Найти тему
Русский и Литература

ЕГЭ по литературе: №11. Готовый ответ на тему "Связь человека с миром природы"

Что делать на зимних каникулах? Для всех сдающих ЕГЭ по литературе я бы предложила сбалансированную программу отдыха с чтением объёмных произведений и практики по написанию вопросов-сравнений и сочинений. А для того чтобы делать это было легче и приятнее, предлагаю готовый пример задания №11 на тему: «В каких лирических произведениях мы видим связь человека и мира природы и как их можно сопоставить со стихотворением В.А. Жуковского «Море»?

Картина И.К. Айвазовского "Корабль, терпящий бедствие" и отрывок из элегии В.А. Жуковского "Море"
Картина И.К. Айвазовского "Корабль, терпящий бедствие" и отрывок из элегии В.А. Жуковского "Море"

План для написания вопроса-сравнения №11 здесь:

Вопросы-сравнения №6 и №11 в ЕГЭ по литературе: рассказываю об изменениях и даю план
Русский и Литература23 декабря 2021

№11: готовый ответ

Вступление: Связь мира природы и человеческой души показана во многих лирических произведениях русских поэтов, например, в стихотворениях В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А.А. Фета, С.А. Есенина. Это связано с тем, что пейзаж является важнейшим средством внешнего психологизма.

Анализ исходного (данного в КИМе) стихотворения: Элегия В.А. Жуковского «Море» написана в направлении романтизм. В стихотворении описаны две стихии – море, метафорически одушевленное, символизирующее человеческую душу, и небо – представляющее собой «прекрасное там», то есть некий романтический идеал: «Иль тянет тебя из земныя неволи/ Далекое светлое небо к себе?..». К сожалению, он принципиально недостижим для человека, живущего в «презренном здесь», море не может приблизиться к небу. Так в стихотворении реализуется мотив романтического двоемирия.

Изображая море, Жуковский аллегорически описывает разные состояния человеческой души: наполненной «тревожною думой», мечтающей, бурлящей: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь…», обманчиво спокойной. Таким образом, благодаря описанию природы, поэт дает точный психологический портрет человека, стремящегося к идеалу, и описывает всю гамму переживаемых им чувств.

Зимний лес и отрывок стихотворения А.А. Фета "Учись у них - у дуба, у берёзы..."
Зимний лес и отрывок стихотворения А.А. Фета "Учись у них - у дуба, у берёзы..."

Анализ второго (подобранного самостоятельного) стихотворения: А.А. Фет в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы» так же, как и В.А. Жуковский, описывает тесную связь человека и природы. Лирический герой призывает учиться у окружающего мира стойкости и гармонии, которых так часто не хватает людям: «Они стоят, молчат; молчи и ты!»

В отличие от В.А. Жуковского, А.А. Фет являлся представителем поэзии чистого искусства, однако важнейшей темой в его творчестве, как и у романтика Жуковского, была тема природы, всегда тесно связанная с еще двумя: любви и искусства. Природа и для героя, и для автора – это место отдохновения, все в ней прекрасно, утонченно, продуманно, в отличие от нашей суетной жизни. Поэт считает, что следует верить в лучшее. За тяжелым периодом всегда по закону жизни и природы должна следовать светлая полоса: «Но верь весне. Ее промчится гений,/ Опять теплом и жизнию дыша./Для ясных дней, для новых откровений/ Переболит скорбящая душа». Поэтому ещё одной сходной чертой становится то, что наблюдение за окружающим миром даёт авторам возможность познать собственную душу и надеяться на обновление.

Вывод: В.А. Жуковский и А.А. Фет были тонкими художниками, способными уловить и передать в стихах красоту мира. Природа для них была особым миром, связь которого с человеческой душой нерушима.

Анна Терехова

ЕГЭ по литературе: разбираем и пишем вопрос-сравнение №6 из демоверсии 2022. Картина нравов чиновничества
Русский и Литература10 сентября 2021
Как писать сочинение №17 ЕГЭ по литературе на максимум? Тренируемся на В.В. Маяковском.)
Русский и Литература4 мая 2021