимся развивать креатив, нестандартное мышление, что бы, в дальнейшем, применять все полученные знания на практике в жизни. Мы учимся создавать то, чего ещё никто не создавал, выражать свои мысли через то, что делаем. Повторить чью-то идею любой может. Это не трудно. Но трудно создать новую идею и воплотить её. Именно это высоко ценится. Мысли у людей могут совпадать, но взгляд и образы на одни и те же вещи, могут быть разными. Попробуй создать новое - с этим не каждый справится.
И тут, во всю, началась её игра, в которую, я невольно и незаметно втянулась, как бы не хотела этого. Сначала это были провокационные и бессвязные вопросы, типа “вам не нравится моя работа?”, “Вы считаете её некрасивой?”. И, нет, хочу обратить ваше внимание, что это были не искренние её переживания. Эти вопросы имели лишь одно назначение: вывести меня из себя. Затем, улыбнувшись, она резко и, с подозрительной лёгкостью, согласилась поработать над дополнительными вариантами, но когда я, вновь, приходила, то замечала, лишь, малейшие изменения из разряда: нарисовались ещё два сердечка внутри первого.
На протяжении этих двух часов, я перепробовала множество способов мотивации и вдохновения, я перепробовала множество подходов объяснения, чтобы ребёнок, действительно, захотел и нарисовал что-то посложнее. Но всё было тщетно. “Я хочу сердечко”, “У меня будет просто сердечко”. Каждый раз, она радостно повторяла эти фразы и смотрела на мою реакцию: что я придумаю ещё. Она чётко следила за тем, как я с ней говорю, в какой интонации, чётко следила за моей мимикой и, словно, ждала, что я разозлюсь. Она ждала экшена. А я его не давала, поэтому девочка каждый раз, подключала всё новые и новые способы меня вывести. Например, она задавала бесконечное множество глупых вопросов на каждый мой последующий ответ. Ну вы знаете, это что-то вроде бесконечного “купи слона”. Там, где я её игнорировала, она требовала внимания, спрашивала, почему я ей не отвечаю и подтверждала моё поведение игнорирующим. Ученица не хотела заниматься. У неё, определённо, был протест и желание увидеть мои новые эмоции.
Время шло. Я едва успевала уделять достаточное внимание остальным ученикам. Хотя, даже мальчишки выдавали очень крутые идеи и результаты, что бывает реже, чем у девочек.
Время от времени, я снова возвращалась к этой девочке и продолжала терпеливо беседовать о том, как легко и просто можно прийти к большим результатам. Её одноклассницы тихо вздыхали и шепотом обсуждали ситуацию, что длится уже целое занятие (похоже, это не редкость). Но я продолжала искать причину такого поведения, чтобы её решить и верила, что всё не безысходно. С каждым разом, понемногу, шаг за шагом, я начала замечать изменения! Было похоже, что ребёнку стало нравиться то, что она делала. Это было заметно по её работам. Сначала, от сердечка, мы перешли к идее, нарисовать на футболке футболку с сердечком. Как бы, рисунок внутри рисунка. И, пожалуй, это было ключевым моментом больших перемен! Потому что потом, её, поистине, захватило вдохновение, и она нарисовала достаточно много вариантов чтобы выбрать из них какой-то один для дальнейшей проработки. В какой-то момент, она даже предложила нарисовать ещё единорожку, правда на другой, второй футболке. Круто, подумала я. С единорожкой можно покреативить больше, чем с сердечком, тем более, что девочка уже на вдохновении. Правда, вторую футболку я не могла выделить, иначе кто-то из учеников с другого класса мог остаться без неё. Я вежливо ей в этом отказала, так и объяснив причину. Правда, не могу сказать, что её мой ответ удовлетворил, скорей наоборот - разжёг желание отличиться от всех остальных тем, что у тебя больше, чем у них и получить разрешение только себе.
В целом, всё уже шло хорошо. Я более менее выдохнула. Я обрадовалась, что смогла заинтересовать хоть как-то ребёнка. Что она стала выдавать классные результаты. Их бы доработать только, но к этому времени, наше занятие закончилось.
Кто - то из ребят, так старательно занимался, что успел перевести одобренный конечный эскиз в масштабе на бумаге, в форме футболки, чтобы в дальнейшем расставить на нём детали, подложить под ткань и перевести на следующем занятии на изделие.
Увидев это, девочка разозлилась, что из-за меня она от всех отстала. Таа-даам. Откат назад. Девочка пулей вылетела из состояния творца, погруженного в процесс работы. Я её постаралась успокоить тем, что нам не так важно гнаться за скоростью других. Каждый работает со своей скоростью, кто-то может быстро что-то придумать, кому-то нужно больше времени. Но, главное, нам важен лучший результат и его качество. Я подчеркнула значимость того, на какой уровень она вышла, какие последние эскизы у неё получились. К тому же, пара ребят тоже были на её этапе. Мы договорились о том, что в следующий раз, она спокойно продолжит свою работу, ведь, сейчас, у неё точно, всё для этого есть.
По крайней мере, так думала я...
(Продолжение следует...)