Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

ТОП-10: Любимые альбомы, вышедшие в 1972 году, по версии Romanist Music

Оглавление

Время поговорить о самых интересных работах, увидевших свет ровно 50 лет назад. Как и обещал, этот формат отличается от прошлогодних кратких разговоров. На этот раз речь пойдёт о десяти (с оговорками) моих любимых альбомах из одного года среди НЕдебютных работ.

Почему не будет дебютников? Ответ читайте ниже (многие пропустили, судя по статистике):

Никаких мест от десятого до первого и обратно, мне это не очень интересно, поскольку жанры представлены совершенно разные. Только работы, которые мне особенно понравились. А без пояснений по каждому из альбомов никуда.

Небольшой коллажик-спойлер.
Небольшой коллажик-спойлер.

Поэтому давайте скорее начинать.

Нил Янг – «Harvest»

Жанр: кантри-рок, фолк-рок, автор-исполнитель

Главный герой новостных лент последней недели – канадско-американский музыкант Нил Янг. С него то я и начну, ведь ровно 50 лет вышел один из самых лучших альбомов в его богатейшей дискографии – «Harvest». Ни сколько влиятельный, сколько тот, с которого вполне можно начать знакомство с Нилом. В своё лично я так и поступил и не пожалел.

Работал Янг над пластинкой не один – он даже привлёк на помощь Лондонский симфонический оркестр и лично для меня сделало песню «A Man Needs a Maid» едва ли не ярчайшим моментом здесь. Недавно её для своего сольного альбома каверов перепел фронтмен Depeche Mode Дэйв Гаан, это было приятнейшей неожиданностью. Словом, «Harvest» совершенно точно подойдёт даже для тех, кого пугают термины «кантри» и «фолк», ведь в первую очередь Нил Янг – легендарный музыкант, актуальный и сегодня.

Что послушать: на пластинке имеется самый известный поп-хит Янга, приятнейшая «Heart of Gold». Вторая по значимости – «Old Man», со своими весьма пронзительными строчками:

Old man, look at my life
Twenty-four and there's so much more
Live alone in a paradise
That makes me think of two

Ещё хотел бы выделить открывающую альбом «Out on the Weekend» и короткую лайв-запись «The Needle and the Damage Done» – антирекламу всех дурных веществ.

The Rolling Stones – «Exile on Main Street»

Жанр: рок, блюз-рок

Энергичные Stones в свой лучший период. Это на мой личный взгляд. Подробный рассказ об этой пластинке находится ниже:

Но если вкратце – в двойной альбом «Exile on Main Street» влезло почти всё, что нужно. Каждый потраченный час на прослушивание данной записи я не считаю бесцельным, в отличие от своих многочисленных соотечественников, предпочитающих, например, «Let It Bleed» или «Goats Head Soup». Единственное, что мне здесь не нравится – чересчур эклектичная обложка. Во всём остальном полнейший порядок, вообще не свойственный собственно самому процессу создания «Exile on Main Street».

Что послушать: думаю вы и без меня давно могли бы разобраться, за что любить или не любить «Изгнание», но я всё же выделю задорную «Rocks Off» в качестве идеального старта, знаковую «Tumbling Dice», тягучую «Sweet Virginia» и один из лучших номеров Кита Ричардса«Happy».

Дэвид Боуи – «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars»

Жанр: глэм-рок, поп-рок

На пользовательском сайте RateYourMusic альбом №1 за 1972 год и №11 вообще. 40 место в списке журнала Rolling Stone. Но даже не это так важно, ведь имя Дэвида Боуи может встречаться в подборках не реже, чем имя его альтер-эго данного времени: Зигги Стардаста. Странного типа, которого он сам создал и сам же собственноручно похоронил спустя время.

Опять-таки, хороший музыкант редко может творить гениальное в одиночку. В данном случае существенную помощь Боуи оказывает его сопровождающая группа. В ней я постоянно выделяю для себя гитариста Мика Ронсона, сыгравшего все лучшие риффы на ранних альбомах Дэвида. Жанр «глэм-рок» довольно узковат, но вот если требуется выделить его самый наилучший релиз – «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» подойдёт для этого просто идеально. Хотя о чём это я? Ведь через год поговорим о другом альбоме с участием Зигги Стардаста, который ничуть не хуже этого!

