Найти тему
In medias res | Логика денег

Ритейл как инвест идея на 2022 год, часть 3 - ДЕТСКИЙ МИР

Данная статья, является третьей в цикле статей (см первую, см вторую) посвященных Ритейлу, который я обозначил как инвест Идея на 2022 год и следующие несколько лет.

Кстати мне не нравится общий заголовок для этих статей. И мне вообще не нравится Идея выделять инвестиционные идеи на год - два. Это противоречит моей философии и стратегии.

Сперва интуитивно, а теперь уже и вполне осознанно я следую стратегии "вечных инвестиций" и с этой позиции я ощущаю себя как основатель и временный управляющий вечного семейного инвестиционного фонда, дело которого будет продолжено впоследствии. Идея же краткосрочных инвестиций на год - два - три мне претит в силу ее полной бессмысленности и может быть рассмотрена исключительно лишь как тактический шаг в рамках более глобального "вечного" инвестиционного цикла.

За последние 15 лет у меня было много разных депозитов в разных банках и на разных условиях. Все эти депозиты давно канули в Лету, но все они передали эстафету дальше, тактически выполнив задачу по концентрации капитала с последующей ре-балансировкой в другой класс активов.

Смотреть на бизнес Детского мира я могу только с таким посылом. Так мне будет проще оценить этот бизнес с точки зрения может ли он мне быть полезен локально (тактически) или же глобально (стратегически).

Итак, начнем.

Что есть Детский мир - это есть цифровой ритейлер, лидер на рынке детских товаров в России и Казахстане. Ну и еще они развивают направление товаров для животных.

Дети и животные - выкачивают деньги и бьют по самым чувствительным зонам в сердце любого потребителя.
Но при условии , если у потребителя есть или дети или животные 🤣 , в противном случае Детский мир со своей бизнес моделью пролетает мимо кассы.

То есть в основе стратегии долгосрочного развития Детского мира мы имеем две логических составляющих:

1) максимальный охват (насколько это возможно) уже имеющейся целевой аудитории;

2) надежда и вера, что в будущем (в средне- и долго-срочной перспективе) целевая аудитория, готовая тратить деньги на детей и животных, будет лишь расти.

Что они (Детский мир) говорят сами о себе ?

Говорят, что они дюже сильно растут из квартала в квартал , из года в год !!!

Ниже слайд из отчетности за 9 мес. 2021г. в части операционных показателей:

-2

⚡Общий объем продаж Группы увеличился на 16,4% (до 49,5 млрд руб.) квартал к кварталу.

⚡Общий объем онлайн-продаж в России вырос на 43,7% (до 12,7 млрд руб.) квартал к кварталу.

⚡Объем продаж собственных торговых марок и прямого импорта в России составил рекордные 53,0% от общих продаж (+4,0 п.п. год к году).

⚡Компания в 3 квартале 2021 года открыла 85 новых магазинов, и них 19 в России, 2 в Казахстане и 3 в Беларуси. Также было открыто 34 магазина «Детмир мини» и 27 магазинов сети «Зоозавр». 

⚡Общее количество магазинов Группы составило 1 014 магазинов (+25,2% год к году) в 418 городах и населенных пунктах России, Казахстана и Беларуси. 

⚡По итогам девяти месяцев 2021 года общий объем продаж увеличился на 20,7% (до 131,0 млрд руб.) год к году. Общий объем онлайн-продаж в России вырос на 42,7% (до 35,2 млрд руб.) год к году. За 9 мес. 2021 года компания открыла 146 новых магазинов: 48 магазинов сети «Детский мир» и «Детмир» (Россия, Казахстан, Беларусь), 67 магазинов сети «Детмир мини» и 31 магазин сети «Зоозавр».

Одним словом по итогам 3 квартала отдельно и 9 месяцев в целом в 2021 году мы видим одну и ту же картину: РОСТ всего (выручки, доли онлайн в выручки, доли собственных марок в выручки, количество магазинов) !!!

