Найти тему
Про жизнь

Андрей Ревков: «Объем документов для полугодового возврата НДС занимает «ГАЗель»

Андрей Владимирович Ревков, коммерческий директор компании «Фригогласс Евразия» (г. Орел)
Андрей Владимирович Ревков, коммерческий директор компании «Фригогласс Евразия» (г. Орел)

– Налоги мы платим в больших объемах. И в ближайшей перспективе я не вижу возможностей их как-то нивелировать или оптимизировать. Но в администрирование этих налогов нужно внести больше логики, чтобы облегчить жизнь реального производителя.

Наша компания расположена в Орле, это крупнейший российский экспортер в сегменте пищевого машиностроения. Поставляем свою продукцию в 40 стран мира, и во все страны Европы. Доля экспорта в обороте компании больше половины. Сейчас она постоянно увеличивается, но это связано, в первую очередь, с уменьшением внутреннего спроса на наш продукт, и на территории России, в первую очередь.

Ввиду своей деятельности, и учитывая особенности и требования европейских покупателей, в первую очередь, естественно, мы вынуждены закупать много компонентов за пределами Российской Федерации, так как отсутствует база производителей. Мы до 50% компонентов, в зависимости от модели изделия, для производства привозим. В основном, конечно, из Китая, но и из стран Европы.

При таможенном оформлении мы обязаны платить сразу же НДС в полном размере на весь объем той продукции, которую мы везем. По закону нам этот НДС, в случае экспорта оборудования, государство возвращает. Но сам процесс занимает время. Мы стараемся подавать раз в полгода, потому что это очень тяжелая, в плане трудоемкости, операция. Объем документов, связанных только с полугодовым возвратом этого НДС и экспорта, занимает минимум «ГАЗель». Это три дня работы пяти человек на четырех сканерах.

Я не знаю, кто все это читает и зачем это нужно. Мы начали свой бизнес с 2000 года активно развивать, и с 2003 года у нас серьезные экспортные проекты начались. То есть мы достаточно заметный экспортер, и завод огромный с большой производственной площадью. Это бренд, известный не только в России. Сразу относиться к бизнесу, как к заведомо преступному сообществу, это, на мой взгляд, неправильно.

Потому что изъятие этих налогов, за прошлый год, например, 200 млн рублей, которые мы возвращали полгода, это серьезные оборотные средства нашего предприятия. Не секрет, что на внешних рынках конкуренция растет из года в год. Наши основные конкуренты – это Турция и Китай (я говорю про европейские рынки). Из года в год рентабельность бизнеса снижается, и снижается достаточно серьезными темпами. На сегодняшний день она приближается уже к десяти процентам, что является критическим показателем для машиностроительной отрасли в принципе по всем критериям оценок.

Соответственно, оборотные средства, дешевые оборотные деньги, я не говорю даже про инвестиции, мы вынуждены привлекать, используя банковские заимствования и так далее. Но если подойти с точки зрения логики, то для чего гонять эти деньги – налог НДС – туда-сюда? Если мы заявляем это экспортное количество, зачем вообще снимать с нас этот индекс, если все равно будете его выплачивать нам обратно? Причем как только нам его возвращают, к нам сразу приезжает камеральная проверка, чтобы вы понимали.

Это огромные ресурсы, которые расходует и государство, и бизнес понапрасну. То есть мы теряем время, теряем деньги, потому что эти замороженные объемы денежные мы вынуждены перезаимствовать под существенные проценты. И где логика, для чего все это?

Также обстоит дело и с дочислением налога на прибыль. Так как предприятие у нас крупное, используем предоплатную схему. Каждый квартал, по итогам прошлого квартала нам начисляют большую часть налога на прибыль, мы платим ее вперед. Но в нашем конкретном случае (и не только в нашем), сезонность присутствует. 75% того, что мы производим и делаем – это первое полугодие. Соответственно, пик приходится на второй квартал. И на третий квартал происходит начисление налога на прибыль, и мы платим предоплату опять же государству. И потом возвращаем через полгода, уже, наверное, в конце января, тоже с камеральными делами.

К чему такие сложности, нелогичные абсолютно инструменты?! В то время как мы знаем, сейчас все CRM-системы, все системы онлайн-мониторинга всех налоговых платежей работают в полный рост. Мы все, кто связан с производством, с этим столкнулись. Что называется, муха не проскочит. И для чего это? Вы и так все видите, что мы делаем, сколько денег мы должны заплатить. И думать, что завтра мы все это сложим в чемодан и убежим куда-то за границу с этими деньгами, на мой взгляд, это просто необоснованно.

Последний комментарий. Только что вернулся из Грузии, был в бизнес-командировке. Встречались со всеми нашими ключевыми и потенциальными, реальными покупателями. Интересный момент. Абсолютно не можем быть конкурентными, потому что турецкие производители предлагают отсрочки платежей от года до двух, что в принципе при нашей маржинальности бизнеса не представляется возможным никак.

Вы видите, что делают страны, которые действительно хотят помочь производителям, как они сфокусированы именно на финансовой политике. Длинные дешевые деньги, а лучше бесплатные, это единственный такой здравый инструмент, который всем понятен, и он сразу принесет позитив в экономику. Спасибо.

Из выступления на Совете ТПП РФ по промышленному развитию: «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России на ближайшие три года. Их влияние на развитие промышленности и конкурентоспособность экономики России»

Книга "Три власти" здесь и здесь