Что послушать: в очередной раз удивляюсь, что предлагаю послушать что-либо отдельно, ведь «Взлёт и падение Зигги Стардаста и Пауков с марса» – история совершенно концептуальная. Но простите, ведь такие песни, как «Soul Love», «Moonage Daydream», «Starman», «Ziggy Stardust» и «Rock 'n' Roll Suicide» являются лишь маленькой частью богатейшей дискографии легендарного Дэвида Боуи.

Лу Рид – «Transformer»

Жанр: глэм-рок, поп-рок

В 1972-м началась и сольная карьера бывшего лидера культовых The Velvet Underground. Но вот если его одноимённый дебютник, вышедший в апреле, не снискал никаких лавров (как и работы VU), то появившийся в ноябре второй альбом стал чуть ли не самой известной работой Лу Рида. Во многом причина тому, внезапно, опять Дэвид Боуи!

В 71-м Боуи и Рид знакомятся. Естественно, в восторге находятся оба, но по большей части рад именно Дэвид, ведь The Velvet Underground являлись одной из его любимых групп. В конечном итоге он взял в помощники Марка Ронсона и сделал Лу настоящей звездой, спродюсировав этот самый «Transformer». Но было бы это возможно без таланта Рида сочинять совершенно необычные хиты, не проявляя к этому никакого интереса и изображая жуткое безразличие? Сказать сложно.

Что послушать: здесь есть две самые известных вещи на века – ироничная «Perfect Day» и пошловатая «Walk on the Wild Side». Есть романтичная «Satellite of Love». А мне вот больше всего сейчас нравится «Andy's Chest» – очередной кивок в сторону давнего друга Рида, Энди Уорхола.

Стиви Уандер – «Music of My Mind» / «Talking Book»

Жанр: соул, фанк

А вот и теневой герой 1972-го. Сейчас предложу факт, от которого можно просто обалдеть: Стиви Уандеру в том году стукнуло 22 года. И выпущенные сразу два новых релиза стали его 14-м и 15-м студийными альбомами! Работоспособность, вызывающая целую гору респекта.

О чём часто забывают слушатели? Стиви был одним из популяризаторов игры на классических синтезаторах, что в полной мере и было продемонстрировано на предложенных пластинках. Опять-таки, не обошлось без помощи профессионалов, настроивших более электронный звук обновлённого Уандера. Ведь всё, что мы знаем о лейбле Motown – навязчивые синглы и альбомные филлеры. С 1972 года Стиви Уандер, как и ранее Марвин Гэй, стал громкой сенсацией. Заслуженно.

Что послушать: более продуманным мне кажется «Talking Book», но восьмиминутная «Superwoman (Where Were You When I Needed You)» – это космос. Мимо неё советую не проходить.

Во втором же альбоме заметно выделяются «You Are the Sunshine of My Life» и «Superstition». Причём последнюю Уандер сочинил для гитариста Джеффа Бека, но лейбл убедил Уандера выпустить сингл первым и не прогадал.

Can – «Ege Bamyasi»

Жанр: краут-рок

Можно ли считать 1972-й самым удачным годом для рок-музыки? Возможно, ведь на очереди у нас очередной знаковый релиз, который опередил своё время на сотни лет вперёд. Пластинки группы Can совершенно не предназначались для хит-парадов, скорее они стали любимы теми, кто затем стал искать для создания своей музыки неожиданное вдохновение. Но ведь и простым слушателям, вроде меня, их взгляд на музыку оказался весьма приятным и в данном случае именно «Ege Bamyasi» я считаю самым удобоваримым альбомом в дискографии Can.

Всего семь импровизаций, из которых лишь две – «Pinch» и «Soup» – максимально близки к тому, чем Can в принципе известны. Зато во всём остальном мы получаем миролюбивый альбом, где даже нестыдно звучат откровенные поп-хиты. Но эти поп-хиты, повторюсь, мировым чартам были не нужны.

Что послушать: «Sing Swan Song» сэмплировал Канье Уэст, «Vitamin C» играла в фильме Гая Ричи, «Spoon» стала позже именем для американской рок-группы. Как видите, Can действительно любили абсолютно непохожие друг на друга личности.

