Когда об изнанке балета известно слишком много, хочется отойти от реальности и фактов и погрузиться в выдуманные истории: повседневная жизнь полна событий, от которых хочется ненадолго отвлечься. Конечно, искушенный зритель всегда найдёт неточности, но иногда можно просто пойти за мыслью режиссёров, насладиться красивыми съемками, костюмами и проблемным сюжетом, особенно во время отпусков и каникул. Какие сериалы дают такую возможность?
«Берёзка» 2018
Российский сериал о легендарном ансамбле, основанный Надеждой Надеждиной в 1948 году. История главной героини Вари, которая вопреки своему таланту в швейном деле изо всех сил стремится стать артисткой ансамбля народного танца «Березка», интересна несмотря на свою типичность. На пути к мечте героиня меняется, набирается опыта, пробивается сквозь тернии к звездам, чтобы однажды возглавить и спасти любимый ансамбль. Переплетение интриг и любви, талантов и конкурентов... Отличный сериал, который показывает, как идет к своим целям человек: Варя — с непреодолимой верой в себя, Эдита — танком по жизням других людей.
В момент выхода сериал понравился многим зрителям: занимательный сюжет, съемки в знаменитом репетиционном зале, костюмы, атмосфера творчества, прообраз Надежды Надеждиной в исполнении Лидии Вележевой. Но в то же время создатели фильма встретили и волну критики от зрителей, которые не нашли правдивых фактов о «Берёзке», не поверили актёрам и нашли истории героев нереалистичными, отметив недостаточное внимание танцам и репетициям.
«Большой» 2017 (расширенная версия)
Фильм Валерия Тодоровского «Большой», как и многие другие фильмы о балете, в свое время вызвал умиление балетного мира: видели много раз, ничего нового, ничего правдивого. Но так ли это на самом деле? Помимо великолепного актерского состава во главе с Алисой Фрейндлих и Валентиной Теличкиной, в этом фильме, а если быть точнее, в сериале, много преимуществ, которые можно рассмотреть не с первого раза.
Расширенная версия из четырех серий показывает героев куда лучше, тем скомканный фильм, в котором ни одна сюжетная линия не завершается. Главное преимущество сериала — все главные роли сыграли артисты балета: польская балерина Маргарита Симонова, выпускница МГАХ Анна Исаева, солист балета Театра им. Якобсона Андрей Сорокин, даже Карину в детстве сыграла Анастасия Плотникова — ныне артистка Мариинского театра. Это позволяет создателям фильма показать мир балета без хитростей, которые обычно применяются в кинематографе в такой ситуации.
На контрасте показаны истории Карины и Юли. Карина занимается балетом с раннего детства, мама готова просить, умолять, заплатить любые деньги кому угодно, чтобы у Карины были возможности танцевать ведущие партии. Но педагог Галина Белецкая не видит в Карине подлинного таланта, который видит в Юле. А Ольшанская растет без родительской любви и заботы, ей никто не помогает, она такая, какая есть: грубоватая, уверенная в себе, талантливая. Но как оказывается и в жизни, и в фильмах, талант решает многое, но далеко не всё. Семья не признает заслуг Юли в балете, это становится переломным моментом: героиня теряет смысл в своей учебе и соглашается на предложение матери Карины. Очередное напоминание, насколько важна родительская поддержка в такой сложной профессии, как балет.
«Звезда империи» 2007
Малоизвестный сериал о выдающейся балерине своего времени Матильде Кшесинской, в основе которого лежат воспоминания Матильды Феликсовны. Об этой балерине сказано и снято уже очень многое, но кому-то именно эта работа раскроет становление Кшесинской как балерины, покажет развитие отношений с Наследником. На удивление, урок классического танца Кшесинской и ее одноклассниц показан правдоподобно: упражнения выполнены не слишком идеально, фуэте на полупальцах, почти так, как танцевали сто лет назад.
Конечно, после фильма Алексея Учителя «Матильда» этот российский сериал выглядит не слишком привлекательно. Все-таки развитие кинематографа уже достаточно сильно избаловало зрителя, и такие сериалы спустя несколько лет выглядят простовато. Кстати, роли Кшесинской и Павловой исполняют не артистки балета, а вот в роли Мариуса Петипа — балетмейстер Михаил Лавровский.
«Анна Павлова» 1983
Фильм, а затем и сериал Эмиля Лотяну, полюбившийся в свое время простым зрителям, но отвергнутый профессионалами, уже стал классикой, обязательной к просмотру. В свое время сериал столкнулся с критикой артистов балета: несмотря на то что исполнительница главной роли Галина Беляева — выпускница Воронежского хореографического училища, ее мастерства не хватило для балетных съемок: в некоторых эпизодах Беляеву дублировала артистка Кировского театра Валентина Ганибалова.
Другое дело, что все-таки это художественный фильм о жизни и творчестве Анны Павловой, рассчитанный на широкую публику, которая не очень близко знает балет. И факт, что балерину сыграла артистка балета, дает этому фильму большое преимущество: далеко не все режиссёры делают это основным условием, тем самым усложняя восприятие фильма. Пусть образ Павловой в этом фильме и идеализирован, сюжет все равно открывает основные события жизни балерины. Для этого и создаются художественные фильмы: передать красоту и дух времени, напомнить о великих именах. С этими задачами сериал «Анна Павлова» отлично справляется.