Нет в постоянном употреблении термина "Русская философия".
Если произнести эти слова, то на ум приходят то ли Бердяев со своей безумной любовью к России, то ли целая плеяда русских писателей, отвечающие на вопрос "В чем смысл жизни?" вопросом "А она тебе вообще нужна?". На мой взгляд никакой русской философии не существует и вот почему.
Слово философия - это своего рода барьер, который возникает при произнесении этого слова. Вот был человек, который рассуждал о жизни, но только произнесли это волшебное слово - тут же случились метаморфозы и перед взором уже не Василий - токарь третьего разряда, а что-то среднее между Кантом и шизофреником. Разумеется, применим данный тезис сугубо для России. Дело в том, что Русские - одна из тех немногих наций, чья жизнь неразрывно связана с философией.
(Если пытаться найти схожие черты у иных наций, то мы вправе вспомнить Китай, мировоззрение жителей которого также связано с философией. Оставьте Дао, Конфуция и китайский народ на несколько тысяч лет и вы получите одну из самых целесообразных и осознанных наций мира. Их философия значительно отличается от нашей и все же их и наша философия - это, практически, синоним их и нашего мировоззрения.)
Отличный пример подтверждающий мои слова кроется в самих словах. Точнее именно в тех словах, которых нет в иных языках.
Тоска. Русское слово понятное всем русским, однако иностранцам оно не представляется знакомым. Ни в одном языке мира нет перевода этого слова (конечно можно вспомнить английский сплин, но английская чопорность, которая задела даже эмоции, не позволяет провести прямую параллель.) Тоске найдут название, но произойдет это только в 20м веке с появлянием экзистенциализма. Синоним же нашему уникальному слову заключается во фразе "экзистенциальный кризис". Но почему русские придумали это гораздо раньше?
Ответ кроется в судьбе (и очень тяжелой) великого русского народа: жизнь обычного крестьянина - нелегка, тем более на подобной территории, где почти 80% территории - это места с повышенным риском для земледелия. Итальянский крестьянин, к примеру, в силу климата территории, на которой он проживает, занят сельскохозяйственными делами почти весь день и почти круглый год, в то время, как его брат по несчатью профессии занят 5 месяцев и далеко не весь день (если это не лето). Из этого вытекают серьезные последствия: первое - приходится наблюдать происходящее вокруг (а оно зачастую обагряется густой кровью постоянных войн, на которую нет-нет, да и заставят сходить) и рефлексировать над этим, второе - нет средства от грусти и скуки лучше, чем бутылка горькой. Перманентное нахождение смерти рядом, (от неурожая, отсутствия медицины, пьянства или войны - не столь важно) заправленное наличием времени на досуг, но отсутствия оного, и поданное под соусом из "дарящей надежду" русской погоды в итоге превращают потенциально жизнерадостного дурачка в удрученного своим пониманием "философа".
Именно по этой причине нет и не может быть русской философии - она либо безотносительная по этническим параметрам, либо это не философия, а объяснение "русской души". Но, как уже можно было догадаться, это не значит что в России нет философии - она есть. Ее так много и она так хорошо распределена по всему своему населению, что часть мировоззрения, называемая философией, воспринимается, как само собой разумеещееся.
Однако вся русская литература, живопись и даже музыка, вообще вся наша культура - это и есть наша философия, которой мы не гнушаемся закусывать нашу сладкую "горькую".