Найти тему
Navygaming Channel

Крейсер Такао – «…останется только один…»

Сражение в заливе Лейте оказалось роковым для тяжелых крейсеров типа «Такао». В следующих статьях мы постараемся полно и с разных сторон представить то, как удача может «отвернуться» не от одного корабля, а от целой серии: три из четырех крейсеров, построенных по одному проекту, оказались потопленными в одном бою, причем два – практически в течение одного часа. Так в по итогам одного сражения, хотя и длившемся несколько дней, в строю остался всего один корабль – головной в серии тяжелый крейсер «Такао». Но и ему тоже досталось!

Захваченный британцами тяжелый крейсер "Такао" в Сингапуре
Захваченный британцами тяжелый крейсер "Такао" в Сингапуре

22 октября 1944 года крейсер «Такао» в составе соединения вице-адмирала Куриты вышел из Брунея к заливу Лейте. В районе острова Палаван 23 октября в «Такао» попали две торпеды, выпущенные американской субмариной «Дартер». Через пробоины, проделанные в борту взрывом торпед, в котельные отделения крейсера начала поступать в больших количествах вода. Взрывы повредили рулевое управление и гребные винты правого борта, на корабле начался пожар, крейсер получил крен в 10 градусов. Экипажу удалось выровнять корабль затоплением отсеков противоположного борта, но теперь крейсер «Такао» сидел в воде слишком низко. Пожар вскоре был ликвидирован, но о дальнейшем участии корабля в операции уже не могло быть и речи. Командир крейсера получил приказ возвращаться, и «Такао» медленно в сопровождении двух эсминцев повернул и пошел в Бруней.

Схема бронирования и ПТЗ крейсеров типа "Такао" по состоянию на 1932 и 1944 годы (слева направо)
Схема бронирования и ПТЗ крейсеров типа "Такао" по состоянию на 1932 и 1944 годы (слева направо)

Бои в заливе Лейте в полной мере продемонстрировали уязвимость крейсеров типа «Такао» от попаданий бомб и снарядов. Однако стоит признать, и «Такао» как раз это доказал, что противоторпедная защита японских тяжелых крейсеров и крейсеров типа «Такао», в частности, была достаточно совершенной. По некоторым данным, ПТЗ японских ТКр можно было признать одной из лучших в мире среди крейсеров такого класса. Это относится как к конструктивной подводной защите (противоторпедная переборка, обширные були, разделение КО и МО на отдельные отсеки поперечными и продольными переборками), так и к системе контрзатопления. Пример «Такао» показывает, что двух торпедных попаданий (примерно по 300 кг торпекса) обычно оказывалось недостаточно, чтобы отправить такой тяжелый крейсер на дно. Кстати, надо отметить, что это было характерной чертой японских тяжелых крейсеров, например, крейсер «Кумано» (тип «Могами»), получив 2 торпеды, также остался на плаву, хотя и потребовал ремонта.

Но вернемся к «Такао». Тяжело поврежденный крейсер, единственный уцелевший из кораблей серии, 25 октября 1944 года своим ходом пришел в Бруней, где откачали воду, провели первые ремонтные работы по герметизации корпуса, подготовив корабль к следующему переходу.

Схема Сингапура и расположение базы Селетар
Схема Сингапура и расположение базы Селетар

В начале ноября крейсер совершил переход в Сингапур, куда прибыл 12 ноября 1944 года, где его ввели в сухой док. Однако осмотр повреждений показал, что полноценный восстановительный ремонт можно провести только в Метрополии. В связи с этим и ввиду складывавшейся обстановки «Такао» оставили на базе флота Селетар в районе Сингапура.

С 23 ноября 1944 года по январь 1945 года корабль числился в 5-й эскадре крейсеров, а затем 20 января его вместе с поврежденным крейсером «Миоко» передали в непосредственное подчинение командующего флотом Юго-Западного района (Первый Южный Экспедиционный Флот) и включили в систему ПВО и береговой обороны базы флота Селетар. А 5 февраля 1945 года крейсер включили в состав Десятого флота. Так случилось, что два представителя японских тяжелых КР, представлявших собой последовательное развитие данного класса, в конце войны встретились в одной базе, причем примерно в одном и том же состоянии частичной боеготовности из-за полученных повреждений. Оба корабля, находясь в базе, использовались против налетов бомбардировщиков В-29 в качестве плавучих зенитных батарей.

Тяжелый крейсер "Миоко", напарник "Такао" по обороне Сингапура
Тяжелый крейсер "Миоко", напарник "Такао" по обороне Сингапура

В июле 1945 года, отдав якорь на самом мелком месте в проливе Джохор, крейсер угрожал своими орудиями британским силам, готовившимся вторгнуться в Малайю. Глубина в этом месте едва достигала 4 метров во время полного прилива, а во время отлива крейсер «Такао» носом и кормой почти касался грунта.

Не зная реального состояния крейсеров «Такао» и «Миоко», англичане послали для их уничтожения сверхмалые подводные лодки (миджеты). Можно отметить, что такой долгой жизни «Такао» и «Миоко», вероятно, обязаны тому, что Сингапур был отнесен к британской зоне влияния на Тихоокеанском ТВД. Исходя из этого, американские авианосные соединения не считали эту базу первоочередной базой, сконцентрировав свою мощь в первую очередь на островах вблизи Японии. А англичане не торопились, решив использовать для удара по японским кораблям свое секретное оружие – сверхмалые (карликовые) подводные лодки типа «ХЕ».

Схема внешнего вида мини-подводной лодки типа ХЕ
Схема внешнего вида мини-подводной лодки типа ХЕ

Это была уже третья серия карликовых подводных лодок (ХЕ1 - ХЕ10, ХЕ12). Лодки этой серии были крупнее предыдущих, тех самых «Х», которые в свое время атаковали линкор «Тирпиц» в Норвегии. Изменения в основном коснулись управления и условий обитания. Лодки получили новые навигационные устройства, радиотелефонную связь, холодильник и кондиционер воздуха. Благодаря такому оборудованию лодки типа «ХЕ» можно было использовать для действий в тропических водах. И британцы использовали шанс, решив опробовать их в Сингапуре.

Первые два отсека этих карликовых ПЛ по оснащению и объему остались практически без изменений, за исключением установки иллюминатора в кормовой переборке второго отсека для наблюдения за членами экипажа, проходящими шлюзование. В третьем отсеке размещался центральный пост управления с контрольными и измерительными приборами. В отсеке имелся иллюминатор для визуального контроля момента прохода подводной лодки под днищем атакуемого корабля. В четвертом отсеке размещались дизель, электродвигатель, компрессор и баллоны воздуха высокого давления, кондиционер, а в кормовом обтекателе прочного корпуса – дифферентная цистерна. В средней части лодки по левому борту добавилась шахта РДП, заваливавшаяся с помощью привода из прочного корпуса. Скорость хода под РДП составляла 6 узлов. Основное вооружение включало два сбрасываемых заряда и 6 портативных магнитных мин, которые устанавливал водолаз. И именно такие лодки были доставлены британцами на базу Лабуан для удара по Сингапуру.

Схема атаки миджета ХЕ-3 на крейсер "Такао"
Схема атаки миджета ХЕ-3 на крейсер "Такао"

Операция по ликвидации этой мощной плавучей батареи, получившая название «Страггл», началась еще в феврале 1945 года, когда из Англии в Бруней на Борнео вышла плавучая база «Бонавенчер» ("Бонавентура") с несколькими карликовыми подводными лодками на борту.

26 июля 1945 года две сверхмалые подводные лодки «ХЕ-1» и «ХЕ-3» вышли на задание. Целями операции были тяжелые японские КР в проливе Джохор у северо-восточного берега острова Сингапур: «Такао» предназначался для «ХЕ-3», «Миоко» – для «ХЕ-1».

