Розовый снег, верблюды и средневековый хоккей: рассматриваем, как изображали зиму художники разных эпох.
Питер Брейгель Младший, «Поклонение волхвов»
«Поклонение волхвов» Брейгеля Младшего — копия с картины его отца, основателя династии живописцев Питера Брейгеля Старшего. Художник смещает внимание с одной из главных евангельских сцен на повседневную жизнь фламандской деревушки: поклонение волхвов младенцу Христу изображено в левом углу картины и почти не выделяется среди множества других эпизодов картины. Явление волхвов с караваном богато украшенных верблюдов не мешает горожанам спокойно заниматься своими делами: носить воду, собирать хворост и готовить еду.
В отличие от оригинала Брейгеля-отца, на картине сына нет снегопада, но четко прописанные люди все равно согнуты, как будто заслоняются от непогоды. Художник тщательно прорисовывает зимний пейзаж: четко выделяются голые ветви деревьев с сидящими на них птицами, крыши домов и земля покрыты снегом, а по льду канала катается в деревянных санках ребенок.
Иост Корнелис Дрохслот, «Зимний вид Утрехта»
Внимание к повседневному быту обычных людей — отличительная черта живописи голландских художников Золотого века. На творчество Дрохслота оказали влияние работы семейства Брейгелей, в частности, разработка ими многофигурных жанровых сцен.
Художник педантично воссоздает картину зимнего голландского городка: под ясным морозным небом возвышаются мельницы, а на застывшем канале царит оживление. Дети гоняют по льду камушки, горожане катаются на коньках, собаки вертятся вокруг хозяев, а степенные бюргеры беседуют на берегу. На переднем плане пара держится за руки, стыдливо скрывая ладони в муфте. Богатый бюргер с усиками рад встрече с дамой в синем платье и черном чепце и взволнованно придерживает ее руку.
Чепчики, фасоны шляп, банты на чулках и кружево воротников, загнутые носки обуви — любовно выписанные мельчайшие детали картины создают ощущение сопричастности зрителя жизни голландского городка 17 века.
Изак ван Остаде, «Зимний вид»
Излюбленной темой нидерландского художника Изака ван Остаде было изображение замерзшей воды — «катков». Как и его предшественники, Остаде имел склонность к эффектам однотонного сероватого характера, передавая при помощи светотени разные состояние природы.
На картине «Зимний вид» художник изобразил типичный голландский пейзаж на фоне угасающего дня: деревушка на берегу замерзшего озера, харчевня и колокольня, мельница на заднем плане и мачты рыбачьих лодок. По льду катается мальчишка в деревянных санках, пара богатых горожан собираются прокатиться на санях, а крестьянин несет вязанку дров.
Художник мастерски передает состояние угасающей природы: короткий зимний день меркнет на глазах, пробивающийся через пелену облаков свет не в силах разогнать ранние сумерки, а над острым шпилем колокольни кружат черные птицы. Тщательно прорисованные фигуры людей и животных и отражение воздушного неба во льду превращают «каток» в подлинный шедевр мастера.
Юлий Клевер, «Зимний пейзаж»
Пейзажист Юлий Клевер много работал с натурой и любил писать северную природу. Лучше всего ему удавались зимние закаты, часто отличающиеся театрализованными эффектами освещения и драматизацией пространства.
Художник ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта и контура: везущий сани мальчик лишь намечен темными красками, а залитые закатным светом белоснежные стены собора и заснеженные крыши резко контрастируют с темными избами. Но картина не оставляет ощущения мрачности — на холсте много воздуха, словно наполненного теплым закатным светом.
Василий Кандинский, «Зимний пейзаж»
«Зимний пейзаж» Василий Кандинский написал в мюнхенский период творчества. Пейзажи художника в это время отличались цветовым диссонансом — это влияние французских постимпрессионистов, главным образом Поля Сезанна и Ван Гога.
Зимнее настроение Кандинский передает на контрасте насыщенного синего и желтых цветов, а теплая цветовая гамма с яркими оттенками розового подчеркивает камерную атмосферу полотна. Взрыв чистого цвета, ровные линии и простая композиция картины передают ощущение зимней тишины и уюта.
Для справки:
Полюбоваться этими и другими зимними пейзажами прославленных художников вы можете в Государственном Эрмитаже, с которым ВТБ связывают давние дружеские отношения. С 2013 года банк содействует выставочной деятельности Эрмитажа, пополнению его фонда произведениями искусства, реализации самых смелых и новаторских проектов.
БАНК ВТБ (ПАО), Генеральная лицензия Банка России №1000
18+