Большинство молитв, которые нам известны, написаны людьми. Есть очень старые, вроде псалмов пророка и царя Давида, есть относительно «молодые», например, молитва на каждый день святителя Филарета (Дроздова). Но есть среди них и те, что не были написаны человеком, дарованы нам свыше. Главная из них – «Отче наш».
Молитва – истина, образец молитвенного воздыхания, данного Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 6, 9 — 13). Вчитаемся внимательнее в ее слова.
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое».
В этих словах мы признаем Господа нашим Отцом и, значит, всех людей – своими братьями и сестрами. Отсюда и слова «Отче наш», а не «мой». То есть, читая эту молитву, мы просим не только за себя, а за все человечество, наших братьев и сестер во Христе. Произнося слова «Сущий на Небесах», мы осознаем, где пребывает Господь, и мысленно поднимаемся над бренным миром. «Да святится Имя Твое» - одновременно и утверждение, и пожелание: чтобы имя Бога было свято для всех и прославлялось словами и делами нашими в веках.
«да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;»
Означает: да воцарится Бог в душах людей всего мира, которые целиком и полностью примут Господа как в земной жизни, так и в жизни вечной. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе — то есть пусть все свершается по всеблагой воле Божьей и пусть мы, люди, так же охотно исполняем волю Божью на земле, как исполняют ее ангелы на небе.
«хлеб наш насущный дай нам на сей день»
«Хлеб» - это не только пропитание, это всё, что нужно для тела. Нам неведомо, что будет завтра, поэтому молим о «насущном на сей день» - о том, в чем нуждаемся сегодня. Не завтра, или в отдаленном будущем, а именно сегодня.
«и прости нам долги наши, яко и мы прощаем должником нашим»
Лучше всего эти слова пояснил святой апостол Лука в своем Евангелии: «И прости нам ГРЕХИ наши». Грех становится долгом, потому что мы не исполняем заповеди и причиняем вред окружающим и своей душе. Но нравственный долг - понятие еще более широкое. «Долги наши» - это не просто сотворение зла (а любое нарушение заповедей – зло), это еще и неделание добра, которое мы как бы задолжаем ближним и Богу.
Возглас о прощении долгов - это, прежде всего, напоминание самим себе о божественном законе справедливости и воздаяния. Не прощая обиды другим, мы не смеем просить Бога о прощении наших долгов перед Ним и уповать на Его милосердие.
«и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Часто спрашивают: а разве Бог может ввести в искушение? На самом деле, здесь мы просим Господа оградить нас от падения, если испытание наших нравственных сил неизбежно и необходимо для нашего очищения от греха. «Но избавь нас от лукавого» - то есть от дьявола, как виновника всякого зла.
Молитва заканчивается уверенностью в исполнении просимого, так как все в этом мире принадлежит Богу: вечное царство, бесконечное могущество и слава. В переводе слово «Аминь» означает именно уверенность: « истинно, да будет так».
Неслучайно именно молитву «Отче наш» мы все вместе поем на каждой Божественной Литургии. Она заповедана нам Господом и содержит все, что должно быть в истинной молитве: призывание и славословие, прошение и покаяние, готовность измениться и веру в торжество Бога. Основу того, что составляет суть Православия.
Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич
В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.
Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)