Плавбаза карликовых подводных лодок "Бонавентура"
Плавбаза карликовых подводных лодок "Бонавентура"

Еще более 35 лет назад в одной из статей в журнале «Моделист-конструктор» (№ 1/1981) в рубрике «Морская коллекция» так была описана данная операция:

– «А вот и он!» – Лейтенант Фрейзер оторвался от окуляра перископа и, подвинувшись, дал остальным членам экипажа «ХЕ-3» взглянуть на появившуюся цель.
Следуя за японским сторожевым катером, суденышко лейтенанта Фрейзера легко проскользнуло в ворота сетевого ограждения и буквально на брюхе поползло к громаде КР: глубина в этом месте едва достигала четырех метров во время полного прилива. «Такао» стоял поперек впадины пролива, так что при отливе его нос и корма почти касались грунта, в то время как под средней частью корпуса оставалась узкая щель. Вот в нее-то и решил проникнуть на своей лодке лейтенант Фрейзер, чтобы прикрепить к днищу крейсера магнитные мины.
В 3 часа дня «ХЕ-3» достигла прохода между каменистым грунтом и густо обросшим ракушками и водорослями днищем крейсера. Водолаз Мадженнис, протискиваясь сквозь люк шлюзовой камеры, повредил скафандр, и пузырьки кислорода, вырывающиеся на поверхность, демаскируя лодку, еще больше усложнили и без того нелегкую задачу. Ему предстояло извлечь из наружных контейнеров шесть магнитных мин и прикрепить их к днищу «Такао». Но оно обросло таким толстым слоем ракушек, что Мадженнису понадобилось полчаса на расчистку ножом места для прикрепления. Установив взрыватель мин на 6 часов вечера, водолаз с трудом вернулся в лодку в состоянии полного изнеможения. Тем временем остальные члены экипажа, действуя изнутри лодки, освободили ее от четырех тонн взрывчатки, которая, упав на дно у скулы крейсера, должна была сдетонировать при взрыве мин.
Благополучно проделав обратный путь, лодка-малютка у выхода из Сингапурского пролива вышла на рандеву со «Стиджиеном», и ее моряки, бодрствовавшие 52 часа, проспали большую часть четырехсуточного перехода до Брунея. И только здесь они узнали о том, что 31 июля ровно в 6 часов вечера взрыв потряс берега пролива Джохор, проделав в днище «Такао» пробоину и уничтожив часть его орудий. По каким-то причинам сработали только магнитные мины, однако этого было достаточно, чтобы один из немногих уцелевших до 1945 года японских крейсеров был окончательно выведен из строя...»

Достаточно подробное и интересное изложение, однако попробуем его дополнить некоторыми фактами.

Британская карликовая подводная лодка в море (ХЕ-9)
Британская карликовая подводная лодка в море (ХЕ-9)

От Брунейского залива обе сверхмалые подводные лодки (СМПЛ) буксировались сопровождавшими их большими субмаринами, так «ХЕ-3» шла на буксире ПЛ «Стиджен» (командир – лейтенант Королевского флота Г.С. Кларебат, кавалер ордена «За выдающиеся заслуги», креста «За выдающиеся заслуги»). Интересно, что подводникам удалось держать связь между лодками на переходе. Правда, телефонная связь между «Стиджен» и Х-лодкой нарушилась с самого начала, но экипажам удалось обеспечить и поддерживать связь с помощью комплекта переносной рации, когда подводные лодки поднимались на поверхность.

Любопытно, что для перехода к месту диверсии на сверхмалых лодках были использованы так называемые «походные экипажи», а непосредственно для задания место в ПЛ занимал боевой экипаж.

Походным командиром ХЕ-3 был сублейтенант резерва Королевского флота Фрэнк Огден, с ним шли: механик машинного отделения Альберт Нэйрн, матрос Эрнст Ди и машинист Спайк Хаджес. Их работа в ходе четырех дней буксировки состояла в выполнении обычных обязанностей, установленных практикой, а также исправлении некоторых мелких дефектов. По общему мнению, самым большим врагом в этом переходе была монотонность.

В книге Ч. Уоррена и Дж. Бенсона «Волны над нами» приводится выписка из рапорта одного из подводников, в котором он описывал переход:

«Это происходило при хорошей погоде, и обе лодки без помех двигались к намеченной цели, где должны были разыграться действия. Походные команды выполняли свою работу блестяще. Не всегда понимают, сколь большую роль в успехе операции играют эти люди. При буксировке на полном ходу (иногда он достигал скорости до 11 узлов) их работа является нелегким и небезопасным делом и, уж во всяком случае, очень неудобным. Она требует высокой степени нервного напряжения, иногда, в зависимости от условий, в течение нескольких дней подряд. Кроме того, она требует постоянного внимания к обычным занятиям – устранению влажности, проверке и, если надо, ремонту приборов и оборудования, находящихся на лодке. В значительной степени успех операции зависит от состояния, в котором лодка передана боевому экипажу. Ни в коем случае походный экипаж нельзя считать командой технического обслуживания…».
Боевой и походный экипажи миджета ХЕ-3
Боевой и походный экипажи миджета ХЕ-3

Смена экипажа на ХЕ-3 была произведена в шесть часов утра 30 июля, а к одиннадцати вечера буксировка закончилась, не доходя сорока миль до того места, где находился «Такао». Боевая команда продолжала путь в одиночестве, началась последняя стадия операции «Страггл» («Борьба»).

Боевой экипаж ХЕ-3 составили: командир ПЛ – лейтенант Фрейзер, первый лейтенант – сублейтенант резерва Королевского Новозеландского флота Киви Смит, механик – Чарльз Рид, судовой водолаз – матрос первого класса Дж.Дж. Мик Медженнис.

В течение остатка ночи и раннего утра лодка шла в надводном положении, а ее командир большую часть времени провел наверху, вооружившись парой биноклей. Решив рискнуть, Фрейзер преднамеренно оставил безопасный фарватер и пошел через минное поле, чтобы избежать вражеских гидроакустических постов. Один раз он увидел танкер с вооруженным эскортом, идущий в Сингапурский пролив, и вынужден был погрузиться, отлежавшись на дне. Примерно через полчаса всплыв на перископную глубину, он обнаружил, что «ХЕ-3» практически лежала, навалившись на мину, которая на счастье не взорвалась.

В 10.30 командир СМПЛ обнаружил сторожевик (траулер), охранявший противолодочное боновое заграждение. Медженнис приготовился покинуть лодку и проделать проход в сети, но Фрейзер с удивлением обнаружил, что «ворота» открыты. Это значительно упрощало дело, однако им предстояло еще пройти малым ходом вблизи борта дозорного судна на малой глубине и в довольно прозрачной воде. Случайный взгляд дозорного судна на воду мог разрушить весь замысел операции, но и здесь им опять повезло.

Схема карликовой подводной лодки
Схема карликовой подводной лодки

Миновав заграждение, британцам пришлось пройти несколько миль узкого водного пространства, довольно оживленного, что потребовало высокого мастерства от всех членов экипажа. На этот раз на пути не встретилось никаких препятствий, и вскоре после полудня лейтенант Фрейзер обнаружил «Такао» (возможно в тот момент он и сказал свою знаменитую фразу).

Непосредственную атаку Фрейзер начал в районе двух часов пополудни. Он рискнул быстро взглянуть в перископ и увидел только моторный катер с японцами, отбывающими в увольнение, находившийся меньше чем в 30 ярдах от линз перископа. Крейсер находился на необыкновенно мелководном месте, и «ХЕ-3» должна была подходить к нему, скребя своим килем по морскому дну. В книге П.К. Кемпа «Подводные лодки Его Величества» упоминается факт, что во время подхода к цели миджет Фрейзера провалился в какую-то яму, и в течение 8 минут его винт беспомощно взбивал донный ил, пока ХЕ-3 не сумела выбраться из ловушки. Двигаясь к крейсеру, она не смогла найти достаточно глубокой воды под орудийной башней «А» и звучно ударилась о металлический корпус крейсера. Но и здесь им удалось не привлечь к себе внимание. Дальнейшее исследование, проводившееся методом проб и ошибок, показало, что крейсер почти лежит на мели носом и кормой, и что воды достаточно только под средней частью корпуса.

Взрыв произошел под средней частью крейсера "Такао"
Взрыв произошел под средней частью крейсера "Такао"

Почти сорок минут «ХЕ-3» маневрировала и ползала по морскому дну под корпусом «Такао» пока, наконец, не оказалась в более или менее выгодной позиции наполовину под крейсером. Проведя лодку между корпусом и морским дном, Фрейзер втиснул ее в такое положение, из которого водолаз Медженнис должен был суметь произвести атаку.