Посмотрим , что у них по финансам на текущий момент:

-3

Основные моменты:

Выручка за 9 мес. 2021 года 117 млрд. руб. против 98,4 млрд. руб. за 9 мес. 2020 года - рост на 18.9%

Валовая прибыль за 9 мес. 2021 года 36,4 млрд. руб. против 30,1 млрд. руб. за 9 мес. 2020 г. - рост на 20.8%

EBITDA за 9 мес. 2021 года - 21,9 млрд. руб. против 16,9 млрд. руб. год к году - рост на 29.8%

Прибыль за 9 мес. 2021 года - 8,7 млрд. руб. против 2,4 млрд. руб. год к году - рост на 258 %

Чистый долг также вырос в абсолютном выражении, но благодаря росту всего бизнеса показатель чистый Долг/EBITDA остался на прежнем комфортном уровне в 1.2

Итак, свежие данные как на операционном, так и на финансовом уровне сигнализируют нам одну и ту же картину: РОСТ всего !!!

Слабым местом у любого ритейла является низкая рентабельность.

У Детского мира рентабельность по скорректированной EBITDA за 9 мес. 2021 года составила 13,3%, упав на 0,2 п.п. год к году, что согласитесь чисто символическое падение !!!

Сама компания указывает, что давление на рентабельность оказывает рост издержек на фонд оплаты труда и логистику, а в качестве поддержки рентабельности - высокая доля продаж собственных торговых марок и прямого импорта, которая в 3-м квартале 2021 года составила рекордные 53,0%.

Что важно - с годами (за последние пять лет) и чистая рентабельность и рентабельность по EBITDA не падают, а даже слегка подрастают, что пока свидетельствует об эффективности действующей бизнес модели.

Вообще , именно у Детского мира одни из самых высоких показателей по рентабельности в секторе Ритейл !!!

Если посмотреть в прошлое на пять лет назад, то мы увидим примерно ту же картину роста всего: магазинов, выручки, прибыли:

  • выручка с 2016 года выросла на 103 %
  • EBITDA выросла на 275 %
  • чистая прибыль выросла на 240 %

☝ А вот рыночная капитализация с февраля 2017 года по состоянию на 03.01.2022 года выросла всего на 41 % из чего можно сделать вывод, что либо ранее бизнес был переоценен либо сейчас недооценен !!!

А потому смотрим p/e за последние пять лет:

  • за 2016 год - 16.4 ;
  • за 2017 год - 12.9 ;
  • за 2018 год - 9.25 ;
  • за 2019 год - 10.2 ;
  • за 2020 год - 13.7 ;
  • за последние 12 мес. LTM - 7.4 !!!

Очень вероятно, что именно сейчас данный бизнес находится в некоторой недооценке !!!

Об этом же нам говорит и сравнение динамики роста котировок акций на бирже и роста EPS (доход на акцию).

eps по годам:

  • в 2016 году - 5.17 руб. на акцию
  • в 2017 году - 7.44 руб. на акцию
  • в 2018 году - 9.78 руб. на акцию
  • в 2019 году - 9.83 руб. на акцию
  • в 2020 году - 9.88 руб. на акцию
  • текущее значение LTM за посл. 12 мес. - 17.1 руб. на акцию

Также хочу отметить, что рост прибыли за последние пять лет идет кратно быстрее , чем рост себестоимости - еще один плюсик в пользу эффективности бизнес модели.

Единственной ложкой дегтя здесь можно назвать отрицательное значение p/bv и отрицательные чистые активы. Но во первых так было всегда (ну или последние пять лет). А во вторых, есть вероятность , что по итогам 2021 года компания впервые выйдет в плюс по этим значениям.

Пару слов о Стратегии Детского мира на ближайшие несколько лет:

  • удвоение выручки к 2024 году (относительно года 2020 го);
  • в 2021 году Компания планирует приблизиться к 1 млн товарных позиций, а в среднесрочной перспективе планируется увеличение до 2,4 млн позиций;
  • менеджмент Компании подтверждает цель по открытию не менее 230 магазинов традиционного формата сети «Детский мир» в России, Казахстане и Беларуси до 2023 года, а также открытие 800 магазинов нового сверхмалого формата «ПВЗ Детмир», 500 торговых точек сети товаров для животных «Зоозавр» до 2024 года;
  • развитие логистической сети для обеспечения быстрой и дешевой доставки онлайн-заказов. В период с 2021 по 2022 год «Детский мир» планирует ввести в эксплуатацию 4 распределительных центра: 3 региональных центра по арендной модели и 1 федеральный центр в собственности. Еще один федеральный распределительный центр появится в 2024 году.

Если емко в двух словах описать все сказанное выше, то это будут пожалуй два слова: "РОСТ" и "НЕДООЦЕНКА".

Чем объяснить данную недооценку я не знаю и мне кажется это не важно. Важно , что она есть, а бизнес явно растущий и эффективный. Думаю, что сейчас пока еще рынку не до Детского рынка. Пока будет отыгрываться недооценка в голубых фишках. Но потом дело дойдет и до Детского мира, особенно при сохранении положительной динамики.

нет оснований полагать, что мы не увидим продолжение "роста всего" в 2022 году.

Да, совсем забыл про дивиденды !!! Как же это я так О СВЯТОМ !!!

По див. политики должны платить не менее 50% чистой прибыли по МСФО, но по факту платят 100% прибыли, причем если прибыль по РСБУ будет больше , чем по МСФО - заплатят по большему значению. И дивы платят два раза в год ☝

Одним словом компания ЯВНО дивидендно ориентированная.

Раньше это не вызывало вопросов, поскольку Детский мир находился в гнезде Системы. С декабря 2020 года мажором в Детском мире (с 25 % пакетом) является компания «Галф Инвестментс Лимитед» (Altus Capital), крупнейшими акционерами которой являются господа Гендиректор Полюс Павел Грачев, и старший вице-президент по финансам и стратегии
Полюс - Михаил Стискин. Часто подобные крупные сделки осуществляются с использованием кредитных средств. А когда на вас висит кредит, то логично желание побыстрее его закрыть, отсюда возможно продолжение столь явно выраженной дивидендной политики у Детского мира. Но это конечно всего лишь предположение :))) Обременены ли господа Грачев и Стискин (сами или через контролируемые ими структуры) какими-либо кредитами, я конечно не знаю.

Но как бы то ни было на дивиденды отдают всю прибыль , и это замечательно, особенно учитывая , что сам бизнес растущий (пока еще 😁) .

кстати по текущим котировкам див доходность в ближайшие 12 мес. консервативно рисуется в 10,6 % - не много ли для компании роста, которая обещает удвоить EBITDA всего через три года ?

Динамика дивидендных выплат по годам и суммам
Динамика дивидендных выплат по годам и суммам

Размер дивидендов по 2018 году вырос относительно прошлого года на 28,2 %

Размер дивидендов по 2019 году вырос относительно предыдущего года на 15 %

Размер дивидендов по 2020 году вырос относительно предыдущего года на 11 %

В следующие 12 мес. сумма дивидендных выплат будет больше на 26 %, чем годом ранее !!!

Подводя ИТОГ:

тактически и в краткосрочной перспективе (до 2024 года) бизнес Детского мира видится мне инвест привлекательным.

Я думаю можно довериться планам менеджмента и рассчитывать на дальнейший рост бизнеса - а это рост дивидендов и рост капитализации, которая на данный момент в некоторой недооценке.

Но также мне хочется парой слов высказаться относительно стратегической привлекательности этого бизнеса - как раз то, с чего я начал данную статью.

Первое слово.

У меня двое детей и по формальным признакам моя семья является целевой аудиторией Детского мира. Но лично я не пользуюсь продуктами Детского мира - я не посещаю их офф-лайн магазины и не пользуюсь сайтом.

