Рождественский вертеп – один из признаков праздника, его мета и традиция. Он существует в разных видах и если можно так выразиться, трактовках. Первая – театральная – когда зрителю предлагаются «ожившие» сюжеты, иногда с авторскими дополнениями, где актерами выступают куклы, реже люди. И вторая художественная, когда библейская история представлена статичным изображением сюжета.
Из истории Рождества
В праздник все верующие (и неверующие, но сочувствующие) христиане празднуют Рождение Христа. Вот евангельская история.
По указу императора Августа для облегчения ведения переписи населения каждый житель империи должен был явиться в город, откуда идет род каждого. Дева Мария и плотник Иосиф отправились в Вифлеем. В городе они уже не смогли найти прибежища - семья остановилась в пещере, где зимой пастухи держали скот.
Там Мария родила Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли, кормушку для овец. После рождения Иисуса первыми Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела.
Согласно евангелисту Матфею, на небе появилась чудесная звезда, которая привела к младенцу волхвов. Они преподнесли дары – золото, ладан и смирну. Факт рождения Богочеловека узнал царь Ирод и повелел «истребить всех младенцев». Но Ангел спасает Марию с новорожденным и Иосифа, они бегут в Египет.
Строго говоря, точная дата рождения Христа неизвестна. 25 декабря (7 января) в христианстве появилось только в IV веке. Христианская церковь вела борьбу с язычеством, и праздник был установлен в противовес языческому «Дню непобежденного Солнца».
Про Солнцеворот, когда зима на лето поворачивает и день прибывает люди помнили. Но не забывался и вечных страх – вдруг Солнце исчезнет, не победит Тьму, и она поглотит землю. Язычники молили о непобедимости Солнца. И тогда церковь назвала этот день днем рождения Бога.
Вертеп - это пещера (по В. И. Далю). Но в нашем понимании слово закрепилось в двух ипостасях театральной и художественной.
Вертеп – это маленький театр
Театральная тема вертепа раскрывается следующим образом. Вертеп – это:
- Кукольный домик в два этажа, но без передней стенки.
- Театр с куклами и кукловодами.
- Особый вид драматургии, в основе которой – сведения о Рождении, по евангельским текстам. Но тут возможна некая «апокрифичность». Автор всегда немного толкователь первоисточника. При этом «набор персонажей» и событийный библейский ряд довольно точен, а дополнения случаются как раз в авторских персонажах.
Куклы вертепа и сам вертеп, как правило, не велики. Надо присмотреться, проникнуться. Центральные герои – Мария, Иосиф статичны, как и колыбель с младенцем. Они центр мироздания, а все остальное к нему стремится.
К младенцу приближаются Волхвы, с подарками. Там еще могут животные быть – Бык, Осел. И Прорицатель, с Гадателями. А еще Ирод, конечно, куда ж без него.
Театр этот мог быть переносным. Ходили по домам дети или специальные актеры и показывали представление за небольшое вознаграждение, обычно съестное.
В домах, и не только крестьянских, вертепные представления были рождественской традицией. Мастерили кукол, заключали их в «театр-ящик» и были эти дни освещены прекрасным творческим и художественным осмыслением божественной истории.
Ирина Уварова в своей книге «Вертеп. Мистерия Рождества» пишет, что вертеп помещается в коробочке, закрытой с трех сторон. Четвертая сторона открывает перед зрителем для того, чтобы он мог увидеть Таинство.
Традиционный вертеп обязательно состоит из двух уровней. На верхнем Мать и Дитя, как на небе. Они неподвижны.
На нижнем «земельном» этаже – другие персонажи, там развивается основное действие. Но могут там появиться и импровизационные персонажи, из народной жизни. Так в театральном кукольном вертепном представлении проявляется все человечество, славящее Христа или имеющее к нему отношение.
Устройство вертепного ящика простое – в полу специальные прорези, куклы закреплены на штырях и вертепщик двигает куколок и комментирует происходящее.
Исследователи предполагают, что вертеп сначала был полностью механическим. И только позже ему придали «ручное» управление.
Театральный вертеп был широко распространен в Европейских странах и частично в России.
Сегодня в России даже проводят вертепные фестивали и отдельные спектакли, как кукольные, так и с актерами.
Изобразительное воплощение вертепа
Художественная тема – это «стационарные» вертепные изображения библейской сцены. Размещаются такие скульптурные сценки в храмах. А в последнее время – в торговых центрах. Вертеп можно увидеть и в домах верующих христиан.
Выполняются вертепы в реалистичной манере. Иногда это целая панорама, иногда небольшая скульптурная сценка. Но всегда присутствуют младенец Иисус, Дева Мария, Иосиф. Воспроизводятся ясли, бык и осел, ангел, пастухи, Вифлеемская звезда и волхвы с дарами.
Автор статьи видела подобные вертепы в Испании, когда путешествия совпадали с Рождественскими днями. Но и в Петербурге в последние годы стали устанавливать «стационарные» вертепы. Например, у Князь-Владимирского собора или у Казанского собора.
Именно в предрождественские дни – самое время сделать вертеп своими руками. Это может стать чудесной семейной традицией и разнообразит семейный досуг. Но можно и просто прогуляться по Петербургу, вполне вероятно увидеть воочию «ожившую» библейскую историю рождения Иисуса, и погрузиться в Таинство Рождества.