Найти тему

Феноменальный фильм: американцы в России

Фильм "Любовь и смерть" -- это помещение американских героев на русскую сцену, точнее, героев Вуди Аллена на русскую почву. Герои Вуди Аллена живут в России, но не в России 1975 года, когда был создан фильм, а в России наполеоновских времен. Но самое интересное, что эти герои -- смешение героев Достоевского и Толстого с героями Вуди Аллена. Сами их имена -- Борис Грушко, Иван, Соня, Наташа - это имена-знаки. Смешно наблюдать, как герои, которых мы, зрители, привыкли воспринимать через романы "Преступление и наказание", "Униженные и оскорбленные", "Братья Карамазовы" и "Война и мир" оживают под пером Вуди Аллена и приобретают комические черты. И это уже не литературные персонажи, это киноперсонажи американского режиссера и сценариста, в уста которых вложена лексика 20 века. Перенесение событий фильма из Америки в Россию для русского зрителя особенно удивительно.

В фильме много смешного, смешных диалогов. Но заканчивается он смертью главного персонажа. "Любовь и смерть" -- таково название фильма. Любовь и смерть - в центре сюжета.

Отдельно хочется сказать о костюмах в фильме. Они не просто забавны. Они намеренно странны и не всегда соответствуют эпохе и высокому положению персонажей. Это сделано режиссером намеренно. Он стирает границы между классами. Видимо, ему хотелось, чтобы зритель постоянно ощущал фильм как пародию на реальность. Герои фильма смешны, их костюмы нелепы.

Один из выразительных приемов -- земля вместе с домом, которую носит в руке отец главного героя. "Своя земля и в горсти мила"... Да, но дело не только в этом. В фильме широко и остроумно используются русские пословицы, но это не американский фильм, не русский фильм, а фильм общечеловеческий, не о России русских, а о человеке, который пытается понять, есть ли Бог и можно ли убить Наполеона. А во время дуэли Бориса с его противником из-за дамы лицо Вуди Аллена напоминает нам то ли лицо Пьера Безухова, стреляющегося с Долоховым, то ли нашего Пушкина. Во всяком случае, так смотрится фильм. И этот фильм-феномен, фильм-шедевр молодого Вуди Аллена.