Найти тему

Рождественское дерево, Ёлкич и бусы из конфет: праздничные символы Российской империи (подборка фото)

Оглавление

В 19 веке в Российской империи, как и в остальном мире, праздновали Сочельник 24-го и Рождество 25-го декабря. 31-го декабря был Васильев вечер, а потом — святочная неделя. Эти праздники отмечали совсем не так, как мы отмечаем Новый год сегодня. Чтобы было понятнее, начнем издалека.

Как ёлка становилась символом праздника

Ель олицетворяла собой неумирающую природу и называлась «рождественским деревом» (калька с немецкого Weihnachtsbaum). С начала 19 века в Сочельник в домах петербургских немцев в углу гостиной на маленький столик ставили небольшую елочку. В 1817 году такие же скромные елочки впервые стали ставить во дворце и зажигать на них огни на Рождество. В остальном дворянском кругу поддерживались только русские традиции — святочные балы и маскарады.

Со временем увлечение «немецким нововведением» стало указывать на приобщённость дома к европейской культуре и медленно, но неуклонно крепнуть. Это происходило в том числе благодаря моде на произведения немецких писателей — Гофмана и Андерсена. К концу 19 века горожане уже начали соревноваться, у кого елка больше, гуще и богаче украшена. Ее устанавливали в Сочельник и убирали под конец Святок, 7 января.

Елочный базар в саду Аничкова дворца, декабрь 1913 года Фото Карла Буллы
Елочный базар в саду Аничкова дворца, декабрь 1913 года Фото Карла Буллы

В провинциальных помещичьих усадьбах по-прежнему в основном держались традиции Святок, но постепенно «столичная немецкая забава» пришла и к ним. В деревнях елки ставили в школах и они, по воспоминаниям жителей Олонецкой губернии «крепко прижились и крепко полюбились детям и самим отцам». В крестьянских избах елки встречались редко примерно до середины 20-го века.

Ребенок с мамой и няней около елки, 1912 год. Фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Ребенок с мамой и няней около елки, 1912 год. Фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Как появлялись елочные игрушки

Изначально украшения несли глубокий религиозный смысл. Яблоки, мандарины, инжир, чернослив, медовые пряники символизировали дары, которые волхвы поднесли Младенцу. Дерево увенчивали Вифлеемской звездой, которая когда-то сияла в небе предвестницей Рождества, а у подножия ставили распятие. Свечи символизировали сияние «благодатного света», который пронизывает мир после Рождества.

Воз с елками у Никольского рынка, 1913 год. Фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Воз с елками у Никольского рынка, 1913 год. Фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Потихоньку религиозные мотивы стали отходить на второй план, а елочные игрушки превращаться в развлечение. Появились картонные украшения, декор из папье-маше, гирлянды, стеклянные шары, бенгальские огни, мишура. Вот как современники описывают изобилие елочных украшений в 1900 году: «Бусы, снег и амуры из невоспламеняющейся ваты, обезьяны, флаги, сусальное золото, стеклянные шары, бонбоньерки, диамант-пудра, бенгальские огни, зажигательные нитки, комнатные фейерверки».

Кондитерские готовили к Рождеству «хлопушки, дожди золотые, пряничные, миндальные и мятные фигуры, восковые свечи, бусы из конфет, пастилу, драже и мармелад». Рабочие артели делали игрушки из проволоки, ваты, бумаги и вареного крахмала, а иногда клеили на них литографированные картинки.

Изготовление елочных украшений в мастерской по производству елочных украшений, 1913 год. Фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Изготовление елочных украшений в мастерской по производству елочных украшений, 1913 год. Фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Сколько имен сменил Дед Мороз

Примерно тогда же появилось представление о таинственном старике, который дарит подарки детям. Перед тем, как стать Дедом Морозом, он сменил множество имен: старый Рупрехт, Дедушка Николай, добрый Морозко, Мороз, потом Ёлкич, святочный старик, рождественский дед, ёлочный дед. В 1914 году Сергей Александрович Есенин написал стихотворение «Сиротка», где появился Дедушка Мороз, который и закрепился в народной традиции.

Рождественская елка в дворянском доме, начало 20-го века. Фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Рождественская елка в дворянском доме, начало 20-го века. Фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Новый год был Васильевым вечером и оставался в тени Рождества до января 1918 года, когда Совнарком РСФСР издал декрет, согласно которому в России вводился григорианский календарь. По новому календарю празднование православного Рождества переносилось на 7 января. В атеистическом государстве на первый план вышло празднование Нового года, поэтому елка из рождественского дерева постепенно видоизменилась в новогоднее.