В Красной Армии, как известно, погоны «не водились» до 1943 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 06.01.1943). Более того, они были атрибутом «царско-белогвардейского офицерства», врагов большевиков.
Было даже не очень ласковое обиходное понятие «золотопогонник»:
«Золотопогонник (неологизм, презрительное) — офицер эпохи царизма в России, белогвардеец...» (с) Толковый словарь Ушакова 1935 — 1940.
Действительно, на долгие годы погоны стали символом «контрреволюции», реабилитировала их лишь Великая Отечественная война.
Парадоксально в этой ситуации то, что многие белогвардейцы... погоны какое-то время не использовали, особенно это касается антибольшевистских армий на востоке России.
Если в белой Добровольческой армии порядки с самого начала были практически дореволюционными (хотя погоны там иногда рисовали химическим карандашом), то в армиях «третьей силы» (или «демократической контрреволюции») положение было иным. Эсеры, меньшевики и сибирские областники выступали с февральских позиций умеренного социализма, считали погоны признаком «самодержавия».
Так, например, в Народной армии Комуча погон не было до «самого Колчака» (конец 1918 — начало 1919 года), порядки напоминали современникам «демократические времена Керенского». В армии Комуча к солдатам обращались «гражданин», а знаки различия включали в себя белые повязки, георгиевские ленточки (вместо кокарды), различные нарукавные знаки.
«В Бузулуке я увидел первый полк Народной армии. Без погон, со щитком наподобие чешского на правом рукаве, почему-то с георгиевской ленточкой вместо кокарды на фуражке. Вид полутоварищеский...» (с) К. В. Сахаров. Белая Сибирь.
Надо сказать, что бывшим офицера старой армии такая ситуация не нравилась, в «эсеровских порядках» они видели причину поражения сил Комуча в 1918 году. Отчасти именно консервативно настроенные офицеры стали «ударной силой» колчаковского прихода к власти.
Похожая ситуация была и в Сибирской армии (вооруженные силы Временного Сибирского правительства). Только сибиряки использовали «свои цвета» — бело-зеленые:
«...впредь до установления формы одежды сибирских войск единственным отличием состоящих на службе в Сибирской армии должны служить: бело-зеленая повязка, носимая на левом рукаве на два вершка выше локтя, и вместо кокарды бело-зеленая лента...» (с) ГАРФ. Ф. 170. Оп 1. Д 16. Л. 12. / Н. С. Ларьков. Сибирский белый генерал.
Официально погоны у сибиряков все-таки появились, осенью 1918 года. Но на фотографиях даже начала 1919 года мы часто видим военных, уже официально «колчаковцев», но без погон (что намекает на довольно заметное число белых солдат и унтеров, которым были ближе демократические лозунги, а не «возвращение к истокам»).
Тем не менее, Сибирская армия считалась более консервативной, чем Народная армия Комуча. Сохранились веселые истории о том, как офицеры-сибиряки или казаки приезжали на территорию Комуча. И видели там не только «отсутствие погон», но и... красные флаги, которые официально использовались эсерами. Тут же возникали скандалы и попытки «сорвать красную тряпку»...
Но и это еще не все. Знаменитые «ижевцы-воткинцы», восставшие против большевиков рабочие, тоже погоны поначалу не жаловали. Там сначала носили белые, а потом и красные повязки. Причем на этих повязках были нарисованы винтовки и револьверы. Георгиевские ленточки тоже использовались.
«Погон и царских наград не признавали. Ходили в рабочих куртках, штатских пальто...» (с) И. Кобзев. От Ижевска до Харбина.
В общем-то, до конца 1918 года погоны на востоке России массово носили только казаки и некоторые офицеры. Потом начались попытки как-то унифицировать символику этих антибольшевистских армий. Однако, Уфимская Директория, появившаяся в сентябре 1918 года, продержалась до ноября 1918 года. В октябре 1918 года они вернули погоны и кокарды, но реализацией этих идей занимались уже при А. В. Колчаке.
Фактически погоны появились, но какого-то единообразия все равно не было. Более того, тогда уже сформировались особые части («каппелевцы», «пепеляевцы» и т.п.). Они стремились максимально себя выделить, «изобретая» собственные погоны (самых разных цветов, черные, зеленые, малиновые, желтые, синие).
Особенно это было характерно для конвоев командующих. Тогда как простые рядовые или даже офицеры белых армий востока и в 1919 году могли ходить «по моде 1918 года», без погон, часто — просто из-за плохого снабжения. Ну а кто-то до самого конца стремился выделиться:
«...камцы имели малиновые погоны, выпушки и петлицы. Под адмиральским орлом камцы носили «АК» - «Адмирал Колчак»...» (с) Б. Б. Филимонов. Белоповстанцы. Хабаровский поход. Зима 1921-1922 гг.
С другой стороны, не все радостно встретили «возвращение погон». Согласно воспоминаниям, этому не был рад даже знаменитый генерал Владимир Оскарович Каппель. Он считал, что введение погон и прочих разнообразных знаков различия внесет раскол между «верхами» и «низами» антибольшевистских сил (Источник: С. Н. Николаев. Политика «Комуча»). Напомнит белым солдатам о «классовых различиях» и так далее.
А потому некоторые офицеры, пытаясь быть «ближе к солдатам» (или из-за соображений собственной безопасности, вспоминая 1917 год), предпочитали погоны не носить и при Колчаке...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.