Особенностью этого типа СМПЛ было наличие специальных пружинных «антенн», которые выдвигались и, упираясь в корпус атакуемого корабля, удерживали подводную лодку под целью на расстоянии, достаточном для открытия люка, выхода водолаза и его работы. Однако под «Такао» не оказалось места для использования данных антенн – маленькая 39-тонная лодка была втиснута между 10000-тонным крейсером и твердым морским дном с угрозой быть раздавленной при отливе. По этой же причине наружный люк лодки мог открыться только на четверть, но Медженнис спустил воздух из своего дыхательного аппарата и все же сумел протиснуться через маленький зазор. Однако при этом его снаряжение было повреждено, и от него шла постоянная струйка, демаскируя водолаза.

«ХЕ-3» несла в контейнере правого борта только один подрывной заряд, в контейнере левого борта находились магнитные мины (заряды), и именно их должен был установить водолаз. Уже установка первого магнитного заряда показала, что это была очень сложная задача. Во-первых, корпус КР настолько оброс ракушками моллюсков, что магниты не могли держаться, а во-вторых, кривизна обводов днища корпуса была значительной и отличалась от таковой у европейских кораблей и была слишком большой для прикрепления магнита.

По словам Ч. Уоррена и Дж. Бенсона: « …перед прикреплением каждого заряда Медженнис должен был очистить участок, полностью освободив его от раковин, а затем надежно разместить заряд на лине, идущем под килем крейсера, между парами магнитов. Это занимало добрые полчаса плавания, перетаскивания, скобления и привязывания – утомительной работы для любого водолаза, а особенно для борющегося с постоянной утечкой кислорода….».

Следует отметить героизм и ответственность британского водолаза – он мог бы удовлетвориться установкой 1-2-х прикрепляемых зарядов, и никто бы не обвинил его, но он продолжал работать, пока не прикрепил все 6 мин на корпус КР на длине около 10 метров. И только после этого Медженнис так же с трудом через узкую щель люка возвратился в лодку.

Японский тяжелый крейсер "Такао" в Сингапуре
Японский тяжелый крейсер "Такао" в Сингапуре

СМПЛ «ХЕ-3» могла уходить, оставалось только сбросить заряд правого борта и контейнер от прикрепляемых зарядов и затем отойти задним ходом. Но это оказалось не просто, «Такао» «придавил» Х-лодку и, казалось, «не хотел», чтобы «ХЕ-3» высвободилась из-под него. Около 50 минут ушло на то чтобы вырваться из ловушки, экипаж давал поочередно полный назад и полный вперед, заполнял балластные цистерны и продувал их, используя все средства. И, наконец, Х-лодка выскользнула кормой вперед, при этом почти выскочив на поверхность в 45 м от «Такао». Но и здесь удача оказалась на их стороне – они не были замечены. При осмотре лодке было установлено, что левый контейнер для прикрепляемых зарядов был поврежден и не отделился. Это сделало лодку очень трудной для маневрирования, и водолазу снова пришлось выходить наружу, чтобы вручную его отделить.

Х-лодка двинулась в обратный путь. Возвращение прошло относительно спокойно, при этом им вновь пришлось преодолеть минные поля, позиции гидрофонов, электромагнитные индикаторные петли, боновые заграждения пока не встретили ПЛ-буксировщика «Стиджен». И вскоре на буксире они преодолели последний отрезок пути до базы. Вся операция в Сингапурском проливе у Х-лодки и ее экипажа заняла около 52 часов, прежде чем вновь встретили «Стиджен», из которых шестнадцать с половиной они находились под водой.

Однако, если мы помним, в операции было задействованы две сверхмалые ПЛ (миджеты, как их иногда называли). И пока «ХЕ-3» устанавливала свои заряды под «Такао», другая СМПЛ «ХЕ-1» также работала в тех же водах (экипаж: лейтенант Джек Смарт (командир ПЛ), сублейтенант Гарольд Харпер, механик Фишлейк и водолаз – старший матрос Помери).

Как и «ХЕ-3», Смарт также оставил в стороне безопасным фарватер Сингапурского пролива и пошел через заминированные воды, чтобы избежать предполагаемых постов гидрофонов. Его цель (КР «Миоко») находилась на две мили дальше «Такао», и он планировал преодолеть заграждение немного раньше, чем «ХЕ-3». Однако его очень насторожило несколько встреч с надводными судами, в результате чего он прошел через «ворота» в сетевом заграждении приблизительно на 90 минут позже Фрейзера. Эта задержка отняла у него крайне необходимое для достижения цели время, чтобы уйти засветло, и он решил не идти к «Миоко», а атаковать цель Фрейзера, чтобы не зря потратить свой бортовой груз. Не имея возможности подвести свою лодку под крейсер из-за отлива, он сбросил свой основной заряд рядом с целью и отошел. При этом ему так же не везло с возвращением – «ХЕ-1» опоздала на встречу с подводной лодкой-буксировщиком «Спарк», и ей пришлось долго блуждать в океане, прежде чем они встретились и смогли начать последний этап длинного перехода назад на Борнео.

