Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Выбор оружия". Йэн Бэнкс: Культура, прогрессорство и наемники

Здравствуйте!

Цикл Йэна Бэнкса о Культуре - одна из самых масштабных и детализированных «космических опер» нового поколения, что в сочетании с немалым литературным талантом автора подарило нам чудесный огромный мир, знакомиться с которым можно на протяжении доброго десятка романов и нескольких произведений поменьше. На канале уже было несколько материалов, посвященным вселенной Культуры, сегодня же обратим свое внимание на роман «Выбор оружия».

Роман посвящен одной из главных тем цикла — взаимодействие Культуры с цивилизациями, находящимися на значительно более низком по отношению к ней уровне развития. Поскольку сама Культура располагается в верхней части шкалы этого самого развития (хотя и не на самом верху), поле для деятельности у нее обширное. Подавляющему большинству «культурников» эти «малые народы» совершенно до лампочки, те же немногие, кто таким взаимодействием интересуется, условно объединены в службу Контакта.

Условно, потому что Контакт - это не организация в привычном для нас с вами понимании: в ней нет какой-то четкой структуры, руководства, подотделов, секторов, президента и прочей иерархической мишуры. Скорее это условный «клуб по интересам», объединяющий всех желающих поучаствовать в мероприятиях; правда, есть не слишком строгая «гребенка» входных условий — желающих вступить в Контакт все же оценивают на предмет их психологического соответствия предполагаемым задачам.

Город-каньон из романа. Здесь и ниже: фан-арт по мотивам романа.
Город-каньон из романа. Здесь и ниже: фан-арт по мотивам романа.

Само собой, внутри Контакта есть и своя «спецслужба» - Особые Обстоятельства, которая занимается наиболее проблемными и конфликтными ситуациями. Например, во время войны с Идиранами (роман «Вспомни о Флебе») ОО фактически руководили Культурой в соответствии с любимым в Культуре принципом «адхократии» («ситуационного руководства»), насколько понятие централизованного руководства вообще применимо к Культуре. В Особые Обстоятельства отбор куда жестче — настолько, что 90% населения Культуры вообще не уверено в существовании ОО, полагая их скорее легендой, чем реальной организацией.

«Выбор оружия» - это целиком и полностью область действия ОО. Примитивные цивилизации, едва вышедшие в космос, погрязшие в кровавых конфликтах между собой и внутри себя — идеальное область для выхода творческой энергии тех индивидуумов (людей, негуманоидов, автономников и корабельных Разумов), кому тесно в рамках океана «внутрикультурного» спокойствия. Еще раз подчеркну — романы Бэнкса описывают преимущественно работу Контакта и ОО, но при этом он постоянно подчеркивает, что это лишь очень маленькая часть гигантского галактического сообщества Культуры (да и других цивилизаций).

Закалве восстанваливается после декапитации
Закалве восстанваливается после декапитации

Однако герой романа даже не принадлежит Культуре. Чераденин Закалве — наемник из одной такой примитивной цивилизации, которого ОО в лице агента Дизиет Сма направляет на выполнение наиболее щекотливых (или, что практически то же самое — грязных) заданий. Выиграть нужную местную войну (или проиграть ее с наиболее правильным с точки зрения ОО исходом), свергнуть тиранчика, уговорить старого диссидента вернуться в политику. Закалве рисуется таким слегка рефлексирующим Джеймсом Бондом — суперагентом, бабником (куда ж без этого), большим любителем примитивного (по меркам Культуры) оружия (главное, чтобы бабахало погромче). Он склонен к донкихотству — периодически он «сбегает» от Культуры (которая при желании все равно в два счета находит его в любом медвежьем углу Галактики и возвращает на службу, делая предложение, от которого невозможно отказаться) и занимается «насаждением справедливости» в каком-нибудь отдельно взятом дрянном правительстве — привычными ему методами, естественно.

В процессе всех этих приключений Закалве пару раз оказывается буквально на краю гибели (однажды его даже обезглавили какие-то «неконтактные туземцы») и постоянно страдает от неразрешенных психологических проблем, тянущихся за ним, словно вериги, со времен детства и юности. В конце эти проблемы оказываются раскрыты совершенно неожиданным (и я бы сказал — очень жестоким) образом...

Человекостул, преследовавший Закалве в кошмарах. Поверить не могу, что кто-то на самом деле сделал модель этого стула...
Человекостул, преследовавший Закалве в кошмарах. Поверить не могу, что кто-то на самом деле сделал модель этого стула...

Что интересно в романе с точки зрения понимания Культуры. Во-первых, становится более очевидной «размытая» организационная структура Контакта и ОО. По сути агенты-люди и Разумы сами на месте принимают решения о методах и целях, другие члены ОО имеют скорее совещательный голос (хотя, конечно, голос суперразумов больших кораблей имеют чуть больший вес, но все равно никто никому ничего не приказывает — только просьбы и рекомендации). Во-вторых, сама идея использования наемников «со стороны». Насколько я понял, в ее пользу у ОО есть несколько аргументов: такого наемника в случае провала нельзя напрямую связать с Культурой; наемник, возможно, куда лучше и быстрее разберется в особенностях примитивной цивилизации (даже не родной ему), поскольку сам происходит из цивилизации сходного уровня развития; наконец, у наемника (если на эту роль был подобран соответствующий человек), по крайней мере в теории, меньше шансов получить психологическую травму (по сравнению с воспитанным в весьма гуманистической Культуре человеком), в случае если ему придется применять варварские — жестокие и кровавые — методы для достижения поставленной задачи.

Единственная проблема — в результате Культура рискует нанять натурального психопата-убийцу. Как это и случилось с Чераденином Закалве.

Читайте другие статьи о Культуре на канале:

#фантастика #научная фантастика #литература #писатели #книги #культура йэна бэнкса