Найти в Дзене
Мир Фэнтези

Маглор - второй сын Феанора с загадочной судьбой. Часть четвёртая. Описание и имена.

В первой, второй и третьей частях своей статьи я говорил о биографии Маглора, его детстве, юности, участии в сражениях Белерианда и судьбе. Здесь же мне бы хотелось рассказать вам о его внешнем виде, увлечениях, главном таланте, именах и ранних концепциях этого персонажа. Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями". Описание Как и все братья, за исключением трёх, Маглор унаследовал от отца чёрные волосы. Кроме того, он считался легконогим бегуном ["История Средиземья, том III", "Песнь о Детях Хурина: III. Файливрин"] и могучим воином ["История Средиземья, том III", "Неоконченные Поэмы, заброшенные на ранней стадии: Бегство нолдоли"], однако его главным талантом оставалось пение. Сильный голос второго сына Феанора далеко разносился над морем и холмами, и второй из братьев стал великим певцом и музыкантом ["История Средиземья, том IV", "Самый ранний "Сильмариллион": Глава
Оглавление

В первой, второй и третьей частях своей статьи я говорил о биографии Маглора, его детстве, юности, участии в сражениях Белерианда и судьбе. Здесь же мне бы хотелось рассказать вам о его внешнем виде, увлечениях, главном таланте, именах и ранних концепциях этого персонажа.

Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".

Описание

Как и все братья, за исключением трёх, Маглор унаследовал от отца чёрные волосы. Кроме того, он считался легконогим бегуном ["История Средиземья, том III", "Песнь о Детях Хурина: III. Файливрин"] и могучим воином ["История Средиземья, том III", "Неоконченные Поэмы, заброшенные на ранней стадии: Бегство нолдоли"], однако его главным талантом оставалось пение.

Сильный голос второго сына Феанора далеко разносился над морем и холмами, и второй из братьев стал великим певцом и музыкантом ["История Средиземья, том IV", "Самый ранний "Сильмариллион": Глава 3: примечание 2"], превосходя в том искусстве всех, кроме одного лишь Даэрона ["Сильмариллион", "Глава 24: О плавании Эарендиля и Войне Гнева"].

Маглор играет на арфе. Елена Куканова.
Маглор играет на арфе. Елена Куканова.

Известно, что из-за увлечения музыкой и поэзией Маглору пришлось углубляться и в языковой вопрос, в частности, обращать внимание на различия между диалектами Северного и Западного Синдарина ["История Средиземья. том XII", "Шибболет Феанора: примечание 22"]. Он обладал большим мастерством в игре на арфе: после его прикосновения к инструменту звук считали "золотым", то есть чистым, за что мать прозвала его Макалауре.

Говорится, что Маглор, будучи одним из тех, "чей голос - дар небес" ["История Средиземья, том III", "Лэ о Лейтиан: Песнь III"], всё же уступал в своём искусстве Даэрону. Второй сын Феанора у скал посвящал свои напевы морю, тревожа перебором струн арфы "безмолвие прибрежных дюн". Поэтому в его песнях главной темой был и остаётся "гул валов морских" ["История Средиземья, том III", "Лэ о Лейтиан: Песнь III"], а голос забытого певца часто сравнивался с морем ["The Hystory of Middle-Earth, Vol. III", "Lay of Leithian: Song III"].

Известно, что, помимо "Нолдолантэ" ("Падение нолдор") Маглор сложил ещё несколько песен: "Плач по Маэдросу", "Люди Эа или менель" и произведение "Меллире Метима Хино Феанаро". Последняя распространилась среди эльфов всего Средиземья, возможно, из-за её горестного напева, что выделяло её среди других творений эльдар, как правило, беззаботных и весёлых.

Впрочем, далеко не все эльфы знали, кто был её сочинителем на самом деле. Данная песня не появляется в рукописи "Лотлориэн", относящейся к "Падению нолдор", обнаруженной археологами, однако, несомненно, считается её частью, поскольку сам Маглор заявлял, будто термин "Нолдолантэ" применим ко всему написанному им когда-либо ["Виньяр Тенгвар, № 11", "Любовная песня Маглора"].

