Найти тему
ВТБ Страна

5 удивительных зимних пейзажей из Эрмитажа

Оглавление

Розовый снег, верблюды и средневековый хоккей: рассматриваем, как изображали зиму художники разных эпох.

Питер Брейгель Младший, «Поклонение волхвов»

Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов», вторая половина 16 века, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов», вторая половина 16 века, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

«Поклонение волхвов» Брейгеля Младшего — копия с картины его отца, основателя династии живописцев Питера Брейгеля Старшего. Художник смещает внимание с одной из главных евангельских сцен на повседневную жизнь фламандской деревушки: поклонение волхвов младенцу Христу изображено в левом углу картины и почти не выделяется среди множества других эпизодов картины. Явление волхвов с караваном богато украшенных верблюдов не мешает горожанам спокойно заниматься своими делами: носить воду, собирать хворост и готовить еду.

В отличие от оригинала Брейгеля-отца, на картине сына нет снегопада, но четко прописанные люди все равно согнуты, как будто заслоняются от непогоды. Художник тщательно прорисовывает зимний пейзаж: четко выделяются голые ветви деревьев с сидящими на них птицами, крыши домов и земля покрыты снегом, а по льду канала катается в деревянных санках ребенок.

Иост Корнелис Дрохслот, «Зимний вид Утрехта»

Иост Корнелис Дрохслот. «Зимний вид Утрехта», 1620-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Иост Корнелис Дрохслот. «Зимний вид Утрехта», 1620-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Внимание к повседневному быту обычных людей — отличительная черта живописи голландских художников Золотого века. На творчество Дрохслота оказали влияние работы семейства Брейгелей, в частности, разработка ими многофигурных жанровых сцен.

Художник педантично воссоздает картину зимнего голландского городка: под ясным морозным небом возвышаются мельницы, а на застывшем канале царит оживление. Дети гоняют по льду камушки, горожане катаются на коньках, собаки вертятся вокруг хозяев, а степенные бюргеры беседуют на берегу. На переднем плане пара держится за руки, стыдливо скрывая ладони в муфте. Богатый бюргер с усиками рад встрече с дамой в синем платье и черном чепце и взволнованно придерживает ее руку.

Чепчики, фасоны шляп, банты на чулках и кружево воротников, загнутые носки обуви — любовно выписанные мельчайшие детали картины создают ощущение сопричастности зрителя жизни голландского городка 17 века.

Изак ван Остаде, «Зимний вид»

Изак ван Остаде. «Зимний вид», около 1648 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Изак ван Остаде. «Зимний вид», около 1648 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Излюбленной темой нидерландского художника Изака ван Остаде было изображение замерзшей воды — «катков». Как и его предшественники, Остаде имел склонность к эффектам однотонного сероватого характера, передавая при помощи светотени разные состояние природы.

На картине «Зимний вид» художник изобразил типичный голландский пейзаж на фоне угасающего дня: деревушка на берегу замерзшего озера, харчевня и колокольня, мельница на заднем плане и мачты рыбачьих лодок. По льду катается мальчишка в деревянных санках, пара богатых горожан собираются прокатиться на санях, а крестьянин несет вязанку дров.

Художник мастерски передает состояние угасающей природы: короткий зимний день меркнет на глазах, пробивающийся через пелену облаков свет не в силах разогнать ранние сумерки, а над острым шпилем колокольни кружат черные птицы. Тщательно прорисованные фигуры людей и животных и отражение воздушного неба во льду превращают «каток» в подлинный шедевр мастера.

Юлий Клевер, «Зимний пейзаж»

Юлий Клевер. «Зимний пейзаж», 1877 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Юлий Клевер. «Зимний пейзаж», 1877 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Пейзажист Юлий Клевер много работал с натурой и любил писать северную природу. Лучше всего ему удавались зимние закаты, часто отличающиеся театрализованными эффектами освещения и драматизацией пространства.

Художник ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта и контура: везущий сани мальчик лишь намечен темными красками, а залитые закатным светом белоснежные стены собора и заснеженные крыши резко контрастируют с темными избами. Но картина не оставляет ощущения мрачности — на холсте много воздуха, словно наполненного теплым закатным светом.

Василий Кандинский, «Зимний пейзаж»

Василий Кандинский. «Зимний пейзаж» («Белый пейзаж»), 1909 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Василий Кандинский. «Зимний пейзаж» («Белый пейзаж»), 1909 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

«Зимний пейзаж» Василий Кандинский написал в мюнхенский период творчества. Пейзажи художника в это время отличались цветовым диссонансом — это влияние французских постимпрессионистов, главным образом Поля Сезанна и Ван Гога.

Зимнее настроение Кандинский передает на контрасте насыщенного синего и желтых цветов, а теплая цветовая гамма с яркими оттенками розового подчеркивает камерную атмосферу полотна. Взрыв чистого цвета, ровные линии и простая композиция картины передают ощущение зимней тишины и уюта.

Для справки:

Полюбоваться этими и другими зимними пейзажами прославленных художников вы можете в Государственном Эрмитаже, с которым ВТБ связывают давние дружеские отношения. С 2013 года банк содействует выставочной деятельности Эрмитажа, пополнению его фонда произведениями искусства, реализации самых смелых и новаторских проектов.

БАНК ВТБ (ПАО), Генеральная лицензия Банка России №1000

18+