Писать стихи после Освенцима – варварство
Теодор В. Адорно
В кемеровском театре драмы 17 октября 2020 года состоялась премьера спектакля «Стражи Тадж Махала. В основе спектакля пьеса американского драматурга Раджива Джозефа. Пьеса переведена Гульнарой Сапергалиевой и Родионом Белецким.
Режиссер – Ярослав Рахманин, художник – Дмитрий Фомин, ассистент режиссера Анна Шульга. Видео – Алексей Фомяков, свет – Алексей Киселёв.
В роли Хумаюна – Роман Манадышев, Бабура – Игорь Сорвилов. В роли прекрасной птички – Алиса Зелинская.
Спектакль посвящен этическому вопросу: какова цена общего прекрасного и индивидуально комфортного и прибыльного. События происходят в Агре (Индия) в 1648 году. Всё действие спектакля описывает легенду строительства Тадж Махала, согласно которой Шах-Джахан приказал отрубить руки архитектору и 22000 строителям Тадж Махала, для того, чтоб они не смогли повторить подобную красоту. Главные герои Хумаюн и Бабур, стражи Тадж Махала, наслаждаются причастностью к красоте, мечтают о работе в гареме Шаха и оказываются теми самыми палачами для двадцати двух тысяч мастеровых Тадж Махала. Весь спектакль составлен из диалога Хумаюна и Бабура. Хумаюн (Роман Манадышев) – человек, травмированный строгим отцом. Он знает, что подчинение правилам важно и похвально. Его друг детства Бабур (Игорь Сорвилов) играет романтичного молодого человека. Чувствительность к прекрасному, мечтательность наполняет диалоги о праве на насилие ради красоты.
Драматург Раджив Джозеф в своей пьесе представил возможность режиссеру отразить драматизм массового насилия, но Ярослав Рахманин и Дмитрий Фомин отказались от иллюстративности в изображении насилия над плотью. Спектакль проходит на Малой сцене и благодаря небольшому пространству сцены сценография, с одной стороны, минималистична, с другой стороны, эффектна и правдоподобна. На сцене диагонально справа и слева стоят металлические конструкции, напоминающие строительные леса. На этой конструкции от потолка до пола закреплены широкие полосы тонкой бумаги. В момент совершения казни по желобам начинает течь подкрашенная красным красителем вода, заливая бумагу сверху донизу. Зрители максимально близко видят мокрые красные полотнища, чувствуют сырость и осознают катастрофу кровавого потопа. Это выглядит эффектно и точно передает ощущение мировоззренческой катастрофы главных героев. Весь дальнейший диалог о праве на насилие во имя красоты актеры ведут, занимаясь уборкой последствий кровавого потопа.
Частью сценографии явился видеоряд, демонстрирующий полет самолетов-бомбардировщиков. Мечта Бабура о полетах омрачается предполагаемым уроном, который, такое чудесное изобретение как аэроплат, может нанести человечеству.
Тема цены массового преступления против человека, вероятно, актуальна для американского искусства. В русской культуре подобная дилемма рассматривалась писателями XIX века, в частности в творчестве Ф.М. Достоевского. Можно сказать, что русская культура уже выработала определенную максиму о роли прекрасного в сохранении мирового порядка. Но если отечественная культура кристаллизовала свой опыт в кратких и емких максимах, это не значит, что каждый зритель держит ее в голове ежечасно.
Конечно, спектакль зрителю интересен постановкой вопроса ценности прекрасного в сравнении с человеческими жизнями. Воспитанный солдафоном Хумаюн (Хума, как его называет друг) и эмпатийный Бабур – это типажи современного российского общества. Их спор актуален в контексте современной цены карьерного роста. Обаятельный Игорь Сорвилов в характерной ему чувственной речи усиливает драматизм героя Романа Манадышева. Настоящим украшением спектакля стала Алиса Зелинская, воплощая восточную красоту и роскошь и оттеняя основной конфликт главного героя.
Собственно кроме драматизма средневековой легенды о Тадж Махале, в пьесе идет речь о противоборстве природной гармоничной сущности человека и воспитанной необходимости выполнить «долг». Красота в представлении героев тоже представляется многообразно – от архитектуры Тадж Махала, через созерцание красоты птицы до прикосновения к красавицам шахского гарема. Но выбор в пользу «долга» тоже отягощен родовыми связями. Хумаюн делает свой выбор не столько во имя сохранения порядка в государстве, сколько во имя отца. В этом смысле психоаналитическая составляющая внутреннего конфликта главного героя прописана достаточно подробно и дает большой диапазон для изображаемых актером эмоций. На мой взгляд, Роман Манадышев блестяще сумел воплотить психологическую драму своего героя.
Смею предположить, что для американского зрителя этическая дилемма «красивого vs гуманного» кристаллизуется в культурную максиму именно в современный период. Раджив Джозеф в силу своих национальных корней (отец – эмигрант-индиец, мать – американка французского происхождения) и знаний внутренних процессов американской культуры создал произведение актуальное и несколько разоблачительное для западного зрителя.
В именах Бабур и Хумаюн прослеживается связь с историческими личностями Бабур 1483 — 1530 ( полное имя ас-Султан аль-Азам ва-л-Хакан аль-Мукаррам Захир ад-дин Мухаммад Джалал ад-дин Бабур) – это падишах Индии и Афганистана Он стал основателем империи Великих Моголов. Бабур прослыл как полководец, поэт и государственный деятель. Он написал трактаты по мусульманскому законоведению, поэтике, музыке, военному делу. Также он сочинял лирические произведения.
Хумаюн (1508 — 1556) – это тоже историческая личность. Его настоящее имя – Насир-уд-Дин Мухаммад. Он унаследовал трон от своего отца Бабура и стал вторым правителем Империи Великих Моголов. Историки свидетельствуют о том, что Хумаюн не был выдающимся администратором и полководцем, но был неравнодушен к поэзии и астрологии.
Шах-Джихан (1592 – 1666, полное имя – Шахаб-уд-дин Мухаммад Хуррам) был правнуком Хумаюна и праправнуком Бабура. Он построил Тадж Махал как мавзолей для своей умершей и горячо любимой жены Мумтаз-Махал. Причем, прообразом для Тадж Махала стала гробница Хумаюна в Дели.
Таким образом, пьеса превращается в диалог исторических персонажей разных эпох. Мораль пьесы может быть истолкована как отказ следующих поколений разделять ценности предков и пожертвовать красотой во имя личных мелочных амбиций.
Кемеровский спектакль «Стражи Тадж Махала» имеет возрастное ограничение до 18 лет. Именно с 18 лет и начинается возраст целевой аудитории спектакля. Этот спектакль для тех, кто делает жизненный выбор или находится в ситуации смены системы ценностей.