Как только возникает необходимость отвлечь общественное мнение от чего-то важного, в информационное пространство вбрасывается тема выноса тела Ленина из мавзолея. В ходе неизбежно возникающей дискуссии, общество разделяется на две части, каждая из которых чем-то напоминает собой знаменитых свифтовских остроконечников и тупоконечников. Но если герои «Путешествий Гулливера» спорили о том, с какого конца надо разбивать вареное яйцо, то наши заходятся в крике, рассуждая на тему, надо или не надо выносить тело Ленина из мавзолея. Вокруг этой проблемы сломано немало копий, получено немало инсультов и инфарктов, сам вопрос оказался настолько запутанным и сложным, что говорят о нем без конца, а делать ничего не делают.
Между тем, идут годы, и песок времени заносит скрижали истории, на которых была записана пусть и не истина, зато хроника. На ее основе мы и попытаемся рассказать, что же произошло с телом на самом деле, как получилось, что оно лежит в центре сердца Родины в виде мумии, сохранность которой поддерживается искусственным путем.
Мы не будем втягиваться в дискуссию о том выносить или не выносить тело. Мы расскажем о мало известных странницах истории, познакомившись с которыми, наши сограждане решат, на первый взгляд простую, а на самом деле весьма сложную задачу: в каком месте заголовка этой статьи следует поставить запятую.
Начнем с самого прагматичного вопроса: если хоронить, то где? Существует легенда о «Завещании Ленина» по поводу его собственных похорон. Впервые эту легенду озвучил известный в годы перестройки писатель Юрий Корякин. В 1989 году, выступая на Съезде народных депутатов СССР, он заявил, что вождь мирового пролетариата мечтал быть захороненным вместе с матерью. Идею Корякина резко отвергла племянница Ленина – Ольга Ульянова. Она заявила, что озвученное Карякиным желание вождя не соответствует действительности. Большинство ученых сходится во мнении о том, что в анналах истории подобного желания Ленина не зафиксировано.
Иными словами письменного завещания о том, где его следует похоронить, Ильич не оставил. Между тем, есть свидетельские показания о том, что супруга Ленина Надежда Крупская, как-то пожаловалась их общей с мужем знакомой Маргарите Фофановой, что якобы «6 марта (1923 год), когда у Володи случился рецидив, и состояние его здоровья резко ухудшилось, он обратился ко мне с просьбой. «Надюша, - сказал он, - очень прошу, постарайтесь с Маняшей (сестра Ленина Мария Ильинична) сделать все, чтобы меня похоронили рядом с мамой».
Эти слова Надежды Крупской невозможно подтвердить, но и трудно опровергнуть. Ленин вполне мог в период прояснения сознания, попросить об этом свою супругу.
Но если вы подумали, что с местом захоронения В.И. Ленина все ясно, это далеко не так.
Где похоронена мать Владимира Ильича? Мария Александровна Ульянова, в девичестве Бланк, умерла 12 (25) июля 1916 года. Произошло это в деревне Юкки под Петроградом, где она снимала дачу. Ее похоронили на Волковском кладбище в Петрограде. В последний путь Марию Александровну провожали родственники. Ленин в это время находился в эмиграции в Швейцарии и въезд ему в Россию был запрещен.
Мать Ленина покоится на так называемых «Литераторских мостках» Волковского кладбища, где насчитывается около 2000 захоронений. Среди них могилы таких известных людей, как Иван Тургенев, Николай Лесков и другие. Мемориал семьи Ульяновых - самый большой - площадь около 30 кв. м, - появился только в 1952 году. Здесь покоятся не только мать Ленина, но и его сестры Ольга Ильинична, Анна Ильинична и зять - нарком путей сообщения Марк Елизаров. Все близкие Ленина на Волковском кладбище были отпеты и похоронены по христианскому обычаю. На могиле сестры, Ольги Ильиничны был установлен четырехконечный чугунный крест, на могиле матери - ажурный шестиконечный. Позже, как говорят, по распоряжению Владимира Ильича чугунные кресты были заменены на мраморные. Однако в 30-х годах вместо мраморных крестов на могилах матери и дочери появились мраморные же саркофаги. В 1951 году они были заменены на мемориал, сохранившийся до сих пор.
Если учесть, что площадь мемориала равна 30 кв. метрам, то и место для захоронения тела Ленина там, несомненно, есть. Но прежде, чем рассказать, почему этот самый, казалось бы, гуманный способ перезахоронения, вызывает немало протестов даже среди сторонников выноса тела из мавзолея, стоит рассказать, как Ленин оказался в этой мраморной пирамиде XX века.
Возникновение царств, держав, империй невозможно без наличия святынь. Об этом вам расскажет любой грамотный историк. Будет ли это Иудейское царство с Иерусалимом, или великий Рим с Капитолийским холмом и легендарной волчицей, своими сосцами вскормившей Ромула и Рема, будь то империя ацтеков с их пирамидами и кровавым богом Кетцалькоатлем или Великий Египет с его пирамидами и Сфинксом – не столь важно, святыни должны быть!
Когда большевики пришли к власти, у них таких реликвий не было. У Кремлевской стены было захоронение – могила красногвардейцев, павших во время штурма Кремля осенью 1917 года и могила Якова Свердлова, умершего в 1919 году. Отсюда судорожные поиски святынь. Памятники Карлу Марксу, разбойнику Стеньке Разину, спешное переименование улиц, которым давали имена убийц и террористов. По мере укрепления советской власти, росло и число захоронений у той же Кремлевской стены. Но все эти могилы едва дотягивали до мучеников, не говоря уже о святых.
Как это не парадоксально, но появление мавзолея, а затем и размещение в нем мумии вождя, стало возможным благодаря случайному стечению обстоятельств. Сознательно никто не собирался навеки помещать тело Ленина в пирамиду!
В 1924 году в Москве стояли трескучие морозы. Ночью доходило до 40 градусов и более. Сохранить тело в таких условиях было гораздо легче, чем в жаркое время года. Население Советской России, на тот момент состоящее на 80 и более процентов из жителей сельской местности, уже успело смириться с тем, что Ленин – новый царь. И хотя вместо царя использовалось слово вождь, суть от этого не менялась. Сегодня мало кто знает, что похороны самодержца в России были явлением всенародным. Со всех концов страны в столицу шли целые делегации. Они шли не только почтить память государя, но и поклониться помазаннику Божьему, коим и являлся русский царь.
Еще одно обстоятельство было связано с тем, что Иосиф Сталин, по словам Ленина, «сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть». Что значила в 1924 году эта власть? Прежде всего, связь со всеми партийными организациями СССР. От генсека шли указания, а с мест шли отчеты. Сталин сосредоточил в своих руках всю переписку с региональными отделениями партии, особенно по вопросу похорон Ленина.
Но это было хотя и очень важным, но не самым решающим из всех обстоятельств. ЦК мог организовать бесчисленные просьбы трудящихся оставить тело, чтобы делегации из разных концов России могли попрощаться с вождем. Заметим, само прощание – есть хрестоматийный образец христианского долга по отношению к умершим.
На мой взгляд, решающим было то обстоятельство, что Иосиф Виссарионович Сталин в прошлом был, хотя и не доучившимся, но все-таки священником. Он, пожалуй, был единственным из всего состава советского правительства, который понимал смысл обрядности, сущность реликвии и таинство приобщения к последней воле вождя. А поскольку такую свою волю Ленин высказать не успел, это должен был сделать близкий к нему человек.
И хотя Ленин так и не назвал имени своего преемника, им мог легко стать тот, кто окажется ближе всего к гробу вождя. Сталин к организации похорон отнесся, как генсек, но идеологически он сыграл еще роль и священника, которому выпала четь отпевать почившего в бозе Ильича.
Сохранились и предложения видных большевиков о том, как хоронить Ленина. Так, например, управляющий делами Совнаркома Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич предложил следующий план: вскрытие, бальзамирование, опечатывание и опись документов, охрана тела на месте, перевоз в Москву, место прощания, место захоронения (могила), почетный караул у могилы, организация похорон, гроб, фотографирование, антропологическое измерение мозга.
