Найти в Дзене
Музыка слов

Рассказ "Подружка". ч. 2

Двадцать лет пролетели, как один день. Особого счастья Людмила со своим Борисом не видела, одна отрада – три дочки. Всю свою любовь, ласку, заботу Люда отдавала им. Потому что Борису это оказалось не нужно. Порой ей казалось, что для Бори было делом принципа завоевать ее, а сразу же после свадьбы он и позабыл, что обещал ценить и уважать супругу.

Продолжение. Начало здесь.

Иногда Люда вспоминала Анатолия, его немногословность, его глаза, которые говорили о любви сильнее, чем любые слова Бориса. Она корила себя за то, что была такой глупой и наивной, что слишком доверяла подруге, что по молодости лет не смогла разглядеть, понять, где бриллиант, а где просто блестящая стекляшка.

С годами Борис не смог достичь каких-то высот ни в профессии, ни в жизни. Поскольку он был горазд только языком молоть, а не трудиться на совесть – с любой работы рано или поздно его гнали. Семью в основном обеспечивала Люда, освоив такую нужную во времена дефицита профессию швеи. Она обшивала половину их городка, к ней стояли в очередь.

Дочки выросли, одна за другой они поступили в столичные институты и улетели из родного дома.

Теперь, без своих девочек, без единственной отрады в жизни, Людмиле пришлось совсем тяжко. С мужем к этому времени они стали почти чужими людьми, им не о чем было поговорить. Борис приходил домой с работы – и уходил в спальню, где весь вечер смотрел футбол под пиво с рыбой. А утром поднимался и шел на работу.

Бывало, что супруги не разговаривали по нескольку дней, и не потому, что в ссоре, просто им нечего было сказать друг другу. Дочери разъехались – и тем для разговоров совсем не стало.

В один из вечеров Борис не пришел домой. Людмила не забеспокоилась – он частенько сидел в пивной до полуночи, хотя, ей не раз говорили, что у него кто-то есть, так что, возможно, он был у своей зазнобы.

В два часа ночи Людмилу разбудил телефонный звонок. Звонили из больницы. Борис, будучи в сильном подпитии, шел домой и попал под машину. Врачи сделали все, что могли, но травмы оказались несовместимыми с жизнью.

Спустя несколько дней после похорон Людмила приняла решение уехать из города. Вернуться в столицу, город своей юности. Здесь ее ничего не держало, этот городок так и не стал ей родным.

Людмила посоветовалась с дочками, которые по случаю похорон были дома. Они одобрили решение матери, так как сами не планировали сюда возвращаться. И были рады, что мама будет теперь жить там же, где они учатся.

Вскоре Людмила переехала и начала понемногу обживаться на новом месте. Пришлось заново искать клиенток, но трудно было лишь в начале, а дальше ее работа стала сама себя рекламировать. Ее одежда сидела отлично на любой фигуре и при этом выглядела не хуже заграничной. Заказчики потянулись к Людмиле рекой.

Одно ее волновало – оказавшись в том же городе, где жили Анатолий и Галина, она переживала, что рано или поздно может столкнуться с ними. Она не желала этого. С другой стороны – ей безумно хотелось посмотреть в глаза Галине. Ну и еще, увидеть Анатолия. Просто чтобы убедиться, что годы его не пощадили, увидеть его пивной живот, лысину, ставший с годами сварливым характер, разочароваться в нем и перестать хранить в своем сердце чувства к нему и свои самые светлые воспоминания юности.

Эти размышления натолкнули Людмилу на простую в своей очевидности мысль. «А сама-то ты, Людмила, разве по-прежнему все та же красивая рыжеволосая хохотушка?». Зеркало категорически отвечало – «нет».

Что ж, времени теперь у Людмилы было предостаточно – мужа не было и некому было ее пилить за лишние купленные себе туфли, за слишком яркую помаду, за дорогие духи. «Мне всего лишь сорок пять, а я выгляжу как старуха».

Людмила занялась собой. Первым делом она посетила салон красоты и привела в порядок волосы. Распрощалась с унылым пучком на затылке и сделала стильную стрижку, к тому же, волосы после салона снова приобрели свой прежний цвет.

Окинув себя взглядом в зеркале, Люда осталась почти довольна собой. Следующий шаг – смена гардероба. Людмила с удивлением подумала, что всю жизнь делала красивыми других женщин, а на себя времени не было. Или желания. А может, просто не для кого было стараться выглядеть красивой. Ну что ж, теперь она будет красивой для себя.

Разобравшись с гардеробом, Людмила по совету одной из дочек записалась на танцы. В молодости она так любила танцевать, у нее это неплохо получается. Людмила вспомнила, сколько радости ей доставляло изящно скользить под музыку в сильных руках партнера. Решено – она просто обязана начать получать от жизни удовольствие.