Oh, sitting on my chair where nobody want to care

Элтон Джон – «Honky Château»

Жанр: пиано-рок, поп-рок, автор-исполнитель

Ещё одна невероятная удача того года – пятый альбом прославленного музыканта Элтона Джона. «Honky Château» отлично демонстрирует пример его сотрудничества с давним соавтором Берни Топином и группой приглашённых музыкантов, на фоне которых пианино Элтона доминирует, но лишь только из-за внушительного таланта самого певца.

Да, возможно это и не самый лучший его альбом, но тут точно есть чем поживиться.

Что послушать: нет никого в мире, кто хотя бы раз не слышал чудесную «Rocket Man». Сильна открывающая песня «Honky Cat», автобиографичная для Джона и Топина. А ещё меня всегда забавляло излишне помпезное настроение в вообще-то достаточно мрачной «I Think I'm Going to Kill Myself».

Yes – «Close to the Edge»

Жанр: симфо-прог, прогрессивный рок

Было бы странно обойти стороной прог-рок и здесь у нас одна из самых широко любимых групп жанра – Yes и их короткий по количеству песен, но зато ёмкий по содержанию альбом «Close to the Edge».

Это третий и последний релиз ещё и самого известного состава группы. Пятёрка Сквайр-Уэйкман-Бруфорд-Андерсон-Хау зажигает здесь не хуже, чем на двух предыдущих. И одному только Биллу ясно, зачем он отправился в King Crimson после выхода этой пластинки (по официальной версии, в поисках свежего вызова себе). С другой стороны, заменой ему стал Алан Уайт, играющий в Yes и по сей день! Кругом противоречия.

Что послушать: весь альбом, безусловно. Впрочем, для затравки и одноимённая вещь длиной почти 20 минут с характерными для прогрессивного рока постоянными сменами настроений вполне подойдёт.

Ник Дрейк – «Pink Moon»

Жанр: современный фолк, автор-исполнитель

Самый короткий альбом в моём списке длится лишь на 10 минут дольше, чем одна лишь «Close to the Edge». В этом нет ничего удивительно, если покопаться в биографии мрачного поэта Ника Дрейка. «Pink Moon» – его последний прижизненный альбом, его самая грустная работа. И, пожалуй, самая лучшая.

На этом альбоме нет вообще ничего, кроме голоса Ника, его гитары и небольшой партии пианино в заглавной песне. Всего за пару октябрьских ночей музыкант со своим продюсером Джоном Вудом создал то, что будущие поколения назовут сильнейшей записью в истории фолка. Думаю, они не лукавят.

Что послушать: опять-таки, альбом недолгий, можно слушать целиком, если готовы к абсолютно тихому и голому фолк-звучанию. Прямо с культовой заглавной «Pink Moon» и далее по списку.

Black Sabbath – «Vol. 4»

Жанр: хэви-метал, хард-рок

И напоследок что-нибудь потяжелее. Печально известный четвёртый альбом культовых Black Sabbath. Печально, потому что записывался он в совершенно нечеловеческих условиях (за подробное описание Дзен взгреет меня как следует), об этом вы наверняка и так в курсе. Но, как это часто бывает, плохие условия привели к тому, что группа выпустила очень крутую запись, повлиявшую на следующие поколения музыкантов.

В привычный стиль Black Sabbath проникли клавишные, некоторые песни и вовсе приобрели сложную форму. Этим ещё больше будут промышлять два следующих альбома, но на «Vol. 4» всё это оттачивается уже со знанием своего дела. И мы помним, что Тони Айомми – король гитарных риффов, а Оззи Осборн – принц беспорядка.

Что послушать: «Wheels of Confusion» характеризует собой всю запись – полнейшие «Колёса путаницы». Меллотронная баллада «Changes» являет собой чувственную сторону группы. «Snowblind» – баловство не без контекста, а инструментальные вещи на пластинке не поддаются правильному описанию.

На этом у меня всё. Пришлось вложить немало сил в этот материал и надеюсь, что вам было интересно. Если так – напишите ваш список лучших альбомов 1972 года в комментариях, а заодно поставьте палец вверх, чтобы оценить авторский труд. Мало ли заслужил.

Также будет интересно ваше мнение по данному формату. Нравится ли и делать в таком же стиле продолжения по другим знаковым годам?

Для тех, кто на канале впервые – подписка поможет задержаться и увидеть другие интересные материалы. Спасибо.

Не забывайте подписываться на Телеграм-канал