Стимулирующая среда – это не комната, заваленная развивающими игрушками, в которые никто не играет. И это не развивашки, на которые вы таскаете ребенка, желающего посидеть дома.
Стимулирующая среда – это такое окружение, в котором у ребенка появится шанс научиться чему-то новому самостоятельно, через наблюдение, действия, ошибки, опыт.
- Хотите, чтобы ребенок ползал или ходил?
Положите на расстояние от него интересные предметы. Не обязательно игрушки. Моя дочь любит ползти к раскраскам и учебникам старших детей, когда они играют на полу.
- Хотите, чтобы ребенок заговорил?
Многократно создавайте такую ситуацию, в которой он не сможет обойтись без слов. Приглашайте в гости людей, не понимающих его мимику и лепет. Говорите, что не поняли его. Поиграйте с папой в крокодила, чтобы ребенок увидел, как сложно понимать без слов.
- Хотите, чтобы ребенок начал читать?
Читайте сами. Не на экране телефона, а книгу. Читайте ребенку. Загляните в эссе «Как роман» Даниэля Пеннака и прочитайте его советы.
Читайте вывески. Читайте имена при входящем звонке. Просите ребенка принести нужную книгу с полки. Не вон ту, желтенькую, а «Сказки о животных».
Хотите, чтобы ребенок освоил нужный навык – сделайте так, чтоб этот навык стал жизненно необходим.
Вспомните детей-билингвов. Зачем они учат языки? Чтобы с мамой в языковую школу ходить? Нет. Чтобы общаться. Чтобы уметь попросить, а не отобрать, рассказать, а не изъясняться жестами. Чтобы проводить время с бабушкой, дедушкой, няней или другом, иметь секреты с этими людьми, быть взрослым и независимым от родителя. Заказать в самолете «apple juice» без маминой помощи.
Когда вы создаете для своего ребенка стимулирующую среду, вы убиваете двух зайцев сразу:
- ребенок формирует новый важный навык, что приводит к большей самостоятельности
- вы высвобождаете часть своего времени, при этом не огрызаясь на ребенка и не давая ему повода усомниться в вашей любви
Какие стимулирующие ситуации создаете вы для своих детей? Делитесь опытом!