На данный момент остаётся загадкой, кто же был предметом явно несчастной любви Маглора. Некоторые считают, будто той женщиной стала не кто иная, как Алтариэль, или Галадриэль на языке Серых эльфов. Однако такое предположение подкрепляется лишь 16-й строкой песни второго сына Феанора.

Имена

Маглор, помимо общеизвестного, имел ещё несколько имён:

Канафинвэ. Его значение не очень определённо. Оно может означать "Могучий певец" или "Командующий". Сокращённый вариант - Кано ["История Средиземья, том XII", "Шибболет Феанора: Имена сыновей Феанора и легенда о гибели Амрода"].

Макалауре. Является материнским именем Маглора, которое было дано ему Нерданель. Его значение неопределённо, но обычно даётся как "Кующий золото" - поэтическая ссылка на его игре на арфе, поскольку слово лауре никогда не применялось по отношению к металлу ["История Средиземья, том XII", "Шибболет Феанора: Имена сыновей Феанора и легенда о гибели Амрода"]. Существует и другой вариант толкования - "Разрубающий золото", от слов мак/макиль "меч, разрубать" и -лауре "золото" ["История Средиземья, том V", "Этимологии"].

На обыкновенном Синдарине имя второго сына Феанора звучало как "Маглор" с аналогичным значением. Встречался и его вариант на чистом языке Серых эльфов - Маглаур, от маг "меч, разрубать" и -глаур/-глор "золото".

Маэлор. Ранний вариант имени "Маглор" [ "История Средиземья, том XII", "Народы Средиземья: примечание 7"]. Означает "Золотая рука", от слов маэ "рука" и -лор "золото, золотой".

Магалор. Один из квенийских вариантов имени "Маглор" с аналогичным значением ["Виньяр Тенгвар № 41", "Из "Шибболета Феанора": Авторские примечания"].

Doegmund Swinsere. Древнеанглийское имя Маглора. Может означать "Играющий на музыкальном инструменте", от swinsian "играть на музыкальном инструменте" и mund "рука, защита" ["История Средиземья, том IV", "Квента: Приложение 1: Отрывок из перевода "Квента Нолдоринва" на древнеанглийский, сделанного Эльфвине, или Эриолом; а также древнеанглийские эквиваленты эльфийских имён"].

Другие версии

Интересно, что ранее имя "Маглор" носил Берен Однорукий ["История Средиземья, том III", "Лэ о Лейтиан: Песнь I: Комментарии к Песни I"] и менестрель Иварэ ["История Средиземья, том III", "Лэ о Лейтиан: Песнь III: Комментарии к Песни III"], правда, позже это было отвергнуто.

Поскольку в ранней версии главы 15 "Самого раннего "Сильмариллиона" считалось, будто после разорения Дориата из всех сыновей Феанора выжил только один Маглор, то именно с ним Тургон, узнав о гибели Диора, не пожелал иметь никаких дел ["История Средиземья, том IV", "Самый ранний "Сильмариллион": Глава 17"].

Источники

1. "Книга Утраченных Сказаний" - Дж. Толкин: "Науглафринг".

2. "История Средиземья, том III" - Дж. Толкин: "Песнь о Детях Хурина", ""Неоконченные Поэмы, заброшенные на ранней стадии", "Лэ о Лейтиан", "Возобновлённое "Лэ о Лейтиан".

3. "История Средиземья, том IV" - Дж. Толкин: "Самый ранний "Сильмариллион", "Самые ранние "Анналы Белерианда", "Квента".

4. "История Средиземья, том V" - Дж. Толкин: "Более поздние "Анналы Белерианда", "Квента Сильмариллион", "Этимологии".

5. "История Средиземья, том XII" - Дж. Толкин: "Народы Средиземья", "Шибболет Феанора".

6. "Сильмариллион" - Дж. Толкин: "Сильмариллион", "Глава 14: О Белерианде и его королевствах", "Сильмариллион", "Глава 18: О гибели Белерианда и смерти Финголфина", "Глава 24: О плавании Эарендиля и Войне Гнева".

7. "Виньяр Тенгвар, № 11" - К. Хостеттер, П. Уинн, К. Гилсон: "Любовная песня Маглора".

8. "Виньяр Тенгвар, № 42" - К. Хостеттер, П. Уинн, К. Гилсон: "Из "Шибболета Феанора": Авторские примечания".

9. Все фото взяты из открытых источников.

#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец