39,9K подписчиков

Черный ящик

2,6K прочитали

Боссы так просто не исчезают. Оригинальный детективный триллер.

(Boîte noire, 2021, Франция)

Если вы вдруг решили, что можете пройти мимо одного из лучших французских детективов прошлого года, то напрасно - так легко вы от него не отделаетесь, и не мечтайте.

- Сам ты Гарри Поттер!
- Сам ты Гарри Поттер!

Припоминаю, что я смотрел предыдущий фильм Яна Гозлана "Выгорание" (Burn Out, 2017). Также помню, что остался от него не в восторге и что писал про него в свое время. Однако найти тот обзор сегодня почему-то не могу ни с миноискателем, ни с поисковыми собаками, хоть ты тресни!
А хотелось бы вновь прочесть его ради сравнения - слишком уж заметно эволюционировал триллер-мейкер Гозлан в творческом плане. И даже выбрав для своей новой работы не самую, казалось бы, "детективистую" тему - гражданская авиация, - Ян не только сварганил на ее основе нескучную остросюжетную историю. Вдобавок к ней он еще и многим из нас расширит технический кругозор: покажет, как трудятся эксперты по расшифровке "черных ящиков" - бортовых самописцев из потерпевших катастрофу, самолетов и вертолетов.

Вот на такой нервной и ответственной должности и пашет, не покладая наушников, Матьё (Пьер Нинэ) - лучший эксперт-"слухач" французского Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (BEA). То есть он как никто другой разбирается во всяких паразитных "бум", "дзынь" и "хрясь", что издают двигатели и иные механизмы самолета, прежде чем накроются медным тазом. И не только в них - Матьё по малейшему звуку определит вообще всё, что угодно. Вплоть до того, чесал ли себе нос пилот за миг до аварии и каким именно пальцем.

Тяжко, небось, жить на белом свете с такими суперушами -  когда тебя раздражают громким чпоканьем даже пузырьки в бокале с шампанским.
Тяжко, небось, жить на белом свете с такими суперушами - когда тебя раздражают громким чпоканьем даже пузырьки в бокале с шампанским.

Жаль, мы не узнаем, как относились к излишне чуткоухому Матьё его соседи по подъезду, а вот босс его на службе недолюбливал. Слишком уж дотошным, до занудства, был этот акустик, прислушивающийся ко всему на свете - кроме советов родного начальства! На что оно, вестимо, обижается и тоже начинает издавать в ваш адрес неприятные звуки, каким бы важным работником вы ни были.

Именно так и подумал Матьё, когда однажды его "не взяли на рыбалку" - не позвали рыться в обломках свежеупавшего в Альпах авиалайнера. Тем не менее отвертеться от этого скандального дела ему тоже не дали. Едва эксперты отыскали в горах "черный ящик", как после этого сам босс Матьё вдруг взял и... бесследно пропал. А поскольку другое начальство относилось к строптивцу толерантнее, поколупаться в уликах ему все-таки разрешили. Да и подозрительно было бы, кабы не разрешили: история-то громкая, а тут самые крутые барабанные перепонки BEA, считай, в холостую вибрируют.

А далее, сами понимаете: стоило ушам Матьё и записям из того самописца встретиться, как первые тотчас уловили во вторых "что-то, блин, не то". Да и матьёвый босс продолжал где-то без вести шляться и явно неспроста - тоже веский повод крикнуть "Чу!", навострить слух и вывести "кого надо" на чистую воду. Если, конечно, "кто надо" сам не настучит тебе при этом по твоим драгоценным ушам, ибо дело ясное, что дело это - ну очень темное.

Помню-помню ту эпоху, когда флэшки с музычкой еще назывались гордым словом "бобина".
Помню-помню ту эпоху, когда флэшки с музычкой еще назывались гордым словом "бобина".

***

В общем, капут французским детективам, который я предрекал на примере того порождения мрака по имени "Ночной конвой", к счастью, пока не наступил. Или, как минимум, был отсрочен на неопределенное время. Потому как в случае "Черного ящика" (не путать с другим, позапрошлогодним "Черным ящиком") мы видим, что кое-кто из тамошних мадам и мсье всё еще знает толк в детективных триллерах и готов искать для них нетривиальные сюжеты.

Также великолепно отработал в образе "ушастого" очкарика Матьё 32-летний Пьер Нинэ, уже отхвативший у себя на родине кое-какие престижные награды за предыдущие роли. Вполне заслуженно получит что-нибудь и за эту: неуклюжий гений с легкой формой аутизма вышел у Пьера эмоциональным и сложнохарактерным. И до правды он хочет докопаться не ради торжества закона и не потому что желает кому-то там помочь. Просто он не любит, когда его пытаются обманывать, да еще в тех вопросах, в которых он разбирается гораздо лучше.

Предпоказы и прокат ленты - компания "Про:Взгляд", официальная российская премьера состоится 6 января.

Трейлер фильма: