Найти тему

Какие отношения связывали писателя Гоголя с художником Ивановым

Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Художник Александр Иванов, автор монументального полотна "Явление Христа народу", в 1842 году решил подарить какую-нибудь из своих акварельных работа великой княгине Марии Николаевне, которая была поклонницей его творчества. Он никак не мог решить, какую именно работу преподнести, но тут выбор за него сделал Гоголь, с которым тогда Иванов был в приятельских отношениях. Николай Васильевич склонил художника к акварели "Октябрьский праздник в Риме у Понте Моле". Что ж, работа интересная, но Гоголя она волновала не только поэтому. Ведь среди персонажей, изображенных на ней, был и он сам.

Я не буду отмечать его, попробуйте найти сами.))

Слушайте мои подкасты на темы культуры, искусства, философии, социологии на сайте sponsr!

Александр Иванов. "Октябрьский праздник в Риме у Понте Моле".
Александр Иванов. "Октябрьский праздник в Риме у Понте Моле".

Как я уже сказала, Гоголь и Иванов были приятелями. Оба тогда находились в Италии и не могли не познакомиться, ведь они были людьми одного творческого круга, к тому же оба из России. У них были общие интересы, например, оба любили Италию, обожали Рафаэля и находились в процессе творчества — Гоголь писал "Мертвые души", а Иванов работал над "Явлением Христа народу" и делал множество этюдов. Запоминающаяся внешность Гоголя заинтересовала Иванова как художника. Так что, не удивительно, что он использовал ее для некоторых своих произведений.

Наиболее известно камео из "Явления Христа народу", где Гоголь предстает среди тех, кто смотрит на Мессию. Так называемая «фигура ближайшего».

Александр Иванов. "Явление Христа народу", (фрагмент)
Александр Иванов. "Явление Христа народу", (фрагмент)

Современники не сомневались в том, что прототипом этого персонажа стал именно Гоголь. Вплоть до последнего времени в этом были уверены и искусствоведы, но сейчас возникли сомнения. Я не склоняюсь к скептикам и считаю, что изображен действительно Гоголь.

Дружба художника и писателя до какого-то момента была полна взаимопонимания и тепла. Иванов очень хорошо отзывался о Гоголе: «Это человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство. (...) словом — человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства. Ко всему этому он имеет доброе сердце…». Насчет доброты это точно, ведь #Гоголь помогал бедствующему Иванову в меру сил. А художник, погруженный в творчество, все больше впадал в такой экстаз, что забывал о быте, о времени.

Александр Иванов. "Портрет Н.В. Гоголя"
Александр Иванов. "Портрет Н.В. Гоголя"

Гоголь же в это время переживал душевный кризис, все больше оказывался в плену мистического настроения, был обуреваем мессианскими идеями, пытался всех поучать, вести с собой в какой-то новый мир. С таким человеком было трудно общаться. Отношения между Гоголем и Ивановым начали портиться. Во-первых, Гоголю не понравился портрет, написанный его другом. Он считал, что тут его показали забулдыгой, в слишком затрапезном виде. Особое возмущение у писателя вызвало то, что с портрета была без его разрешения сделана литография и помещена в журнале «Москвитянин». Меж тем портрет-то прекрасный!

Чудачества Иванова раздражали Гоголя, и он писал другу поучительные письма, на которые художник просто не отвечал. Резкий и раздраженный тон писем очень расстраивал его. К чести Гоголя надо сказать, что он потом просил за это прощения, и Иванов простил его. Но разбитую чашку склеить не удалось. Дружба обоих гениев потеряла свою прежнюю теплоту.

#искусство #культура #история #литература

Будет здорово, если вы подпишетесь на мой канал.))

Читайте еще здесь:

Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан

Три женщины, каждая по-своему, любили философа Гегеля

В блоге мужа: (и на него подпишитесь)

Попивая кофе в знаменитом кафе Греко в Риме, можно вообразить, что за соседним столиком сидит Гоголь