Или , а все-таки цыганята читать научились...
В моем детстве детей непослушных пугали «бабайкой», но что это за бабайка такая, до сих пор не знаю. А еще предостерегали, чтобы далеко от дома не уходили, а то цыгане утащат, но и цыган на Северном Урале в ту пору не было, так что не сильно и боялись…
В первый раз я их увидела в 1970 году, когда начала работать в малокомплектной сельской школе. До этого видела только в кино. Помните старый фильм 1967 года "Цыган"?
Вдруг откуда-то в поселке появился целый табор: пестро одетые крикливые женщины, окруженные грязными ребятишками, и мужчины, заросшие волосами и бородами. Ни кибиток, ни гитар было не видно, только огромные узлы с какими-то вещами. Их тащили женщины, а мужчины шли с пустыми руками...
Оказалось, их привезли, чтобы приучить к оседлой жизни, чтобы взрослые работали на шахте, а дети учились в школе. Им выделили несколько казенных домов. Но это совсем не обрадовало местных жителей. В то время в поселке никто не запирал двери, если хозяева были дома, да и калитка всегда была нараспашку...
Новые поселенцы быстро приучили всех запирать и дверь, и калитку. Они ходили по домам и все время что-то просили… Мужчины вроде должны были работать, но что-то не очень стремились в шахту… А у женщин маленькие дети, что с них взять!
Дети тоже были разные: даже белоголовые попадались! И бабушки поселковые шептались, что их цыгане где-то украли… Ни песен. Ни плясок не было… Нам казалось, что живется им голодновато, но почему-то у взрослых мужчин были золотые зубы, а у женщин большие серьги сверкали в ушах. Их сторонились и побаивались.
В сентябре несколько ребятишек пришли в школу, но без всего: ни портфелей, ни тетрадок, ни формы…
У меня такой оказался в классе один. Сидел тихонько, слушал, смотрел по сторонам, а потом встал и ушел… Разговаривать не хотел, но читать потихоньку научился...
В школе была маленькая комнатушка, где можно было переодеться и при случае даже переночевать, ведь я жила в городе, а остальные учителя жили в поселке в своих домах. Комнатушка стала моей! Я знала, что зимой в сильные морозы автобус не будет ездить, так что постепенно туда натаскала много чего: посуду, постельное белье, книжки и тому подобное… Мне даже нравилось думать, что у меня есть своя комната…
Проучились мы примерно недельки две. До морозов еще было далеко, поэтому я каждый день после уроков уезжала домой. Утром в понедельник приехала и пошла переодеваться. Открываю дверь и вижу, что в комнатке, кроме железной кровати, столика и табуретки, ничего нет! Совсем ничего: ни платьев, ни туфель, ни чайника, ни постели…
Глазам своим не поверила! Все в поселке знали, что цыгане не воруют там, где живут! А местные поселковые на такое бы никогда не пошли… Да и что там брать?
Пошла в класс, расстроенная… Неприятно все это, да и жалко мне было свои вещички потерять… Коллеги «приговор» вынесли сразу: «Это они, к бабке не ходи»! А делать-то что? Ведь не пойдешь к ним требовать свое имущество…
Как-то по привычке я побаивалась и этих крикливых женщин, которые на улице хватали за руки, предлагая погадать, и мрачных волосатых мужчин, смотрящих исподлобья… В общем, решила не делать ничего… Как-нибудь переживу потерю…
В поселке новости распространились моментально: дети пришли из школы и рассказали, что новенькую учительницу, которая ездит из города, обокрали…
На следующий день я подходила к школе с опаской: у крыльца стояли три цыгана, один старый и без шапки… На крыльце лежала какая-то куча, прикрытая яркой цветастой шалью. Такие шали носили цыганки, обвязывая себя самыми разными способами, но только не на голове, которую повязывали тонкой косынкой.
Когда я подошла, старик сказал, что это мои вещи… Я подняла шаль: и правда – мои! Тут я заметила, что шаль новая: на ней была пришита фабричная этикетка и булавкой приколот магазинный чек. «Шаль не моя!»- говорю я. И тут старик сказал такие слова, которых я никак не ожидала… «Возьми. Это тебе. Прости, зла не держи. Недоглядел я.»
Что тут скажешь? Вчера еще простила…
Потом эта шаль во всех моих школьных спектаклях на сцене появлялась… И каждый раз я вспоминала и рассказывала ученикам эту историю…
А цыгане на Севере не прижились… Зиму как-то пережили, а весной в один день куда-то исчезли… Потом в южных приморских городах, в пригородных электричках, на рынках и возле вокзалов я встречала таких же пестро одетых крикливых женщин, окруженных толпой худых, маленьких и не по погоде одетых ребятишек…
Сейчас их почти не встретишь у Московских вокзалов… Удивительный народ… Учатся ли их дети в школе, есть ли у них будущее…
Когда-то давно шел художественный фильм «Цыган» - все его помнят… Трагическая и прекрасная история о любви, смерти, материнской и отцовской любви, о благородном старом Будулае…
Много лет прошло! А эта история не забылась… Почему-то теперь к воспоминаниям примешивается чувство вины: ведь не смогли мы помочь этим семьям и научить жить на одном месте! Правда читать худо-бедно ребятишки научились…
Говорят, что где-то есть целые поселки, в которых цыгане живут счастливо и богато… И дети ходят в школу…
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ И ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ - БУДЕТ БОЛЬШЕ ПУБЛИКАЦИЙ!