Если рассматривать сегмент "Игрушки", то мне кажется магазины ДНС гораздо больше предлагают ассортимент развлекательного характера для детей. Мой сын с шести лет готов был зависать в магазинах с электроникой при абсолютном равнодушии к т.н. "детским магазинам". Поэтому уже довольно давно все "игрушки" и подарки для сына покупаются либо в ДНС либо в МВидео либо через Али-экспресс. Когда возникает необходимость купить подарок для детей от имени бабушек/дедушек, то я везу например нашего Деда вместе с ребенком именно в детский магазин, но опять же это не магазин сети Детский мир !!! Я понимаю , что Дед ограничен в деньгах и везу его в Рич фэмэли или какие то другие магазины с дешманско-китайским ассортиментом - точь в точь все как в детском мире, только дешевле в несколько раз. Если честно , я даже не могу вспомнить когда лично я бы что то покупал в детском мире для своих детей. Напротив, всегда находятся причины ничего НЕ покупать в Детском мире по банальной причине - ДОРОГО для того бестолкового ассортимента какой там есть !!!

Как потребитель детских товаров я не вижу никакого конкурентного преимущества у Детского мира перед другими магазинами с детскими товарами. Это меня несколько смущает. Если бы я сам не читал их отчетность и не видел "роста всего", я бы мог подумать: "да кому он нужен этот детский мир, кто вообще там что - то покупает ?". Как потребитель я НЕ ПОНИМАЮ почему растет бизнес Детского мира :))) Также я пообщался со своей супругой и в целом ее потребительское мнение относительно Детского мира примерно такое же как и у меня.

Может мы какая то неправильная и не стандартная семья ? :))))

Второе слово.

Покопался я немного на сайте Росстата.

Вот данные по рождаемости:

  • в 1960 года рождаемость составляла 2,78 млн человек;
  • в 80-е годы рождаемость составляла 2,2 млн. человек;
  • с 1990 по 1995 г. рождаемость составила 1,98 млн в среднем ежегодно.
  • с 1995 по 2000 год колебалась около отметки в 1,3 млн.
  • начиная с 2010 года начала постепенно расти. Правда, за период последующих 5 лет она выросла всего лишь с 1,78 до 1,94 млн детей.
  • с 2017 года снова начала уменьшаться – достигла 1,69 млн.
  • в 2018 стала еще меньше – 1,64 млн. и дальше все только на уменьшение.

Для анализа прогнозных данных Росстатом составлено 3 варианта развития событий: низкий (негативный), средний (нейтральный) и высокий (позитивный). Ниже все три:

Негативный прогноз
Негативный прогноз
Нейтральный вариант
Нейтральный вариант
Позитивный
Позитивный

Во всех трех сценариях естественный прирост населения за счет рождаемости имеет отрицательное значение !!! Общий прирост населения возможен только при позитивном сценарии, в котором ставка сделана на мигрантов !!! Не будет мигрантов - страна просто выродится банально количественно.

То есть развитие и рост Детского мира осуществляется в условиях территориальной ограниченности рынка (Россия, Казахстан, Беларусь) и в условиях перманентного долгосрочного снижения целевой аудитории - людей , у которых есть дети.

И тут еще такой вопрос.

Игрушки в Детском мире просто нереально дорогие и на мой взгляд бестолковые. Лучше купить ребенку вай-фай колонку чем какого нибудь пластикового робота по цене колонки. В условиях снижения платежеспособного спроса люди больше будут думать как прокормить детей и обеспечить их едой, а не как развлечь их дорогой и бестолковой игрушкой. Про одежду я вообще молчу - есть куча мест, где можно на один два сезона купить ребенку одежду с брендом "ноу-нэйм", чья задача простая и незамысловатая - за меньшие деньги "отходить" сезон, максимум два и отправиться на помойку как неподходящая по размеру.

Итак, стратегически и долгосрочно я не верю в Детский мир и вообще в любой "детский ритейл".

Акции Детского мира точно не попадут в мой пенсионный портфель и не займут место в семейном фонде вечных инвестиций. Это не тот актив, который бы я хотел передать своим наследникам :))))

За сим все.

#детский мир #инвестиции в акции #дивиденды #дивидендные акции #деньги и финансы #фондовый рынок (биржи)