В свою очередь Пленум ЦК определил время перевоза тела Ленина (оно находилось в Горках – П.К.) , и место прощания: «В Москву в Дом Союзов в среду в 12 ч. дня» — и время похорон: «Назначить субботу днем похорон, вынос тела из Дома Советов, место погребения — Красная площадь». Затем последовало уточнение: похоронить на Красной площади рядом с могилой тов. Свердлова и время прощания с телом -- до 22 часов 25 января.
Однако «ввиду настоятельных просьб об этом различных рабочих организаций» доступ к телу для прощания продлили до 24 часов 26 января. Затем этот срок продлевали еще дважды. В это время решено было возвести склеп для временного помещения туда тела. Предполагалось два варианта размещения гроба – открытый и замурованный. Остановились на открытом.
В 9 часов 20 минут 26 января Сталин, Зиновьев, Каменев, Калинин и другие руководители партии вынесли гроб с телом Ленина из Дома Союзов. Процессия медленно направилась к Красной площади и через 10 минут вступила на ее брусчатку. В 9 часов 43 минуты гроб был установлен на постамент и покрыт знаменами ЦК РКП(б) и Коминтерна. Началось шествие рабочих колонн. Целых шесть часов длилось прощание с вождем.
В 15 часов 55 минут с гроба были сняты знамена и ближайшие соратники Ленина на руках понесли его к временному мавзолею. В тот момент, когда гроб с телом Ленина вносили в мавзолей, по всей стране остановились люди, станки, транспорт... Гудки заводов и фабрик, паровозов и машин, заглушая плач людей, растекались над страной. Радио и телеграф разносили: «Встаньте, товарищи, Ильича опускают в могилу»... А немного спустя другой, обращенный в будущее и полный оптимизма боевой клич: «Ленин умер — ленинизм живет!».
И хотя Ленин был вождем, и хотя Сталин сказал, что «Владимир Ильич больше принадлежал партии. Ей и решать, как с ним поступить», родственники вождя могли принять решение о его захоронении, но ни Крупская, ни сестры, ни брат Ленина не протестовали против решения о захоронении Ленина в склепе, что и стало исходным пунктом и для проведения бальзамирования тела на длительный срок, и для строительства постоянного мавзолея. И это было, пожалуй, решающим стечением обстоятельств.
Практика его посещения началась с установления Пленумом ЦК РКП(б) 29 января 1924 г. порядка посещения склепа: «До постройки выхода из склепа доступ к гробу ограничить: членами семьи Владимира Ильича по указанию Надежды Константиновны и Марии Ильиничны, членами ЦК и ЦКК, делегациями с мест и лицами с разрешения Секретариата ЦК РКП».
Сторонники сохранения мумии в Мавзолее говорят, что Ленин и так захоронен, ведь гроб с его телом находится ниже уровня земли, а как перекрыта могила и что возведено над ней, не имеет значения.
Возвращаясь к захоронению Ильича рядом с матерью, не следует забывать, что еще лет двадцать тому назад, когда впервые заговорили о захоронении Ленина на Литераторских мостках, против этой акции восстали сотрудники самого некрополя. В первую очередь опасались, что тело Ленина начнут выкапывать, работникам затем придется каждое утро искать, где оно окажется на этот раз.
Ленин считал себя атеистом, и по всей вероятности, меньше всего думал о том, как его похоронят, когда он умрет.
Недалеко от мавзолея, где он покоится, в Успенском соборе Московского Кремля стоят четыре саркофага с телами трех митрополитов и патриарха. Согласно христианским традициям, мощи святых, выставляются для всеобщего поклонения. Ни Сергий Радонежский, ни Серафим Саровский не преданы земле.
Но Ленин не был святым, но ведь и церковь не приписывает святых оставлять для всеобщего обозрения, а не святых – хоронить в земле.
Если все же и предавать тело земле, то единственный и самый безболезненный способ сделать это – захоронить вождя в соответствии с первоначальным планом – рядом со Свердловым, у Кремлевской стены. Там тело хотя бы будут охранять.