Найти в Дзене

ЦВЕТ Волшебство пигмента

Джозеф Альберс, один из мастеров школы Баухаус и впоследствии профессор Йельского университета, получил известность благодаря своей революционной теории цвета. В пору его зрелости воспроизведение цветов было делом сложным и дорогостоящим, и в распоряжении художников имелось множество справочников и руководств, посвященных тому, как эффективно применять цвета в печати и дизайне. Написанная Альберсом книга «Взаимодействие цветов» (Interaction of colour, 1963) отвергала упрощенный подход к цвету, устанавливая правила его успешного использования, включавшие в себя междисциплинарные экскурсы в точные науки, психологию, эстетику и магию. Альберс выдвинул идею о том, что цвет всегда неустойчив: один и тот же цвет может вызывать различные реакции в зависимости от того, как он расположен по отношению к другим цветам. Возражая против «механического применения или простого утверждения законов и правил цветовых сочетаний», Альберс настаивал на субъективном характере восприятия, имея в виду, что пр

Джозеф Альберс, один из мастеров школы Баухаус и впоследствии профессор Йельского университета, получил известность благодаря своей революционной теории цвета. В пору его зрелости воспроизведение цветов было делом сложным и дорогостоящим, и в распоряжении художников имелось множество справочников и руководств, посвященных тому, как эффективно применять цвета в печати и дизайне. Написанная Альберсом книга «Взаимодействие цветов» (Interaction of colour, 1963) отвергала упрощенный подход к цвету, устанавливая правила его успешного использования, включавшие в себя междисциплинарные экскурсы в точные науки, психологию, эстетику и магию.

Альберс выдвинул идею о том, что цвет всегда неустойчив: один и тот же цвет может вызывать различные реакции в зависимости от того, как он расположен по отношению к другим цветам. Возражая против «механического применения или простого утверждения законов и правил цветовых сочетаний», Альберс настаивал на субъективном характере восприятия, имея в виду, что практически невозможно увидеть цвет как таковой вне взаимодействия с его окружением.

В своей знаменитой серии «Во славу квадрата» (1949-1976 гг.)-Альберс посредством сотен рисунков и литографий исследовал оптические ощущения, возникающие при сопоставлении гармонирующих и диссонирующих цветов в разнообразныхсочетаниях и размерах. На приведенной работе из этой серии мы можем видеть, что цвета взаимодействуют порой весьма неожиданным образом. Первый квадрат в середине имеет довольно темный оттенок оранжевого, который, однако, кажется менее насыщенным, чем цвет окружающего более светлого квадрата, в то время как еще более светлый оттенок третьего квадрата доминирует во всей цветовой гамме. Восприятие оттенка и насыщенности меняется в зависимости от соотношения квадратов.

«Во славу квадрата» 1967, Джозеф Альберс
«Во славу квадрата» 1967, Джозеф Альберс

Поскольку полноцветные репродукции в настоящее время не являются чем-то особенным, достичь выдающихся результатов с их помощью довольно трудно; чтобы добиться нужного воздействия, недостаточно просто выбрать цвет из веера Pantone. Цвет - союзник дизайнера, но он же и его враг. Поэтому стоит внимательно посмотреть на практические упражнения Альберса, чтобы понять, что цвет имеет силу, которую дизайнеру необходимо укротить, одновременно отдавая должное ее стихийной природе.

🤗