Найти тему
Искусство Сибири

СТРАЖИ ТАДЖ МАХАЛА

Писать стихи после Освенцима – варварство

Теодор В. Адорно

В кемеровском театре драмы 17 октября 2020 года состоялась премьера спектакля «Стражи Тадж Махала. В основе спектакля пьеса американского драматурга Раджива Джозефа. Пьеса переведена Гульнарой Сапергалиевой и Родионом Белецким.

Режиссер – Ярослав Рахманин, художник – Дмитрий Фомин, ассистент режиссера Анна Шульга. Видео – Алексей Фомяков, свет – Алексей Киселёв.

В роли Хумаюна – Роман Манадышев, Бабура – Игорь Сорвилов. В роли прекрасной птички – Алиса Зелинская.

Спектакль посвящен этическому вопросу: какова цена общего прекрасного и индивидуально комфортного и прибыльного. События происходят в Агре (Индия) в 1648 году. Всё действие спектакля описывает легенду строительства Тадж Махала, согласно которой Шах-Джахан приказал отрубить руки архитектору и 22000 строителям Тадж Махала, для того, чтоб они не смогли повторить подобную красоту. Главные герои Хумаюн и Бабур, стражи Тадж Махала, наслаждаются причастностью к красоте, мечтают о работе в гареме Шаха и оказываются теми самыми палачами для двадцати двух тысяч мастеровых Тадж Махала. Весь спектакль составлен из диалога Хумаюна и Бабура. Хумаюн (Роман Манадышев) – человек, травмированный строгим отцом. Он знает, что подчинение правилам важно и похвально. Его друг детства Бабур (Игорь Сорвилов) играет романтичного молодого человека. Чувствительность к прекрасному, мечтательность наполняет диалоги о праве на насилие ради красоты.

Драматург Раджив Джозеф в своей пьесе представил возможность режиссеру отразить драматизм массового насилия, но Ярослав Рахманин и Дмитрий Фомин отказались от иллюстративности в изображении насилия над плотью. Спектакль проходит на Малой сцене и благодаря небольшому пространству сцены сценография, с одной стороны, минималистична, с другой стороны, эффектна и правдоподобна. На сцене диагонально справа и слева стоят металлические конструкции, напоминающие строительные леса. На этой конструкции от потолка до пола закреплены широкие полосы тонкой бумаги. В момент совершения казни по желобам начинает течь подкрашенная красным красителем вода, заливая бумагу сверху донизу. Зрители максимально близко видят мокрые красные полотнища, чувствуют сырость и осознают катастрофу кровавого потопа. Это выглядит эффектно и точно передает ощущение мировоззренческой катастрофы главных героев. Весь дальнейший диалог о праве на насилие во имя красоты актеры ведут, занимаясь уборкой последствий кровавого потопа.

Частью сценографии явился видеоряд, демонстрирующий полет самолетов-бомбардировщиков. Мечта Бабура о полетах омрачается предполагаемым уроном, который, такое чудесное изобретение как аэроплат, может нанести человечеству.

-2

Тема цены массового преступления против человека, вероятно, актуальна для американского искусства. В русской культуре подобная дилемма рассматривалась писателями XIX века, в частности в творчестве Ф.М. Достоевского. Можно сказать, что русская культура уже выработала определенную максиму о роли прекрасного в сохранении мирового порядка. Но если отечественная культура кристаллизовала свой опыт в кратких и емких максимах, это не значит, что каждый зритель держит ее в голове ежечасно.

Конечно, спектакль зрителю интересен постановкой вопроса ценности прекрасного в сравнении с человеческими жизнями. Воспитанный солдафоном Хумаюн (Хума, как его называет друг) и эмпатийный Бабур – это типажи современного российского общества. Их спор актуален в контексте современной цены карьерного роста. Обаятельный Игорь Сорвилов в характерной ему чувственной речи усиливает драматизм героя Романа Манадышева. Настоящим украшением спектакля стала Алиса Зелинская, воплощая восточную красоту и роскошь и оттеняя основной конфликт главного героя.

Собственно кроме драматизма средневековой легенды о Тадж Махале, в пьесе идет речь о противоборстве природной гармоничной сущности человека и воспитанной необходимости выполнить «долг». Красота в представлении героев тоже представляется многообразно – от архитектуры Тадж Махала, через созерцание красоты птицы до прикосновения к красавицам шахского гарема. Но выбор в пользу «долга» тоже отягощен родовыми связями. Хумаюн делает свой выбор не столько во имя сохранения порядка в государстве, сколько во имя отца. В этом смысле психоаналитическая составляющая внутреннего конфликта главного героя прописана достаточно подробно и дает большой диапазон для изображаемых актером эмоций. На мой взгляд, Роман Манадышев блестяще сумел воплотить психологическую драму своего героя.

Р. Манадышев и И. Сорвилов
Р. Манадышев и И. Сорвилов

Смею предположить, что для американского зрителя этическая дилемма «красивого vs гуманного» кристаллизуется в культурную максиму именно в современный период. Раджив Джозеф в силу своих национальных корней (отец – эмигрант-индиец, мать – американка французского происхождения) и знаний внутренних процессов американской культуры создал произведение актуальное и несколько разоблачительное для западного зрителя.

В именах Бабур и Хумаюн прослеживается связь с историческими личностями Бабур 1483 — 1530 ( полное имя ас-Султан аль-Азам ва-л-Хакан аль-Мукаррам Захир ад-дин Мухаммад Джалал ад-дин Бабур) – это падишах Индии и Афганистана Он стал основателем империи Великих Моголов. Бабур прослыл как полководец, поэт и государственный деятель. Он написал трактаты по мусульманскому законоведению, поэтике, музыке, военному делу. Также он сочинял лирические произведения.

Бабур
Бабур

Хумаюн (1508 — 1556) – это тоже историческая личность. Его настоящее имя – Насир-уд-Дин Мухаммад. Он унаследовал трон от своего отца Бабура и стал вторым правителем Империи Великих Моголов. Историки свидетельствуют о том, что Хумаюн не был выдающимся администратором и полководцем, но был неравнодушен к поэзии и астрологии.

Хумаюн
Хумаюн

Шах-Джихан (1592 – 1666, полное имя – Шахаб-уд-дин Мухаммад Хуррам) был правнуком Хумаюна и праправнуком Бабура. Он построил Тадж Махал как мавзолей для своей умершей и горячо любимой жены Мумтаз-Махал. Причем, прообразом для Тадж Махала стала гробница Хумаюна в Дели.

Шах-Джихан и Мумтаз Махал
Шах-Джихан и Мумтаз Махал

Таким образом, пьеса превращается в диалог исторических персонажей разных эпох. Мораль пьесы может быть истолкована как отказ следующих поколений разделять ценности предков и пожертвовать красотой во имя личных мелочных амбиций.

Кемеровский спектакль «Стражи Тадж Махала» имеет возрастное ограничение до 18 лет. Именно с 18 лет и начинается возраст целевой аудитории спектакля. Этот спектакль для тех, кто делает жизненный выбор или находится в ситуации смены системы ценностей.