Тяжелый крейсер "Миоко" избежал атаки миджета
Тяжелый крейсер "Миоко" избежал атаки миджета

Таким образом, экипажи двух сверхмалых подводных лодок заложили на дно под крейсером два 4400-фунтовых (2-тонных) заряда и установили на корпус 35-кг магнитные мины. В 6 часов вечера 31 июля 1945 года сильный взрыв потряс берега пролива Джохор. Но по непонятным причинам сработали только магнитные мины, установленные на корпусе, в результате чего «Такао» получил пробоину в днище размером 7 на 3 метра (встречаются данные – 60х30 футов). Ряд отсеков под нижней палубой были затоплены (в том числе погреба 1 и 2 башен ГК, носовых 127-мм орудий и 25-мм автоматов).

Однако затопленный на мелководье крейсер отказался «тонуть» дальше и сохранил частичную боеспособность, которую британцы не могли не учитывать. И, соответственно, два крейсера, бывшие целями для Фрейзера и Смита, все еще представляли собой потенциальную угрозу войскам, продвигавшимся по острову Сингапур. Крейсер «Такао», хотя и был успешно атакован, находился на таком мелком месте, что его орудия, по крайней мере некоторые из них, могли все еще действовать, «Миоко» избежал атаки.

В течение недели после возвращения на остров Лабуан «ХЕ-3» (Фрейзер) и «ХЕ-4» (Шин) готовились к следующему посещению пролива Джохор, чтобы попробовать покончить с этими КР, но война шла к своему завершению, и второй поход миджетов не понадобился.

Тяжелый крейсер «Такао» «остался на плаву», еще раз подтвердив свою живучесть, и выполнял свои функции вплоть до капитуляции Японии. В конце августа 1945 года крейсер разоружили (демонтировали 25-мм зенитные автоматы, дальномерные посты и вывели из строя 203-мм орудия), а 21 сентября 1945 года передали в руки англичан, которые до мая 1946 года использовали его в качестве плавказармы. Затем с «Такао» сняли все ценное оборудование и 27 октября 1946 года затопили на подходах к Сингапуру (в Малаакском проливе) в качестве цели огнем легкого крейсера «Ньюфаундленд» (тип «Колонии», 2 серия).

Британский легкий крейсер "Ньюфаундленд", потопивший "Такао" окончательно
Британский легкий крейсер "Ньюфаундленд", потопивший "Такао" окончательно

Официально «Такао» был исключен из списков японского флота 3 мая 1947 года, тем самым была поставлена точка в истории японских крейсеров данного типа.

Источники: Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; Lacroix E. The development of the «A» class cruisers in the Imperial Japanese Navy/E.Lacroix. // Warship International – No 3, 1983. – Р.232-282; Skulski J. The Heavy Cruiser Takao// Anatomy of the Ship/ J.Skulski. - US Naval Institute Press, 1994. - 256 c.; Александров Ю.И. Тяжелые крейсера Японии. Часть 1 / Ю.И.Александров. – СПб: Истфлот, издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-8.1945 гг.: справочник
/ Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1998. – 156 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом,
No 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Иванов, С. Японские тяжелые крейсер: Война на море, No 26/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Кемп, П. Подводные лодки его Величества./ П.Кемп// Британские подводные лодки.- ООО «Издательство АСТ», 2003 – 640 с.; Прищепенко, А. Сражение в заливе Лейте //Мир оружия, No 03(18) - 2006 г.- С.23-27.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том
2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. – 120 с.; Уоррен, Ч.Волны над нами. Английские мини-субмарины и человекоуправляемые торпе-
ды. 1939-1945 гг./ Ч.Уоррен, Дж.Бенсон.- М.:- Центрполиграф, 2004.- 366 с.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: