Найти в Дзене
Александр Шарков

Не выдуманные рассказы часть вторая

Оглядываясь в прошлое, описываемые события мне кажутся забавными и поучительными.

Все интересное и необыкновенное происходит неожиданно. Второй год шел моей срочной службы в одной из воинских частей Солнечногорского гарнизона Московской области в должности военного водителя. Восемь месяцев я колесил на транспортной машине УАЗ-452Д (машина с двумя ведущими мостами, оборудованная грузо-пассажирской будкой) по дорогам Москвы и Московской области. Считался опытным водителем. В конце декабря 1979 года как обычно во всей стране стояла предпраздничная суета, советский народ готовился к встрече Нового года. Этот праздник вселял в людей надежду в будущее, в предвкушение новых радостных изменений в их жизни и судьбе. Для всего мира этот праздник считается одним из главных праздников, отсчитывая время зарождения жизни на земле.

Главными атрибутами праздника для советских людей были елка, мандарины и шампанское, с Дедом Морозом и Снегурочкой. И когда уже были закуплены подарки, забиты холодильники и балконы продуктами, дело доходило до приобретения главного украшения праздника Новогодней елки. На всех этого символа Нового года не хватало, и каждый добывал кто как смог. И так как я был водителем транспортной машины, а по сути, водителем такси с открытой круглосуточной путёвкой, строгий воинский распорядок воинской части меня не касался. Приказ на выезд застал меня в солдатской столовой при приёме пищи в виде входящего запыхавшегося, раскрасневшегося начальника столовой прапорщика Шух, негласного адъютанта по особым поручениям командира части. Белорус по национальности, сухой и жилистый, наделенный народным юмором и смекалкой, он был незаменим для командования для решения деликатных вопросов. Еще с порога от раскрытой двери в столовой раздался его зычный голос: «Вот ты где! А я всю часть обегал в поисках тебя! Страна ждёт от тебя героя, а ты здесь ряху наедаешь!» И уже подсаживаясь ко мне за стол на лавку, снизив голос сказал: « «Батя» поставил срочную задачу! Давай по-быстрому заканчивай и погнали. Нас ждут великие дела!» Быстро закончив с обедом, запрыгнув в кабину машины, где уже сидел и ждал меня мой новый начальник, спросил его: «Куда едем, товарищ прапорщик?»

- Двигай вперед, потом расскажу!

Уже выехав на Ленинградское шоссе в сторону г. Клина, он поведал мне, что едим за елками в лесное хозяйство для московского начальства.

Через полчаса мы были на месте и приступили к работе по пояс, утопая в снегу. Картина – два воина с веревкой и топором в заснеженном лесу… Он выбирал елки и рубил, а я вязал и складировал в кузов машины.

Уже оставалось по плану срубить три ёлки, как я заметил со стороны противоположной клетки насаждений въехал милицейский УАЗик. Я тут же доложил об этом своему начальнику. Он выругался: «…это по нашу душу мать её ети! Облаву делают!» И с необычайной ловкостью и силой, словно метатель молота, зашвырнул топор куда-то в заснеженную даль! Я даже не успел заметить, где он упал!

Из подъехавшей к нам машины вышли два милиционера. Мой командир перевел дух «Слава богу, без лесника!», приободрился и тут же пошел в наступление.

Диалог сводился к тому, «…Что если вы приехали за ёлками, то мы вам не помощники. Инструмента нет. Сами приехали присмотреть красавицу-ёлочку для части».

Не успел еще отъехать милицейский УАЗик, мой начальник пришел в паническое состояние. «Где топор?! Нам надо еще четыре ёлки! Надо успеть, пока они не привезли лесничего!». Около получаса мы искали с ним топор, утопая в глубоком снегу. Найдя его, ещё минут пятнадцать потратили на работу. Выехав из лесного массива, переведя дух и успокоившись, мы двинулись в направлении столицы! Уже смеркалось, а ехать до Москвы при хорошем раскладе полтора часа. Причиной паники как он потом рассказал было разрешение на вырубку трех ёлок, а у нас в машине было тридцать три!

Дальнейшие события сродни приключенческому сюжету с погонями и объездов проверочных постов, где их было немало в предновогодней Москве.

Вначале все шло хорошо. На въезде в г.Химки мы избежали проверки со стороны военной автоинспекции, которая пыталась нас остановить. Попетляв по дворам города и переждав погоню, мы продолжили своё движение по имеющимся у нас адресам. Благополучно (Побывав во многих районах столицы и) доставив елки до адресатов, нам предстояло заехать еще по одному адресу на выезде из города в микрорайоне Тушино. Сейчас трудно восстановить хронологию и маршруты нашего движения, да и ненужно. Но каким-то образом возвращаясь обратно, мы заплутались, пересекли Садовое кольцо и оказались рядом с Красной Площадью. Дорожная обстановка и знаки, не влево не вправо, не позволяли нам ехать в нужном направлении и нас несло словно потоком горной реки к центру столицы, к которому был разрешен въезд только по спецпропускам! Мой командир крутил головой на 180 градусов, выискивая хоть какую-нибудь лазейку, то матерился, то театрально стонал от безвыходной ситуации, в которую мы попали.

- «Марков! Сворачивай хоть куда-нибудь, нас сейчас арестуют, и никто не будет знать нашего адреса!» Ты куда меня привёз?!»

А мы уже въезжали на Лубянскую площадь, площадь Дзержинского!

- «Сейчас нас здесь точно повяжут, прижмут пальчики дверями, и мы расскажем даже то, чего не знали!» Сделав круг «почета» около памятника Ф.Э. Дзержинского мы уже ехали в направлении Тверской улицы (Горького). Но попасть туда была не простая задача! Мы оказались в районе каких-то посольств, слева от Тверской, где на каждом шагу охрана! Свернули на право, под арку дома и оказались на пересечении центральной улицы, где сплошным потокам в несколько рядов неслись машины и регулировал движение на данном участке, на наше счастье, сотрудник ГАИ. Выезжая на дорогу, мой командир, открыв окно машины, стал голосом подражать звуковому специальному сигналу. Постовой в суматохе перекрыл движение, выезжающей машине, то есть нам, отдал честь, и мы с большим облегчением покинули опасный для нас район! Далее было проще: через площадь Маяковского, по Садовому кольцу в направлении микрорайона Тушино, бульвар Яна Райниса.

Последняя остановка, последняя доставка перед возвращением в часть. В машине оставалась одна запасная ёлка!

- «Товарищ прапорщик! Давайте подарим её кому-нибудь!»

- «Делай что хочешь, она мне не нужна.»- сказал он устало, затягиваясь сигаретой.

Достав из машины ёлку, я стоял с ней как часовой, выжидая достойного кандидата для подарка. На встречу мне двигалась красивая девушка и я без всяких колебаний решил сделать этот подарок ей, почувствовав исходящий от неё сигнал: улыбку и искорки в её глазах. Она с какой- то уверенностью и простотой взяла меня под руку и подталкивая к подъезду сказала: «Ну, пошли домой, мой дорогой!» Поднимаясь на лифте, мы познакомились. Её звали Ирина. Позвонив в квартиру, нам открыл высокий статный мужчина с короткой стрижкой и легкой сединой на висках и цепким взглядом. Он меня просканировал насквозь как рентгеном. «Привет, папа!»- чмокнув его в подставленную щеку! – «Это мой жених и новогодний подарок! Заходи, чего встал как не родной», - сказала она беззаботно, будто мы были давно знакомы! Увидеть такого «жениха», конечно, было удивительно, но виду не подал! «Мать, встречай гостей!» Из комнаты вышла молодая женщина, копия дочери и похожая на известную актрису! Мне стало неудобно. Я извинился, объяснив ситуацию и свой поступок собираясь уйти, но мужчина остановил меня: «Мать, собери там нашим защитникам что положено!»

Возвращался я к машине уже с полными карманами и охапкой пакетов различных продуктов: новогодних подарков! Для командира был отдельный подарок в виде пол литровой бутылки «Посольской» водки, которой он очень обрадовался после всего пережитого: « Ну, ты и пройдоха, Марков! Быть тебе генералом!»

Но предсказание не сбылось, так случается!

В часть я приехал далеко за полночь уставший и довольный собой, распиравшего меня от положительных эмоций!

Так моё случайное предновогоднее знакомство определило мою дальнейшую судьбу. По рекомендации летом я поступил в военное училище. Окончив его, попал служить в ЗабВО на границе с Китаем. Девушка вышла замуж за достойного парня. У них двое детей и крепкая семья!

Незаметно для меня наступило 31 декабря 1979 года. (В ВС накануне издается приказ на праздничные дни с перечнем лиц, заступающих на боевое дежурство.) Приказом по части меня назначали водителем дежурной машины. Это означало, что я имел право и обязанность на эти сутки выезжать в любое время в случае служебной необходимости.

Командир воинской части полковник Здоров А. П.(Ударение на первую гласную). Последний ветеран Великой Отечественной войны и участник битвы за Москву, находящийся на действительной военной службе. По какой-то исторической связи, в воинской части, его называли «Сталинский сокол». Эти две зимы были очень холодными, особенно моя первая солдатская зима 1978-1979 года. В подмосковье, как по всей стране, стояли лютые морозы. Температура воздуха опускалась до -42 градусов. Машинное масло в двигателях и мостах автомобиля застывало, превращаясь в кашу, и приходилось по 4 часа их отогревать. Техника, которая работала на дизельном топливе, не выключалась. Иначе было бы её не завести до весны!

Этот день для меня почти ничем не отличался от обычного. Мне приходилось много ездить: кого то отвезти или привезти из города в часть, съездить на Солнечногорский комбинат хлебобулочных изделий за свежим хлебом для личного состава части. В общем, всё как всегда. Всё отличие было в этот день на обед личному составу срочной службы дали по две конфеты и по яблоку, после чего один час сна – мечта каждого солдата! Поспать мне конечно в этот день не удалось!

Но этот день для меня отметился праздником, просмотр по телевизору концерта группы «Бони М» в Москве! Всё многонациональное подразделение сгрудилось вокруг черно-белого телевизора и с замиранием сердца слушали и смотрели их выступление! Никто никуда не ходил, не переговаривался, все сидели, словно завороженные! В 23.00 вечерняя проверка и это сладкая команда: «ОТБОЙ!», но не для меня. Дежурный по части предупредил быть готовым, что после 24 часов ожидается выезд с командиром части. Машина находилась в теплом боксе, готовая к выезду. А я не раздеваясь, сняв только сапоги и портянки, укрывшись шинелью, дремал на своей кровати в ожидании команды. Короткий и глубокий сон прервался с тем, что кто-то меня тряс за плечо. Надо мной склонился дежурный по роте: «Дежурный по части звонил! Тебе срочно надо подъехать к штабу!» Быстро придя в себя, я уже через десять минут был у штаба, доложив о прибытии и ожидая дальнейших указаний.

Через какое-то время из своего кабинета вышел командир части.

За всю службу я видел его всего три раза! Командир оправдывал свою фамилию. Он был сед, могуч, огромного роста, широкоплеч как шкаф с большой головой и кистями рук как сковорода. Я со своими 168 см с каблуками едва доставал ему до плеча. Богатырь из русской сказки! Я бы не удивился, если бы он на моих глазах сломал подкову или сделал что-нибудь подобное! Садясь в маленькую кабину УАЗика, он заполнял почти всё пространство, головой упираясь в потолок! «Да, маловата для меня машинка!»- кряхтя и усаживаясь, проворчал он. - «Трогай! Едим ко мне домой!»

Дорога заняла минут 25. Мы остановились у пятиэтажки напротив его подъезда. За всё время в пути он не проронил ни слова! «Жди!»- и ушел, ничего больше не сказав. Ждать пришлось достаточно долго! За это время я окончательно промерз в маленькой раскаленной от мороза железной кабине машины. Автомобильная печка работала плохо, гоняя еле тёплый воздух при наружной температуре -25 градусов. Я пытался согреться всеми возможными для меня способами: бегал вокруг машины, забегал в подъезд погреться, но ничего не помогало. Шинель и кирзовые сапоги не могли спасти меня от низкой температуры! Холод заполнил весь мой организм! Сколько прошло времени трудно сказать. Сидя в кабине машины, я услышал командирский голос: «Марков! Поднимайся сюда!» Я успел заметить, из какой квартиры поступила команда, и бегом побежал выполнять приказание. Не успев подняться на этаж, дверь квартиры распахнулась, и командир буквально втянул меня в помещение. Слегка подталкивая меня и направляя куда идти, я оказался на кухне. Несмотря на то, что всё происходило очень быстро, для себя я отметил успокаивающих и рыдающих женщин в другой комнате, что был какой то скандал.

На кухне, на небольшом столике стояли две бутылки водки «Столичной» и какая то закуска. «Налей ему!», - сказал он находившемуся здесь мужчине, взглядом указывая на бутылку и граненный стакан.

- «Полный!», - вновь он отдал команду, в ответ на удивленный взгляд мужчины.

- «Пей!»,- обращаясь ко мне. Не понимая, что происходит, но подчиняясь старшему по должности и жизненному опыту, я выпил в три глотка налитую жидкость из бутылки «Столичной». Хорошо, что я это выпил на выдохе, иначе задохнулся бы! Спирт, чистый!

- «Солдат не запивает!», - отодвинул он руку мужчины с поднесенным, мне бокалом!

- «Жди меня в машине!- так же коротко и сухо он отдал мне команду!

Я пулей вылетел из квартиры! Слёзы градом текли из глаз! Тут же у подъезда дома я упал в сугроб и стал жадно глотать снег! Такого насилия над собой мой организм ещё не испытывал ни разу! Достав заначку из московских подарков и закусывая ими, я почувствовал, как тепло растекается по всему телу, выдавливая холод из организма. Я задремал. Услышав скрип шагов и открывающейся двери машины, моё сознание моментально пришло в рабочее состояние!

- Как чувствуешь себя?

- Нормально.

- Вести машину можешь?

- Да.

- Тогда поехали в часть!

На моё удивление, я нисколько не захмелел. Всю дорогу ехали молча. Въехав в часть и остановившись у штаба, выходя из машины, он четко и коротко отдал указание: «Ставь машину, иди, отдыхай!»

Придя в подразделение, раздевшись, лёг в пастель, моментально провалился в сон. Тепло помещения и алкоголь взяли верх над моим сознанием! Очнувшись от сна, я некоторое время находился в прострации, не понимая где я, и, что со мной. Хотелось пить! На моей тумбочке, рядом с кроватью стояли две кружки с чаем и тарелка с какой-то едой. Есть не хотелось. Я выпил кружку холодного чая и снова отключился. Как потом мне рассказали сослуживцы, я проспал более12 часов. «Всем запретили тебя беспокоить!»

Так я встретил Новый год, 1980-й ! А впереди у меня было ещё 27 лет службы, из которых я только пять раз встречал в семье!