Боссы так просто не исчезают. Оригинальный детективный триллер.
(Boîte noire, 2021, Франция)
Если вы вдруг решили, что можете пройти мимо одного из лучших французских детективов прошлого года, то напрасно - так легко вы от него не отделаетесь, и не мечтайте.
Припоминаю, что я смотрел предыдущий фильм Яна Гозлана "Выгорание" (Burn Out, 2017). Также помню, что остался от него не в восторге и что писал про него в свое время. Однако найти тот обзор сегодня почему-то не могу ни с миноискателем, ни с поисковыми собаками, хоть ты тресни!
А хотелось бы вновь прочесть его ради сравнения - слишком уж заметно эволюционировал триллер-мейкер Гозлан в творческом плане. И даже выбрав для своей новой работы не самую, казалось бы, "детективистую" тему - гражданская авиация, - Ян не только сварганил на ее основе нескучную остросюжетную историю. Вдобавок к ней он еще и многим из нас расширит технический кругозор: покажет, как трудятся эксперты по расшифровке "черных ящиков" - бортовых самописцев из потерпевших катастрофу, самолетов и вертолетов.
Вот на такой нервной и ответственной должности и пашет, не покладая наушников, Матьё (Пьер Нинэ) - лучший эксперт-"слухач" французского Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (BEA). То есть он как никто другой разбирается во всяких паразитных "бум", "дзынь" и "хрясь", что издают двигатели и иные механизмы самолета, прежде чем накроются медным тазом. И не только в них - Матьё по малейшему звуку определит вообще всё, что угодно. Вплоть до того, чесал ли себе нос пилот за миг до аварии и каким именно пальцем.
Жаль, мы не узнаем, как относились к излишне чуткоухому Матьё его соседи по подъезду, а вот босс его на службе недолюбливал. Слишком уж дотошным, до занудства, был этот акустик, прислушивающийся ко всему на свете - кроме советов родного начальства! На что оно, вестимо, обижается и тоже начинает издавать в ваш адрес неприятные звуки, каким бы важным работником вы ни были.
Именно так и подумал Матьё, когда однажды его "не взяли на рыбалку" - не позвали рыться в обломках свежеупавшего в Альпах авиалайнера. Тем не менее отвертеться от этого скандального дела ему тоже не дали. Едва эксперты отыскали в горах "черный ящик", как после этого сам босс Матьё вдруг взял и... бесследно пропал. А поскольку другое начальство относилось к строптивцу толерантнее, поколупаться в уликах ему все-таки разрешили. Да и подозрительно было бы, кабы не разрешили: история-то громкая, а тут самые крутые барабанные перепонки BEA, считай, в холостую вибрируют.
А далее, сами понимаете: стоило ушам Матьё и записям из того самописца встретиться, как первые тотчас уловили во вторых "что-то, блин, не то". Да и матьёвый босс продолжал где-то без вести шляться и явно неспроста - тоже веский повод крикнуть "Чу!", навострить слух и вывести "кого надо" на чистую воду. Если, конечно, "кто надо" сам не настучит тебе при этом по твоим драгоценным ушам, ибо дело ясное, что дело это - ну очень темное.
***
В общем, капут французским детективам, который я предрекал на примере того порождения мрака по имени "Ночной конвой", к счастью, пока не наступил. Или, как минимум, был отсрочен на неопределенное время. Потому как в случае "Черного ящика" (не путать с другим, позапрошлогодним "Черным ящиком") мы видим, что кое-кто из тамошних мадам и мсье всё еще знает толк в детективных триллерах и готов искать для них нетривиальные сюжеты.
Также великолепно отработал в образе "ушастого" очкарика Матьё 32-летний Пьер Нинэ, уже отхвативший у себя на родине кое-какие престижные награды за предыдущие роли. Вполне заслуженно получит что-нибудь и за эту: неуклюжий гений с легкой формой аутизма вышел у Пьера эмоциональным и сложнохарактерным. И до правды он хочет докопаться не ради торжества закона и не потому что желает кому-то там помочь. Просто он не любит, когда его пытаются обманывать, да еще в тех вопросах, в которых он разбирается гораздо лучше.
Предпоказы и прокат ленты - компания "Про:Взгляд", официальная российская премьера состоится 6 января.