Найти тему
Мир Фэнтези

Маглор - второй сын Феанора с загадочной судьбой. Часть третья. Участь эльфа.

В первой и второй частях своей статьи я говорил о биографии Маглора, его детстве, юности и участии в войнах Белерианда. Здесь же мне бы хотелось рассказать вам о самой загадочной части в его истории - судьбе второго сына Феанора, поскольку на этот счёт, как вы позже поймёте, существует более десяти версий, иногда противоречащих друг другу.

Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".

Судьба Маглора.

Я решил проанализировать судьбу Маглора в разных легендах: оригинальный "Сильмариллион", "Науглафринг" во второй части "Утраченных Сказаний", варианты "Самого раннего "Сильмариллиона", три версии "Квенты", "Самые ранние "Анналы Белерианда", "Квента Сильмариллион" конца 1930-х гг. и "Лэ о Лейтиан". После своего исследования я попытаюсь прийти к общему выводу и дополнять информацию об участи второго сына Феанора из каждого источника, чтобы получился единый и связный абзац.

Оригинальная версия "Сильмариллиона" гласит, что Маглор, который не мог вытерпеть ужасной боли от прикосновения к камню, наконец бросил его в море, после чего долго скитался вдоль берегов и слагал песни у кромки берега. Терзаемый раскаянием и мукой, он так и не решился вернуться к эльфийскому народу [ "Сильмариллион", "Глава 24: О плавании Эарендиля и Войне Гнева"].

Вместе с тем, в "Сильмариллионе" существует и сообщение несколько иного характера. Согласно ему, Маглор, прежде чем сгинуть навек, сложил песнь "Нолдолантэ"; то есть второй сын Феанора просто-напросто исчез ["Сильмариллион", "Глава 9: О бегстве нолдор"].

Рассказ о Науглафринге во второй части "Книги Утраченных Сказаний" говорит, будто Маглор, придя вместе с Маэдросом, Келегормом, Куруфином, Амродом и Амрасом в Дориат и убив там Диора, вскоре пал в битве с его войском, которое явилось позже ["Книга Утраченных Сказаний: Часть 2", "Науглафринг"]; таким образом, здесь о судьбе после кражи камней из лагеря Эонвэ (Фионвэ) не может быть и речи.

"Самый ранний "Сильмариллион" в этом плане гораздо подробнее, но, вместе с тем, и сложнее. Насчёт судьбы Маглора есть целых три версии (первая, однако, вскоре изменена): сначала братья, забрав Науглафринг у погибшего Диора после разорения Дориата, перессорились между собой, что привело к столкновениям между ними, и в живых остался только второй сын Феанора ["История Средиземья, том IV", "Самый ранний "Сильмариллион": Глава 14"].

Другой же вариант гласит, будто Маглора, который похитил один из Сильмарилей, мучила невыносимая боль, из-за чего он, понимая, что более не имеет на него права, после своих скитаний по свету, бросается в бездну ["История Средиземья, том IV", "Самый ранний "Сильмариллион": Глава 18"].

Позже и эта версия была исправлена, так что теперь пропасть принимает только камень ["История Средиземья, том IV", "Самый ранний "Сильмариллион": Глава 18: примечание 6"], в то время как второй сын Феанора остаётся жив "и ныне поёт в неизбывной скорби у моря" ["История Средиземья, том IV", "Самый ранний "Сильмариллион": Глава 18: примечание 7"].

Вариант "Квенты" же является в некотором роде "объединением" прежних концепций. Согласно ему, Маглор, бежав далеко прочь от лагеря Фионвэ, был не в силах терпеть ужасную боль от Сильмариля. Наконец, исстрадавшись, он бросил его в развёрстую огненную пропасть, где раскололись западные земли. Второй сын Феанора так и не возвратился к народу Эльфинесса, скитаясь у моря и слагая песни, терзаемый сокрушением и мукой ["История Средиземья, том IV", "Квента: Глава 18"].

Другая версия этой главы "Квенты" практически аналогична, за исключением того, что брат Маэдроса похоронил самоцвет в море, а не в бездне. Однако 17-я куда интереснее: согласно ей, Маглор сначала гибнет в сражении против изгнанников Гондолина и Дориата ["История Средиземья, том IV", "Квента: Глава 17"], затем, по новой концепции, остаётся жив, но после сражения сразу же "в раскаянии сидит и поёт у моря" ["История Средиземья, том IV", "Квента: Глава 17: примечание 5"].

"Самые ранние "Анналы Белерианда" вносят одно небольшое, но довольно существенное добавление в судьбу Маглора. Согласно им, он, бросив свой Сильмариль в море, вечно скитался по побережью мира ["История Средиземья, том IV", "Самые ранние "Анналы Белерианда": Анналы Белерианда: примечание 71"].

"Квента Сильмариллион" в этом плане очень близка к оригинальному тексту "Сильмариллиона". Маглор, который не мог вынести жгучую боль от прикосновения к камню, наконец бросил его в море, после чего долго скитался вдоль берега и слагал песни близ волн, терзаемый сокрушением и мукой, так и не возвратившись к эльфийскому народу ["История Средиземья, том V", "Квента Сильмариллион: Окончание "Квенты Сильмариллион"].

В "Песни VI" "Лэ о Лейтиан" говорится о том, что Маглора могучий глас "звучит как море и сейчас" ["История Средиземья, том III", "Лэ о Лейтиан: Песнь VI"]. Это, однако, противоречит сообщению в "Возобновлённом "Лэ о Лейтиан", которое гласит, будто он, "певец забытый, скорби полн обрёл могилу в бездне волн" ["История Средиземья, том III", "Возобновлённое "Лэ о Лейтиан": Продолжение Песни III"].

В том же месте Кристофер Толкин даёт сноску, где замечает, что в "Сильмариллионе" не рассказывается о смерти второго сына Феанора в море ["История Средиземья, том III", "Возобновлённое "Лэ о Лейтиан": Продолжение Песни III: Сноска"].

Таким образом, только пять сообщений (три из которых спустя какое-то время отвергнуты) говорят о гибели Маглора, в то время как остальные девять вариантов - в пользу того, что он всё-таки остался жив. То есть факт о его возможной жизни во Вторую (и, возможно, в Третью) Эпоху неоспорим - большинство "голосов" говорят сами за себя.

Поэтому, если взять за основу информацию из "Сильмариллиона" и дополнить её из всех приведённых мной источников (за исключением слов о его смерти), может получиться следующий рассказ о судьбе Маглора:

Бежав из лагеря Эонвэ, второй сын Феанора обнаружил, что утратил право на владение Сильмарилем. Не в силах терпеть более ужасную боль от прикосновения к камню, он наконец бросил его в море, после чего вечно скитался вдоль моря и слагал песни у кромки берега. Терзаемый раскаянием и мукой, забытый всеми певец так и не решился вернуться к эльфийскому народу. Его могучий голос долго ещё звучал у вод вплоть до того момента, пока он не сложил "Нолдолантэ" и не сгинул навек.

4 часть данной статьи можно прочитать здесь.

#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец