Найти тему
Pravoslavie.wiki

Всадники Апокалипсиса

Оглавление
Воины Апокалипсиса. В. Васнецов.
Воины Апокалипсиса. В. Васнецов.

В Откровении Иоанн  описал видения, демонстрирующие грядущее через призму минувшего и настоящего. Некоторые богословы считают эту библейскую книгу лишь аллегорией и не воспринимают буквально содержащиеся в ней предупреждения для человечества. Однако, большинство толкователей Священного Писания думали иначе.

Что говорится в Откровении Иоанна Богослова о всадниках Апокалипсиса

Апокалиптические откровения начинаются с видения 7 печатей. После того как Агнец снимает первые 4 печати, появляются всадники — не все сразу, а по очереди.

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
(Откр.6:1-8)

Слово «иди» в устах животных, вероятнее всего, обращено к всаднику, руководящему теми или иными земными событиями. Каждый из них сидит на коне определённой масти, олицетворяющем нечто жестокое и ужасное.

Как толкуют это место святые отцы

В святоотеческом толковании по крайней мере часть всадников — персонажи положительные. Первое дошедшее до нас толкование Откровения принадлежит перу Свт. Андрея Кесарийского. В снятии первой печати он видит всемирную проповедь, начатую в I веке апостолами. Они, словно лук, отправили стрелы божественной истины, дарующей венец нетления тем, кто избрал путь Христа.

Рыжий конь — кровь, пролитая христианская мучениками, или их ревность, идущая из глубины сердца.

Слова «седящему на нем дано бысть взяти мир» указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных.
Святитель Андрей Кесарийский

Цвет третьего животного символизирует слезы тех, кто отказался от Спасителя, испугавшись гонений и не выдержав мучений. Бледный конь — чувство Божьего гнева: предсказанные Иисусом горести последних времен (Мф. 24:6—7).

Ириней Лионский полагал, что первый всадник — Христос.

Четверых всадников рассматривали и как отражение истории нашего грешного мира:

⦁ зарождение человечества в райском саду, нравственная чистота созданных по Божьему образу и подобию Адама и Евы— конь белый;

⦁ первородный грех — рыжий;

⦁ всяческие бедствия, страсть к уничтожению друг друга — вороной и бледный.

Двое первых — причины, по которым мировая история развивается именно так, а не иначе. Вторая пара всадников — последствия.

Интересный факт: в оригинале цвет четвёртого коня зеленый. Переводчики восприняли его как метафору: сравнение с цветом лица покойника. Поэтому в Синодальном переводе конь стал бледным.

Многие современные экзегеты образы всадников трактуют как нечто злое, источником которого никак не может быть Бог:

1. Белая масть первого коня сродни маскарадному костюму, а сам всадник — притворившийся Христом антихрист.

2. Рыжий (огненный) — войны, кровопролитные столкновения, в том числе мирового масштаба. Всадник, лишивший людей мира, также связан с разрушающими душу пороками.

3. Вороной — голод, бедность не только в материальном, но и духовном плане.

4. Бледный — навсегда утраченная связь с Богом, смерть как следствие содеянного четвертым всадником, а также, возможно, вторым и третьим.

В конях из Откровения также видят развитие отдельных стран и Церкви: историю их расцвета, утрату единства, упадок.

Виктор Глебов