Вскоре Людмила уже посещала школу бальных танцев для взрослых. Там, среди атмосферы праздника и радости, она ощущала себя так легко и свободно. Словно и не было двадцати лет. Танцуя, Людмила превращалась в ту самую юную веселую девчонку. К тому же, она перезнакомилась и подружилась со всеми, кто посещал ее группу. И у нее даже появились поклонники, что повышало самооценку.

Наконец-то после стольких лет несчастливого брака Людмила жила полной, счастливой жизнью. Дочери были рядом, любимая работа приносила хорошие деньги, новая привычка – следить за своей внешностью – тоже радовала Людмилу. Ну а поклонники – что ж, ей было приятно их внимание, и только. Связывать свою жизнь с тем, кого она никогда не сможет полюбить, Людмила больше не планировала.

Обычно Людмила принимала клиентов на дому. Но иногда, если очень просили, могла выехать и непосредственно к заказчику. Вот и в этот раз так получилось. Ее очень попросили саму подъехать, так как заказчица была больна, и дали адрес.

Людмила позвонила в дверь. Открыл высокий, подтянутый мужчина. Еще не успев войти в квартиру, Люда поняла – это он. Анатолий.

Она столько раз представляла себе эту встречу. И все равно оказалась не готова.

Анатолий вежливо поздоровался и сказал:

- Проходите вот в эту комнату, моя жена там. – С этими словами он провел ее по длинному коридору. «Не узнал! Он меня просто не узнал. А я-то переживала, что ему сказать, как себя вести»

Зато Галина ее узнала сразу. Она открыла рот, чтобы что-то сказать, потом закрыла. Потом попросила мужа принести ткань из шкафа.

Когда Анатолий ушел, Галина сказала:

- А ты хорошо выглядишь, Люда. Садись сюда, рядом, пожалуйста. – Галина показала на кресло рядом со своим. – Я немного приболела, мне тяжело вставать, ты уж извини, что не встретила тебя сама.

Людмила про себя отметила, что выглядит Галя действительно болезненно. Слишком худая, бледная, под глазами круги.

Галина еще говорила минуты три в том же духе – сыпала дежурными фразами, призванными показать, что она весьма воспитанная особа. Люда молчала. Теперь они словно поменялись местами.

Вскоре пришел Анатолий, принес ткань и снова ушел.

Молчание затягивалось. И тогда Галина сказала:

- Я знала, что когда-нибудь придется с тобой встретиться. Но не думала, что будет так тяжело все рассказать.

- Ничего, я переживу, - ответила Люда. И правда, она ощущала себя такой уверенной. Лишь бы Анатолий больше не заходил, ей было тяжело смотреть ему в глаза.

А Галина продолжала:

- Когда ты выбрала Бориса и дала Анатолию от ворот поворот, он очень страдал. Ты не представляешь, сколько вечеров мы провели вместе – нет, не как влюбленные, как друзья. Он изливал мне душу, а я его просто слушала. Казалось, ты разбила ему сердце. Мне пришлось приложить столько усилий, чтобы он постепенно вернулся к жизни. Поверил, что не все вокруг предатели, что есть и другие девушки, которые всегда будут рядом, верные и любящие по-настоящему.

- Галя, как ты можешь! Слушаю тебя – и ушам не верю. Мы же с тобой обе знаем, как все было на самом деле. Разве ты не помнишь, как ловко ты уговорила меня поверить, что с Анатолием я не буду счастлива, и нужно выбрать Бориса.

- Жизнь-то твоя, так зачем ты слушала всех подряд? - пожала плечами Галя. – Я так любила Толю, что была готова на все ради него. Вот это я и называю настоящими чувствами. А не то, что было у тебя. Надеюсь, не надо напоминать, как быстро ты променяла Анатолия на Бориса?

Людмиле было нечего на это ответить. Хотя Галина и поступила когда-то скверно, тем не менее, не она тащила ее под венец с Борисом. В какой-то степени Людмила даже понимала свою бывшую подругу – та просто боролась за свою любовь. Теми средствами, которыми могла. А она, Люда, оказалась настолько наивна и глупа, что не поняла этого и сама своими руками оттолкнула собственное счастье. Хотя нужно было крепко держать его в руках и не отпускать.

- А теперь тебе пора. Как ты понимаешь, я не буду ничего заказывать у тебя, мне не нужно, чтобы ты сюда приходила и приносила нам тяжелые воспоминания из прошлого. У нас с Толей счастливый брак, и тебе не удастся его разрушить. Кстати – если тебе интересно – он оказался самым верным и преданным мужем, какого я только могла бы себе представить.

Людмила попрощалась и вышла из квартиры, а Галина так и осталась сидеть в кресле.

На лестничной площадке Люду догнал Анатолий.

- Подожди. Нам нужно поговорить.

- А мне показалось, ты не узнал меня.

- Ты ни капли не изменилась, я не мог тебя не узнать, Люда. Пожалуйста, подожди меня внизу, там есть кафе. Я скоро подойду.

Продолжение